Программа Развития МБДОУ на 2012-2015 уч.г.
рабочая программа по теме

Анпилова Татьяна Михайловна

Программа Развития МБДОУ на 2012-2015 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitija_kolokolchik.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                                                        УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                                                                                                                           

решением Совета МБДОУ д/с № 11                                               приказом   заведующего

от______________. протокол №                                                      № ___  от_____________

                                                                                                            заведующий  МБДОУ д/с № 11

                                                                                                             ______________ Т.М. Анпилова

СОГЛАСОВАНО:

на педагогическом совете

МБДОУ  от ___________протокол № ____

                                                                                                                   

                                                                   

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад III категории № 11 «Колокольчик»

на 2012 -2015 уч. г.

п. Нижнедонской

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт Программы Развития…………………………………………………
  2. Пояснительная записка…………………………………………………….…
  3. Характеристика МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик»………………….…………………………………………….
  4. Аналитическое обоснование Программы развития. Основные проблемы……………………………………………………………………….
  5. Ведущие концептуальные подходы………………………..............................

6.Приоритетные направления развития МБДОУ Этапы реализации…………………………………………………………………………

7. Управление реализацией Программы развития………………………………

8. Система организации контроля выполнения Программы развития………..


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик»

Наименование Программы

-Программа развития (далее Программа) МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик»

Обоснование Программы

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27. 10. 2011 года за № 2562);

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);

- Устав МДОУ;

- Положение о Совете МБДОУ

Разработчики Программы

Творческая группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад III категории № 11 «Колокольчик» (далее - МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик»)

Проблема

Обеспечение эффективной работы учреждения, сохранение качества воспитания и образования  с учетом ФГТ на основе  традиций, педагогического потенциала и эффективного использования резервов МБДОУ.

Основная цель и задачи Программы

Построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования.

  1. Разработать концепцию образовательного пространства МБДОУ в режиме развития
  2. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса.
  3. Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность;
  4. Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования;
  5. Обеспечить обновление предметно-развивающей среды МБДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов;
  6. Разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития.

Основные принципы разработки:

  • направленность программы на реализацию задач поэтапной организации образовательного пространства МБДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • соответствие целей, задач, этапов, мероприятий  и механизмов реализации программы концептуальным и нормативным основаниям модернизации современного образования и дошкольного образования, в частности;
  • проектный характер, обеспечивающий единство, целостность и преемственность образовательного пространства в рамках отдельного учреждения, муниципалитета и региона, в целом, позволяющий учесть противоречия и недостатки существующей системы образования, выделить в ней управляющие и диагностирующие механизмы и определить условия оптимального функционирования воспитательно-образовательного процесса МБДОУ;
  • открытое взаимодействие МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик» с отделом образования Администрации Октябрьского района Ростовской области, МБДОУ района, МОУ СОШ № 9, а также с другими учреждениями (ДК, ФАП).

Финансовое обеспечение программы:

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетное финансирование, дополнительные привлеченные средства (родительская плата,  добровольные пожертвования).

Этапы реализации Программы

  • 1 этап: 2012-2013 уч. г. Аналитико-прогностический. Анализ комплекса условий, имеющихся в МБДОУ для поэтапного перехода к реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выявление проблемных зон и «точек развития».
  • 2 этап: 2013-2014 уч.г. Деятельностный. Разработка образовательной программы МБДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы, содержания и механизмов интеграции образовательных областей, содержания вариативной части образовательной программы, содержания программы
  • 3 этап: 2014-2015 уч.г. Рефлексивный. Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Внедрение,  совершенствование и распространение перспективного опыта.  

Ожидаемые результаты

  • Разработана концепция образовательного пространства МБДОУ в режиме развития как  единого информационно-смыслового пространства всех субъектов образовательного процесса МБДОУ.
  • Разработаны и приведены в соответствие нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса.
  • Разработана и принята педагогическая модель выпускника МБДОУ, включающая комплекс показателей по линиям развития.
  • Определены этапы и механизмы разработки образовательной программы МБДОУ, как составляющей образовательного пространства.
  • Разработано обновленное содержание образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования.
  • Осуществлена модернизация учебно-материальной базы по трем направлениям (создание учебно-предметных сред, зонирование групповых комнат, модернизация и развитие средств обучения).
  • Разработана и внедрена система мотивации продуктивной инновационной деятельности педагогического коллектива посредством создания мотивирующей среды МБДОУ в двух направлениях: организации оптимальных условий труда и внедрения системы стимулирования работников МБДОУ, активно участвующих в реализации Программы развития и в инновационной деятельности.
  • Разработан комплекс критериев оценки эффективности образовательного пространства МБДОУ.

Система организации контроля

Контроль хода реализации программы осуществляют:

- Отдел образования Администрации Октябрьского р-на РО

- Совет МБДОУ

I. Пояснительная записка

   Дошкольное образовательное учреждение должно идти в ногу со временем, развивая эффективность воспитательно-образовательной работы учреждения в условиях полноценной системы физкультурно-оздоровительной работы.

  В настоящее время наиболее остро обозначена потребность общества в творческом потенциале личности, способной самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

    Современная  ситуация  в  образовании  выдвигает  требования  к непрерывности, прогрессивности  и  адаптивности  образовательного процесса  и  профессиональной  мобильности  специалистов,  которые  его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие,  финансово-организационные,  социально- педагогические,  методические  и  другие  задачи,  стоящие  перед образовательным учреждением. Перспективы  и  стратегия  деятельности образовательного учреждения находят отражение в Программе развития, понимаемой  как  стратегический  документ,  определяющий  систему текущих  и  перспективных  действий  и  отношений,  ориентированных  на решение  масштабных,  сложных  проблем  образовательной  среды МБДОУ.

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.

Проектирование в образовании – идеальное представление («промысливание») и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, структурирование и оформление его содержания по известному алгоритму деятельности.

Программа развития МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик»- директивный документ, разработанный с учетом федерального, регионального,  муниципального целевых заказов и исходного состояния МБДОУ, содержащий систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации педагогического коллектива.

Данная Программа развития, способствуя формированию современного образовательного пространства МБДОУ, не только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические линии на будущее.

В первом разделе Программы анализируется состояние внешней и внутренней среды ДОУ: характеристика микрорайона, социальный и образовательный уровень родителей воспитанников, краткая справка об учреждении, содержание образования, материально-технической базы, образовательный и профессиональный уровень педагогических кадров и управление образовательной системой.

Во втором разделе Программы представлено аналитическое обоснование Программы, выделены основные проблемы, на решение которых направлена инновационная деятельность коллектива МБДОУ.

        В третьем разделе описаны основные концептуальные подходы, принципы, формулируется цель и основные стратегические направления развития МБДОУ, описываются предполагаемые результаты реализации Программы.

В четвертом разделе определен конкретный поэтапный план мероприятий по реализации Программы.

В пятом разделе описаны механизмы управления и критерии оценки эффективности реализации Программы развития.

Авторы Программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения.

Координация и контроль возлагается Педагогический Совет МБДОУ.

  1. Характеристика образовательного учреждения.

Тип – дошкольное образовательное учреждение;

Вид – детский сад общеобразовательного вида;

Полное наименование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад III категории № 11 «Колокольчик»;

Сокращенное наименование – МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик.

Учреждение  имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности серия А   № 147335 от 14.02.2008г. с бессрочным  сроком  действия, свидетельство о государственной аккредитации серия  АА № 057554 от 03.04.2002 г.            

МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик» расположено по адресу: Ростовская область, Октябрьский р-н, п. Нижнедонской, ул. Ленина, д.20.

МБДОУ расположено в центре жилого массива, в окружении жилых двухэтажных домов.

МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик» работает 5 дней в неделю, с 07.00 до 19.00

В МБДОУ функционирует 3 возрастных групп с 1,5 до 7 лет, из них:

Группы

Количество групп

Количество детей

Младшая (разновозрастная, два возраста) с 1,5  до 3 лет (общеразвивающей направленности)

1

20

Средняя (разновозрастная, два возраста) с 3 до 5 лет (общеразвивающей направленности)

1

20

Старшая (разновозрастная, два возраста) с 5 до 7 лет (общеразвивающей направленности)

1

20

Итого:

 3

         60

В учреждении создана нормативно-правовая база: Устав, Коллективный договор, Годовой план и другие локальные акты, регулирующие деятельность МБДОУ.

Имеется в наличии сайт МБДОУ http://mbdoy11.ucoz.ru/

Контактная информация: 8 (86360) 3-93-46

  1. Аналитическое обоснование программы.

Основные проблемы.

               Своей главной задачей коллектив МБДОУ считает создание благоприятных условий  для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для максимального развития и оздоровления каждого ребенка, формирование его готовности к дальнейшему обучению.

Государство и общество предъявляют образовательный заказ  системе дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями модернизации российского образования. Государство влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом. Сущность государственного заказа выражается в федеральных законах. Основные ожидания в отношении результатов образования выражены в Концепции модернизации образования и, по сути, обозначают основные цели его функционирования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.

Другим заказчиком в отношении системы образования является общество, поэтому содержание социального заказа со стороны субъектов внешних по отношению к системе образования (работодатели, общественные организации) в значительной степени совпадают. Это потребность в самостоятельных, активных, ответственных людях, которые умеют учиться самостоятельно.

Социальный заказ со стороны субъектов образовательного процесса (педагогов школы и детского сада) – это формирование знаний, а развитие интересов и способностей воспитанников выглядит как необходимое условие для достижения «знаниевого» результата.

Таким образом, государственно-общественный заказ можно представить в виде спектра основных требований к проектированию образовательного пространства МДОУ.

Для кого будет организовано образовательное пространство?

Для детей п. Нижнедонской до 7 лет с разными стартовыми возможностями

Кто будет осуществлять образовательный процесс?

Компетентные специалисты с устойчивым личностно-ориентированным мировоззрением, способные профессионально осмыслить проблемную ситуацию, найти и осуществить способы ее разрешения через исследовательскую, рефлексивную, проектировочную, организационную и коммуникативную деятельность.

На что будет направлен образовательный процесс?

На повышение качества образования через:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей,
  • обеспечение их благополучия; обеспечение готовности выпускника МБДОУ к вхождению в школьную жизнь;
  • развитие ребенка как субъекта отношений с собой, с людьми и с миром;
  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
  • расширение опыта самостоятельных выборов;
  • формирование познавательного интереса у ребенка;
  • сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Какова будет сущность образовательного процесса?

Произойдет замена ценностей обучения на ценности развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

Знания, умения, навыки будут рассматриваться как средства в процессе развития ребенка. При этом общее, стержневое содержание будет варьироваться, наполняться конкретикой через использование разнообразных программ, адекватных возможностям каждого ребенка в зависимости от его  интересов, потребностей, состояния здоровья.

Образовательный процесс будет построен по принципу возрастной сообразности и психологической адекватности.

Основной формой организации образовательного пространства будет личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, педагогика сотрудничества и развития.

В каких условиях будет осуществляться образовательный процесс?

В условиях педагогического сопровождения при систематическом отслеживании динамики развития и состояния здоровья каждого ребенка.

Анализ работы ДОУ с учетом его специфики и необходимости обновления содержания в соответствии с основными направлениями модернизации дошкольного образования позволяет отметить положительные результаты, особенности и одновременно обозначить ряд проблем.


Группы требований обобщенного заказа к будущей модели

Фактические результаты, фиксируемые на 2011-2012 уч. год

Формулируемые проблемы

Причины возникновения проблемы

Положительные достижения ДОУ

Зоны «болевых» точек

Как недостаток внутренних условий организации

Как недостаток внешних по отношению к ДОУ условий

Для кого будет организовано образовательное пространство?

Открытие дополнительной группы на 20 мест.

Снижение уровня заболеваемости.

Стремление педагогического коллектива к поиску наиболее эффективных форм организации образовательного пространства.

Отмечается недостаточный уровень готовности детей к поступлению в ДОУ. Часто родители не владеют информацией о направленности образовательных программ, о психолого-физиологических особенностях развития детей.  

Анализ семей воспитанников –18 % семей неблагополучных,  

49% родителей имеют образование не выше среднего.

Противоречие между современным обобщенным заказом системе дошкольного образования и организацией образовательного пространства ДОУ, уровнем взаимодействия субъектов образовательного процесса

1.Низкий уровень информационной деятельности ДОУ.

2. Маловариативное использование форм взаимодействия с семьями дошкольников, социальными учреждениями поселка.

3. Низкий уровень активности участия семей ребенка в реализации задач ДОУ.

1.Высокая занятость родителей на производстве и как следствие мало времени уделяется воспитанию ребёнка в семье.

2.Родители не придают должного значения дошкольному воспитанию, не понимают важность этого возраста в процессе становления личности ребёнка.

Кто будет осуществлять образовательный процесс?

Педагоги ориентированы на успешную деятельность. Для большинства характерны такие качества, как ответственность, исполнительность, мобильность, заинтересованность в результатах дела.

 Анализ деятельности педагогов ДОУ говорит:

- о неполном или поверхностном представлении педагогов о логике непрерывного образования,

- о приоритетных направлениях модернизации системы дошкольного образования;

-  о недостаточно развитой способности и готовности организовывать свою деятельность ориентируясь на ожидаемый результат;

- о недостаточной заинтересованности педагогов в результатах труда, мотивации к переходу МБДОУ в режим развития, нововведений.

Необходимость подготовки педагогического коллектива к работе в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: несоответствие между необходимостью внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и уровнем готовности педагогов МБДОУ.

1 .Несостоятельность существующей методической работы в детском саду.

2. Отсутствие системности и направленности обучения педагогических кадров МБДОУ

3.Низкий уровень рефлексивного типа управления образовательным процессом.

4. Отсутствие целевого управления достижением прогнозируемого результата, недостаточная его технологизированность.

