Проект "Перезагрузка" по профилактике эмоционального выгорания и восстановления психологических ресурсов сотрудников
проект по психологии
Актуальность проблемы.
Проблема профилактики выгорания и восстановления психологических ресурсов не теряет своей актуальности.
В профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т.е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом профессионального эмоционального выгорания (состояние физического, эмоционального и умственного истощения). Поэтому профилактика профессионального эмоционального выгорания должна стать важным направлением в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.
О психологическом здоровье педагогов говориться очень мало, а еще меньше уделяется внимания профилактике эмоционального выгорания. Безусловно, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в больше мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью человека, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей дошкольников, оказывает сильное влияние на характер профессионального общения педагога.
Значительная часть педагогов профессионального образования имеют признаки эмоционального выгорания различной степени выраженности. 50% педагогов имеют высокий уровень выраженности симптомов эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Они не видят возможности для изменения состояния и не предпринимают своевременных шагов по его нормализации. Негативные последствия выгорания педагогов/сотрудников распространяются не только на физическое и эмоциональное состояние, но также способствуют снижению производительности труда и отрицательно сказываются на качестве подготовки обучающихся.
Проблема.
Проблема эмоционального выгорания рассматривается на уровне профессионального сообщества, государственного управления и международных организаций:
- значительное число статей, опубликованных в периодических и научных изданиях, посвящены теме выгорания преподавателей, причем почти 2/3 статей относятся к периоду 2019-2021 гг. (https://docs.google.com/document/d/1YtBBychL5sGatgggdKBM2kSI8nGFl_8qvfucGHALdAo/edit?usp=sharing);
- в рамках реализации Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» Министерство труда и социальной защиты РФ в 2019 году инициировало проведение научно-исследовательской работы в области оценки факторов, способствующих формированию эмоционального выгорания (https://www.gazeta.ru/science/2019/07/30_a_12543091.shtml);
- Всемирная организация здравоохранения в 2019 году включила синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней в разделе «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения» (https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/);
- мониторинг Евросоюза в сфере психического здоровья EU Mental Health Compass показал необходимость активного участия государства в создании здоровых условий труда при обязательном вовлечение заинтересованных сторон, включая и работников, и работодателей (https://plus.rbc.ru/news/5e92cf917a8aa9ce7d0a5033).
Заинтересованность у специалистов психологической службы Детского сада «Солнышко» в разработке данного проекта возникла при актуализации группового запроса педагогов на организацию консультирования и профилактической работы по эмоциональному выгоранию.
В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями, в беседах с педагогами зачастую видны проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:
- неспособность педагогов к эмоциональной саморегуляции одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога;
- эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой);
- редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).
Причина проблемы в том, что психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса. Эмоциональная напряжённость особенно влияет на молодых педагогов.
Последствия неспособности к эмоциональной саморегуляции заключаются в том, что часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как раздражительность, тревожность, пессимизм. Это негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами.
Решение проблемы мы видим: в создании благоприятных условий по оптимальной реализации педагога в профессии, и получении удовлетворения от продуктов своего труда.
Представленный проект рассчитан на 2024-2027 учебные годы и направлен на профилактику эмоционального выгорания сотрудников детского сада, повышения профессиональных компетенций на основе формирования навыков осознанности и коррекции психических состояний. Проект «Перезагрузка» предлагает комплексный подход к решению данной проблемы. Сознание педагогами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самосуществования в профессиональном труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания.
Профилактическая работа включает в себя групповые и индивидуальные встречи с сотрудниками, проведение мероприятий по профилактике выгорания (консультации, тренинги, семинары), помощь в преодолении эмоциональных негативных установок.
Чтобы достичь определённого уровня контроля над психикой, требуются систематические тренировки и регулярные консультации педагога-психолога.
Целевая аудитория проекта представлена воспитателями, узкими специалистами, сотрудниками МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко», проживающие в с. Яр-Сале, Ямальского района, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Целью проекта является создание на базе Детского сада «Солнышко» условий для профилактики и преодоления «синдрома эмоционального выгорания» и восстановления психологических ресурсов сотрудников.
Задачи проекта.
- Повысить информированность участников проекта о причинах профессионального выгорания и способах решения проблемы.
- Разработать информационно-методические материалы по диагностике и коррекции симптомов выгорания, которые легко встраиваются в профессиональную деятельность педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
по профилактике эмоционального выгорания и восстановления психологических ресурсов сотрудников
Специалисты психологической службы:
С.Ф.Журина, О.А.Злыгостева, Н.С.Чуева
с. Яр-Сале, 2024 год
Актуальность проблемы.
Проблема профилактики выгорания и восстановления психологических ресурсов не теряет своей актуальности.
В профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т.е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом профессионального эмоционального выгорания (состояние физического, эмоционального и умственного истощения). Поэтому профилактика профессионального эмоционального выгорания должна стать важным направлением в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.
О психологическом здоровье педагогов говориться очень мало, а еще меньше уделяется внимания профилактике эмоционального выгорания. Безусловно, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в больше мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью человека, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей дошкольников, оказывает сильное влияние на характер профессионального общения педагога.
Значительная часть педагогов профессионального образования имеют признаки эмоционального выгорания различной степени выраженности. 50% педагогов имеют высокий уровень выраженности симптомов эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Они не видят возможности для изменения состояния и не предпринимают своевременных шагов по его нормализации. Негативные последствия выгорания педагогов/сотрудников распространяются не только на физическое и эмоциональное состояние, но также способствуют снижению производительности труда и отрицательно сказываются на качестве подготовки обучающихся.
Проблема.
Проблема эмоционального выгорания рассматривается на уровне профессионального сообщества, государственного управления и международных организаций:
- значительное число статей, опубликованных в периодических и научных изданиях, посвящены теме выгорания преподавателей, причем почти 2/3 статей относятся к периоду 2019-2021 гг. (https://docs.google.com/document/d/1YtBBychL5sGatgggdKBM2kSI8nGFl_8qvfucGHALdAo/edit?usp=sharing);
- в рамках реализации Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» Министерство труда и социальной защиты РФ в 2019 году инициировало проведение научно-исследовательской работы в области оценки факторов, способствующих формированию эмоционального выгорания (https://www.gazeta.ru/science/2019/07/30_a_12543091.shtml);
- Всемирная организация здравоохранения в 2019 году включила синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней в разделе «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения» (https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/);
- мониторинг Евросоюза в сфере психического здоровья EU Mental Health Compass показал необходимость активного участия государства в создании здоровых условий труда при обязательном вовлечение заинтересованных сторон, включая и работников, и работодателей (https://plus.rbc.ru/news/5e92cf917a8aa9ce7d0a5033).
Заинтересованность у специалистов психологической службы Детского сада «Солнышко» в разработке данного проекта возникла при актуализации группового запроса педагогов на организацию консультирования и профилактической работы по эмоциональному выгоранию.
В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями, в беседах с педагогами зачастую видны проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:
- неспособность педагогов к эмоциональной саморегуляции одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога;
- эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой);
- редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).
Причина проблемы в том, что психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса. Эмоциональная напряжённость особенно влияет на молодых педагогов.
Последствия неспособности к эмоциональной саморегуляции заключаются в том, что часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как раздражительность, тревожность, пессимизм. Это негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами.
Решение проблемы мы видим: в создании благоприятных условий по оптимальной реализации педагога в профессии, и получении удовлетворения от продуктов своего труда.
Представленный проект рассчитан на 2024-2027 учебные годы и направлен на профилактику эмоционального выгорания сотрудников детского сада, повышения профессиональных компетенций на основе формирования навыков осознанности и коррекции психических состояний. Проект «Перезагрузка» предлагает комплексный подход к решению данной проблемы. Сознание педагогами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самосуществования в профессиональном труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания.
Профилактическая работа включает в себя групповые и индивидуальные встречи с сотрудниками, проведение мероприятий по профилактике выгорания (консультации, тренинги, семинары), помощь в преодолении эмоциональных негативных установок.
Чтобы достичь определённого уровня контроля над психикой, требуются систематические тренировки и регулярные консультации педагога-психолога.
Целевая аудитория проекта представлена воспитателями, узкими специалистами, сотрудниками МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко», проживающие в с. Яр-Сале, Ямальского района, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Целью проекта является создание на базе Детского сада «Солнышко» условий для профилактики и преодоления «синдрома эмоционального выгорания» и восстановления психологических ресурсов сотрудников.
Задачи проекта.
- Повысить информированность участников проекта о причинах профессионального выгорания и способах решения проблемы.
- Разработать информационно-методические материалы по диагностике и коррекции симптомов выгорания, которые легко встраиваются в профессиональную деятельность педагогов.
- Реализовать различные траектории коррекции профессионального выгорания педагогов на основе психологической диагностики.
- Сформировать группу лидеров из числа сотрудников, готовых оказывать поддержку коллегам и вести деятельность по профилактике профессионального выгорания.
- Актуализировать проблему эмоционального выгорания сотрудников в Детском саду «Солнышко».
Механизм решения проблемы.
Для решения проблемы можно использовать различные способы саморегуляции:
-способы, основанные на волевом регулировании состояний, действий, поступков. К ним относят метод создания установки, самовнушение, самоприказ, самоутешение, переключение, самоанализ, приёмы логики, рассуждения, рационализации, речевую разрядку и другие. 1
Игровые способы. Педагог проигрывает в позиции другого субъекта разные условия и ситуации профессиональной деятельности. 1
Физическая нагрузка (спортивные игры, упражнения и др.). 1
Аутогенные тренировки. 14 Методика основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). 1
Саморегуляция по средством внешних проявлений (мимика, жесты, речь, дыхание, движения). 1
Проект включает следующие этапы:
1. Проведение диагностического исследования, направленного на выявление проявлений и причин эмоционального выгорания сотрудников; обработать и проанализировать результаты.
