«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»
статья по теме

Чигинцева Екатерина Павловна

Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc874.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»

Исследование эмоционального выгорания у представителей профессии педагога обусловливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью.

Большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.

       Научный интерес исследования этой проблемы обусловлен недостаточной изученностью данной проблематики применительно именно к педагогам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, и  актуальностью проблемы, которая  заключается в том, что феномен эмоционального выгорания играет важную роль в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Общение, как один из компонентов данной проблемы, с детьми и коллегами по-разному эмоционально окрашено, и поэтому его трудно поддерживать на одинаковом уровне.

           Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и зависит непосредственно от стажа работы. Однако данные противоречиво говорят об обратном, а именно, изучая теоретические методы (анализ философской, психолого-педагогической литературы с целью обобщения отечественного и зарубежного опыта); методы наблюдения и беседы с коллективом; эмпирические методы (анкетирование, тестирование); методы обработки данных, педагогического коллектива, состоящего из 40 педагогов различного возраста и с разным стажем профессиональной деятельности.

           Проводя исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и стажа педагогической деятельности воспитателей в несколько этапов:

  1. организационный этап эксперимента
  • подбор диагностических методик
  • формирование выборки испытуемых;
  1. исследовательский этап
  • изучение влияния стажа педагогической деятельности на уровень синдрома эмоционального «выгорания»;
  1. аналитический этап эксперимента
  • анализ, полученных данных, подбор рекомендаций, направленных на профилактику эмоционального «выгорания».

По результатам методики выявления эмоционального выгорания MBI К.Маслач и С.Джексона мы получили следующие данные.

В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 48,5%, во вторую группу 13 человек, что составляет 39%, и в третью группу 8 человек, что составляет 12,5%. Наибольшее количество педагогов, данной выборки, имеют синдром эмоционального выгорания полностью сформированным. Это проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к воспитанникам.

Вторую группу по количеству испытуемых, составили воспитатели, с формирующимся синдромом эмоционального выгорания. У респондентов данной группы наблюдается эмоциональное истощение, которое рассматривается как основная составляющая профессионального сгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Это подтверждает, что большинство членов педагогического коллектива подвержены синдрому эмоционального выгорания в разной степени, в независимости от продолжительности педагогической деятельности.

Для более точного подтверждения, мы выявили симптомы эмоционального выгорания, которые встречаются у педагогов данной выборки. У наибольшего количества респондентов (67%)  отмечается наличие симптома «эмоционального дефицита».

Вторую группу составили испытуемые (24%), у которых был выявлен симптом «тревоги и депрессии».

Третью группу составили респонденты (9%) – с симптомом «неудовлетворенности собой».

Можем отметить, что все воспитатели данной выборки, имеют какую либо степень выраженности данных симптомов, что никак не зависит от стажа их педагогической деятельности.

Анализируя показатели, можно заметить, что в стадии «напряжения» наиболее высокие показатели, имеют педагоги со стажем работы: от 0 до 5 лет и от 10 до 15 лет. В группах от 5 до 10 лет и от 15 до 20 показатели имеют более низкий уровень. Стадия «истощения»  наиболее ярко выражена у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и от 15 и выше.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.

         Внедряя в работу тренинги, позволяющие педагогам, воспитателям для оказания помощи педагогу в решении вопросов личностного благополучия,  на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних  ресурсов личности.

В ходе тренингов повышается активность участников, отмечается ослабление психологической напряжённости и тревоги. Это сопровождается повышением спонтанности в эмоциональных реакциях, снижением самоконтроля повышением искренности в выражениях чувств. Развитие этих качеств и приобретенный опыт позволяет участникам освобождаться от комплекса психологических защит и свидетельствует  «росту» личности.

Следует отметить, что педагоги и воспитатели, с которыми проводилась работа, уровень эмоционального выгорания понизился, получили еще возможность тренировать полученные умения на практике, применяя их в своей профессиональной и повседневной жизни.

Обобщая выше изложенное, можно утверждать, что синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трениг для педагогов дошкольного образовательного учреждения "Профилактика синдрома профессионального выгорания"

Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любы...

"Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовательного учреждения"

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. В этой статье даны советы, как избежать...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по обучению детей татарскому языку муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка -детский сад» г. Нурлат Республики Татарстан Камаловой Гульназ Габ

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по обучению детей татарскому языку муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка -дет...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных ...

«Организация методической работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

          Правила дорожного движения – документ, регламентирующий единый порядок дорожного движения. Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и...


 

Комментарии

Миничкина Ольга Анатольевна

Спасибо, Екатерина Павловна, очень интересно раскрыта тема.