Главные вкладки

    Организация системы работы по профилактике эмоционального выгорания в дошкольном образовательном учреждении.
    статья на тему

    Халимова Винера Фаритовна

    Предварительный просмотр:

    Организация системы работы по профилактике эмоционального выгорания в дошкольном образовательном учреждении.

    Халимова Винера Фаритовна, педагог-психолог, МБДОУ ДСКВ №65 «Озорница», г. Нижневартовск,

      

    Одной из серьезных проблем современного образования является  эмоциональное выгорание педагогов. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

    Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стоит особенно остро.

    Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся  в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами  в  эмоционально  насыщенной  атмосфере  при  оказании профессиональной  помощи.  Первоначально   этот   термин   определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

    Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

    Согласно  современным данным,  под  “эмоциональным  выгоранием”  понимается  состояние  физического, эмоционального  и  умственного   истощения,   проявляющееся   в   профессиях социальной сферы.

    В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

    Фазы эмоционального выгорания

    Характеристика фаз

    Истощение  

    Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления.

    Резистентность

    При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

    Напряжение  

    Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования СПВ. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия.

    Внешние факторы эмоционального выгорания:

    • специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
    • организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
    • демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.  

    Внутренние факторы эмоционального выгорания:

    • коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
    • ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами;
    • неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

    Факторы проявления:

    • чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
    • дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
    • негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

    Симптомы проявления эмоционального выгорания

    Физические симптомы

    • резкое повышение утомляемости
    • хроническая усталость
    • головные боли
    • восприимчивость к изменениям внешней среды
    • изменение артериального давления
    • астения (бессилие, слабость)
    • ограничение движений в шее, боли в спине
    • непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
    • увеличение или потеря веса
    • одышка
    • бессонница

    Эмоциональные симптомы

    • пессимизм
    • цинизм
    • чёрствость
    • безразличие
    • агрессивность
    • раздражительность
    • тревога, чувство вины

    Поведенческие симптомы

    • желание отдохнуть
    • безразличие к еде
    • оправдание употребления лекарств

    Интеллектуальные симптомы

    падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам

    Социальные симптомы

    • низкая социальная активность
    • падение интереса к досугу, увлечениям
    • социальные контакты ограничиваются работой
    • скудные отношения на работе и дома

    Эмоциональное выгорание не является неизбежным.  Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут  предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

    На сегодняшний день используются разнообразные  подходы  в  разрешении обозначенных выше трудностей.  

    Наиболее распространенным  средством  является  непрерывное  психолого-педагогическое  образование  педагога,  повышение  его   квалификации.    Со   стороны   администрации   нужна   система   поощрений,    должны использоваться  методы  психологической  разгрузки.

    Важным аспектом  в  профессиональной  деятельности  педагога  является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает  тогда,  когда  педагог сталкивается  с  новой,  необычной,  трудноразрешимой  для  него  проблемой, которая  не  имеет   однозначного   решения   или   предполагает   несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог  находится  в  состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения,  что  побуждает  его  к импульсивным  действиям.  Или  в  случае  если  он  находится   в   ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

      Еще одно важное условие состоит  в  наличии  разделения  между  работой  и  домом, между профессиональной  и  частной  жизнью.  Выгорание  усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и  не  позволять  им распространять  ее  на  домашнюю  жизнь.  Семейные  проблемы,   являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением  рутинности”,  когда  люди  направленно  участвуют  в  специальных  мероприятиях,  полностью  не  связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о  работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть  физические упражнения или уединение на некоторое время в парке,  чтобы  поразмышлять, или просто горячая ванна.

    В нашем учреждении организована система работы для профилактики эмоционального выгорания педагогов

    Название этапа

    Цель

    Методы и приемы

    Ответственный

    1. Информирование педагогов

    расширение информированности сотрудников о том,   как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность

    • Выпуск буклетов, памяток, постеров
    • Выступление на педсовете,  собрании коллектива

    Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог

    2.Эмоциональная поддержка и стимулирование      

    создание хорошего климата внутри коллектива,  чувства достаточной эмоциональной поддержки от  коллег и администрации 

    • Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения,  рейтинг «Профессиональные достижения»
    • Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие  педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий,        тьютерство
    • Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни детского сада, праздники и дни рождения 

    Заведующий, председатель ППО, зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог

    3.Профессиональная помощь

    сохранение качества профессиональной деятельности педагогов

    • Непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.
    • Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов.
    • Организация работы творческих групп.
    • Проведение семинаров-тренингов:

    -«Коммуникативные игры»

    -«Обучение способам саморегуляции»

    -«Профессиональный рост»;

    Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог

    Таким образом, педагогу необходимо постоянно следить за своим психологическим здоровьем, эмоциональным состоянием, так как системе образования нужен человек, способный стать примером для детей и молодежи. Поэтому современный педагог должен иметь высокий уровень психологической компетенции, уметь правильно эмоционально отреагировать на постоянно возникающие ситуации в работе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»

    Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...

    Система работы по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников

    Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников...

    Презентация "Итоги работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов"

    Работа проводилась с педагогами МБДОУ, по программе "Место, где мне хорошо"....

    Саморегуляция в профилактике эмоционального выгорания работников дошкольного учреждения.

    Переоценить значимость профессионального выгорания в современном мире, где с каждым днем увеличивается поток информации, закручивает в водоворот новых событий, окружают стрессы и дистрессы, переутомле...

    "Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовательного учреждения"

    Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. В этой статье даны советы, как избежать...

    Система работы по профилактике эмоционального выгорания сотрудников ДОУ

    Целенапрапленная психологическая помощь в профилактики эмоционального выгорания создает необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о личном и профессиональном развитии у пед...

    ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных ...