Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
методическая разработка по теме

Козлова Наталья Андреевна

Использование педагогом – психологом

в образовательном процессе современных   образовательных технологий и методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_obr_programm.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование педагогом – психологом

в образовательном процессе современных   образовательных технологий и методик.

Технологии и методики  развивающего обучения:

  1.  «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» под ред. В.Л. Шарохиной.

---Данная программа направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и речи.

  1. «Коррекционно – развивающие занятия с детьми  подготовительной группы» Л.И. Катаевой.

--- В основе занятий – игры и игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов и эмоционально – личностной сферы, а также релаксационные упражнения.

  1. «Тренинговое  развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников  4-6 лет.  Автор – составитель   И.А. Пазухина» .

--- В программе представлена система занятий, направленная на развитие  и коррекцию эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Основная ее цель – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие  его личности, эмоциональный комфорт.

  1. «Программа социально – эмоционального развития дошкольников Я-Ты-Мы» под ред. О.Л. Князевой.

--- Программа «Я-Ты-Мы» состоит из 3 разделов: 1 раздел « Уверенность в себе»  ставит задачу помочь ребенку осознать свои индивидуальные  характерные особенности;  2 раздел «Чувства, желания, взгляды»  помогает научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства,пе6реживания и понимать эмоциональное состояние других людей; 3 раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей способам поведения в отношениях с другими людьми.

  1. «Игротерапия   общения»  М.А. Панфилова.                                                   Цель: Обучение детей отношениям друг с другом, со взрослым. В данной технологии игротерапия используется в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.
  2. «Программа по развитию интеллекта и познавательных способностей детей 5-7 лет». Ю.О. Севостьянова.                                                                     Цель: Развитие

           Технологии развивающего обучения позволяют  посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

            В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

           Использование технологии развивающего обучения большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с  педагогом.

          Технологии развивающего обучения позволяют   развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.

  1. Игровые технологии.

            Используя игровые технологии в образовательном процессе,  педагог  должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью игровых технологий, которые  педагог использует  в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима.

     Игровые технологии, направленные  на развитие внимания.

У дошкольников  происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы.

        Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.  

        Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Используются  дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий  педагог   развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

          Театрально-игровая деятельность  обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

  1. Технология развивающих игр.

         Игровая  деятельность состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. В своей работе использую  развивающие игры с кубами, узорами, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка». Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

         Используя технологии развивающих игр   удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

       В игре решается  сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия  опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка», дети развиваются наиболее успешно.

  1. Технологии проблемного обучения.

      Технологии проблемного обучения предлагают такую организацию учебно- воспитательного процесса, которая предполагает создание  педагогом  проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников  по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.

. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов воспитателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

  1. Информационные компьютерные технологии.

      Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

      Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

       

  1. Технологии ТРИЗ – теория  решения изобретательных задач.  

Теория решения  изобретательских задач используется   для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ помогает  не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Позволяет  воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Дидактические игры с использованием технологий  ТРИЗ использую  на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях.  Например, дидактическая игра «Хорошо – плохо» учит выявлению противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Система  игровых и сказочных задач позволяет научить детей разрешению противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»

        Используя технологии ТРИЗ, педагог учит детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.  

   

  1. Альтернативные технологии.

Здоровьесберегающие технологии .

  1. Технология проектирования.

Педагог – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

    Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

    Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...

Справка об использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Справка об использование педагогом в образовательном  процессе современных образовательных технологий и методик...

Справка об использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Справка об использование педагогом в образовательном  процессе современных образовательных технологий и методик...