2. Методическая разработка диагностического инструментария и программы психологической коррекции, направленной на снижение выраженности симптомов эмоционального выгорания.
3. Апробация методики психологической коррекции в целевой группе, сформированной на основе диагностики эмоционального выгорания, для самостоятельного наблюдения и регуляции состояния.
4. Распространение среди сотрудников диагностической карты и методических рекомендаций, формирование курса для самостоятельного прохождения, предоставление психологических консультаций по результатам прохождения курса.
5. Формирование группы лидеров среди сотрудников, которые осуществляют поддержку коллег в рамках проведения профилактических занятий.
6. Подготовка рекомендаций для сотрудников по профилактике эмоционального и профессионального выгорания.
7. Организация и проведение итоговой конференции педагогов для определения направления развития проекта в будущем.
На протяжении 2024-2027 учебных годов сотрудники имеют возможность получать поддержку в различных форматах: индивидуальные консультации, группы поддержки, самостоятельное использование методических материалов, прохождение онлайн-курса и участие в открытых мастер-классах, тренингах, семинар-практикумах. Комплекс поддерживающих мероприятий будет реализован педагогами-психологами Детского сада «Солнышко».
Качественные показатели проекта.
В ходе реализации проекта сотрудники детского сада приобретают знания и умения управления своим эмоциональным состоянием с помощью способов саморегуляции, у них формируется стрессоустойчивость. Качественно меняются отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (минимизируется конфликтность, раздражительность, напряженность). Развитие профессиональной мобильности сотрудников, которая раскрыла бы перед ними новые возможности самореализации, повысила их ценность, конкурентоспособность.
Перспективное планирование на 2024-2025 учебный год
Дата проведения | Наименование мероприятия | Ответственные |
Ноябрь . |
| Психологическая служба |
Декабрь |
| Психологическая служба |
Январь |
| Психологическая служба, педагог дополнительного образования (Плисик Н.В.) |
Февраль |
| Психологическая служба |
Март |
| Психологическая служба |
Апрель |
Диагностическое исследование по экспресс оценке выгорания (см. Приложение 3). | Психологическая служба |
Май | • Занятия в сенсорной комнате (индивидуальные/подгрупповые). Снятие психического напряжения у сотрудников. Подведение итогов по данному проекту. Обобщение и транслирование опыта | Психологическая служба |
Список литературы
1.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ - 2004 №4
2. Водопьянова Н. Е., Синдром выгорания. Н. Водопьянова, Е. Старченкова- 2008(Практическая психология.) Спб.: - Питер, 2008. - 358 с.
3. Кузьмина Ю. М., Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика. монография. Ю. М. Кузьмина- 2007
4. Мушастая Н. В., Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. специальность 19.00.13 <Психология развития, акмеология>. Мушастая Наталья Викторовна- 2007
5.Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог . 2003.№43
Приложение 1.
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору — на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других — и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" — у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" — у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны — и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" — У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа «А» — нормальная.
для ответов типа « Б» — неустойчивая.
для ответов типа «В» — свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Приложение 2.
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:
1. Воспитатель детского сада – это:
А. Добрая лошадка все свезет.
Б. Без матки пчелки – пропащие детки.
В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом
копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив – это:
А. В мире, что в море.
Б. У одной овечки да семь пастухов.
В. Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей – значит:
А. Что посеешь – то и пожнешь.
Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей – значит:
А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.
Б. Перемелется – все мука будет.
В. Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей – значит:
А. Сей день не без завтра.
Б. Высоко летаешь, да низко садишься.
В. Палка о двух концах.
6. Работа с родителями – это:
А. Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.
В. По способу пешего хождения.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!
"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.
"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом.
Приложение 3.
Экспресс оценка выгорания
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте. | |||
1 | Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен | Да | Нет |
2 | Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | Да | Нет |
3 | Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры | Да | Нет |
4 | То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. | Да | Нет |
5 | На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | Да | Нет |
6 | Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно | Да | Нет |
7 | С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | Да | Нет |
8 | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | Да | Нет |
9 | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям | Да | Нет |
10 | За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое | Да | Нет |
Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников.
Профилактические меры по предотвращению синдрома профессионального выгорания....

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...
Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания»
Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. В...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...

Система работы по профилактике эмоционального выгорания сотрудников ДОУ
Целенапрапленная психологическая помощь в профилактики эмоционального выгорания создает необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о личном и профессиональном развитии у пед...

Проект "Жить здорово!", направленный на сохранение психологического здоровья педагогов и профилактики эмоционального выгорания
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства. Такой педагог за 15-20 лет работы научился решат...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством алгоритма поиска внешних и внутренних ресурсов.
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может повлеч...
