Организация системы работы по профилактике эмоционального выгорания в дошкольном образовательном учреждении.
статья на тему

Халимова Винера Фаритовна

Предварительный просмотр:

Организация системы работы по профилактике эмоционального выгорания в дошкольном образовательном учреждении.

Халимова Винера Фаритовна, педагог-психолог, МБДОУ ДСКВ №65 «Озорница», г. Нижневартовск,

  

Одной из серьезных проблем современного образования является  эмоциональное выгорание педагогов. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стоит особенно остро.

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся  в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами  в  эмоционально  насыщенной  атмосфере  при  оказании профессиональной  помощи.  Первоначально   этот   термин   определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Согласно  современным данным,  под  “эмоциональным  выгоранием”  понимается  состояние  физического, эмоционального  и  умственного   истощения,   проявляющееся   в   профессиях социальной сферы.

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Фазы эмоционального выгорания

Характеристика фаз

Истощение  

Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления.

Резистентность

При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

Напряжение  

Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования СПВ. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия.

Внешние факторы эмоционального выгорания:

  • специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
  • организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.  

Внутренние факторы эмоционального выгорания:

  • коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
  • ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами;
  • неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Факторы проявления:

  • чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
  • негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

Симптомы проявления эмоционального выгорания

Физические симптомы

  • резкое повышение утомляемости
  • хроническая усталость
  • головные боли
  • восприимчивость к изменениям внешней среды
  • изменение артериального давления
  • астения (бессилие, слабость)
  • ограничение движений в шее, боли в спине
  • непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
  • увеличение или потеря веса
  • одышка
  • бессонница

Эмоциональные симптомы

  • пессимизм
  • цинизм
  • чёрствость
  • безразличие
  • агрессивность
  • раздражительность
  • тревога, чувство вины

Поведенческие симптомы

  • желание отдохнуть
  • безразличие к еде
  • оправдание употребления лекарств

Интеллектуальные симптомы

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам

Социальные симптомы

  • низкая социальная активность
  • падение интереса к досугу, увлечениям
  • социальные контакты ограничиваются работой
  • скудные отношения на работе и дома

Эмоциональное выгорание не является неизбежным.  Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут  предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

На сегодняшний день используются разнообразные  подходы  в  разрешении обозначенных выше трудностей.  

Наиболее распространенным  средством  является  непрерывное  психолого-педагогическое  образование  педагога,  повышение  его   квалификации.    Со   стороны   администрации   нужна   система   поощрений,    должны использоваться  методы  психологической  разгрузки.

Важным аспектом  в  профессиональной  деятельности  педагога  является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает  тогда,  когда  педагог сталкивается  с  новой,  необычной,  трудноразрешимой  для  него  проблемой, которая  не  имеет   однозначного   решения   или   предполагает   несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог  находится  в  состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения,  что  побуждает  его  к импульсивным  действиям.  Или  в  случае  если  он  находится   в   ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

  Еще одно важное условие состоит  в  наличии  разделения  между  работой  и  домом, между профессиональной  и  частной  жизнью.  Выгорание  усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и  не  позволять  им распространять  ее  на  домашнюю  жизнь.  Семейные  проблемы,   являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением  рутинности”,  когда  люди  направленно  участвуют  в  специальных  мероприятиях,  полностью  не  связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о  работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть  физические упражнения или уединение на некоторое время в парке,  чтобы  поразмышлять, или просто горячая ванна.

В нашем учреждении организована система работы для профилактики эмоционального выгорания педагогов

Название этапа

Цель

Методы и приемы

Ответственный

  1. Информирование педагогов

расширение информированности сотрудников о том,   как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность

  • Выпуск буклетов, памяток, постеров
  • Выступление на педсовете,  собрании коллектива

Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог

2.Эмоциональная поддержка и стимулирование      

создание хорошего климата внутри коллектива,  чувства достаточной эмоциональной поддержки от  коллег и администрации 

  • Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения,  рейтинг «Профессиональные достижения»
  • Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие  педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий,        тьютерство
  • Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни детского сада, праздники и дни рождения 

Заведующий, председатель ППО, зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог

3.Профессиональная помощь

сохранение качества профессиональной деятельности педагогов

  • Непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.
  • Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов.
  • Организация работы творческих групп.
  • Проведение семинаров-тренингов:

-«Коммуникативные игры»

-«Обучение способам саморегуляции»

-«Профессиональный рост»;

Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог

Таким образом, педагогу необходимо постоянно следить за своим психологическим здоровьем, эмоциональным состоянием, так как системе образования нужен человек, способный стать примером для детей и молодежи. Поэтому современный педагог должен иметь высокий уровень психологической компетенции, уметь правильно эмоционально отреагировать на постоянно возникающие ситуации в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»

Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...

Саморегуляция в профилактике эмоционального выгорания работников дошкольного учреждения.

Переоценить значимость профессионального выгорания в современном мире, где с каждым днем увеличивается поток информации, закручивает в водоворот новых событий, окружают стрессы и дистрессы, переутомле...

"Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовательного учреждения"

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. В этой статье даны советы, как избежать...

Система работы по профилактике эмоционального выгорания сотрудников ДОУ

Целенапрапленная психологическая помощь в профилактики эмоционального выгорания создает необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о личном и профессиональном развитии у пед...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных ...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений.   «Профилактика эмоционального выгорания личности»В течении последних десятилетий проблема сохранения ...

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений»

laquo;Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений»...