1. Подготовка педагогических кадров в системе профессионального образования осуществляется по традиционной модели обучения.

2. Недостаточность инновационных программ и опыта обучения педагогов управленческо-педагогической деятельности в образовательной модели личностно-ориентированного типа

На что будет

направлено проектирование нового образовательного пространства

и какова

будет его сущность?

Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее гармоничное развитие детей и базируется на грамотном Программе воспитания и обучения в детском саду «Детство» под ред.

Т. И. Бабаева и др.

Выпускники МБДОУ по результатам индивидуальных бесед с родителями и учителями школ хорошо осваивали программу,

подготовка детей к школе оценивалась учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.

Хотя положение дел с состоянием познавательной сферы воспитанников в детском саду можно считать довольно благополучным, однако у  8,3%  низкий уровень сформированности нравственных норм и правил поведения, у детей не формируется потребность в саморазвитии и умение по собственной инициативе получать знания из различных источников.  Это, несомненно, осложняет обучаемость ребенка к школе, адаптацию ребёнка в новом детском коллективе.


1. Проблема эффективности образовательного процесса: несоответствие между необходимостью обеспечения высокого качества образования и содержанием образовательного процесса, построением предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ.

1. Несоответствие образовательной программы МБДОУ современным требованиям и тенденциям развития дошкольного образования

2. Усредненный подход к развитию воспитанников, не учитывающий  разнородность состава детей в возрастной группе по уровню развития, индивидуальным особенностям.

3. Недооценивание роли игры в развитии ребенка, излишняя регламентированность деятельности, контролирование, оценивание поведения.

4.Низкий процент педагогических кадров, владеющих новым содержанием образования, использующих эффективные технологии обучения и воспитания.

1.Отсутствие единой стратегии развития дошкольного образования.

2. Отсутствие ясных ответов на базовые вопросы (чему, как, когда и кому учить?), неразработанность Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, федеральных требований к результатам и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

3. Отсутствие комплекса диагностических валидных методик для отслеживания эффективности образовательного процесса в МБДОУ в соответствии с ФГТ.

В каких условиях будет осуществляться образовательный процесс?

В МБДОУ созданы хорошие условия для развития детей, охраны и укрепления их здоровья (достаточная площадь здания детского сада, территории, отсутствие загазованности и. т. д.)

Наблюдается закрытость педагогов в своей деятельности.

Учебно-материальная база образовательного процесса недостаточно соответствует современным требованиям к содержанию образовательного пространства.

Недостаточно осуществляется зонирование образовательного пространства с учетом интеграции образовательных областей, вариативности с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на познавательную информативность среды.

1. Проблема формирования политики педагогического сообщества в МБДОУ: противоречие между необходимостью создания условий для перехода к новому содержанию образования и отсутствием  экспериментальных педагогических  команд.

2. Проблема создания учебно-материальной базы современного образовательного пространства: противоречие между необходимостью реализовать новое содержание и имеющимися в МБДОУ условиями.

1. Недостаточная помощь и образовательная поддержка педагогов по организации новых проектов изменения совместной деятельности в жизни МБДОУ, в котором все участники могли бы стимулировать изменения и реализовывать свои планы.

2. Слабая организация мотивационных условий и среды взаимодействия в детском саду.

3. Отсутствие в МБДОУ стратегического плана развития учебно-материальной базы образовательного процесса.

1. Недостаточное бюджетное финансирование обновления учебно-материальной базы образовательного процесса.

2. Неразработанность требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик» наглядно показал, что сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения, воспитания недостаточно способствует развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения (кадровыми, материально-техническими).

Структурирование системы выделенных проблем и причин их возникновения помогла выделить основные проблемные блоки.

  • блок проблем, связанных с содержанием образовательного процесса, используемыми технологиями обучения, организацией образовательного процесса;
  • блок кадровых и мотивационных проблем;
  • блок взаимодействия и преемственности дошкольной и школьной ступени образования;
  • блок   проблем,   связанных с обновлением и эффективным использованием учебно-материальной базы образовательного процесса.

Таким образом, стратегической целью деятельности образовательного учреждения является создание образовательного пространства, обеспечивающего обновление содержания, организации и обеспечения образовательного процесса, позитивную динамику состояния здоровья и развития детей, перспективы дальнейшего развития МБДОУ.


IV. Ведущие концептуальные подходы.

Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности.

Под проектированием образовательного пространства понимается создание проекта, в котором

  • предметом проектирования становится развитие образовательного пространства как системы,
  • заложены механизмы, этапы, конечные результаты развития системы,
  • механизмы задаются не в чистом виде, а как условия для формирования новых механизмов и способов управления в процессе реализации проекта.

Образовательное пространство - это динамичное единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Составляющими образовательного пространства являются образовательная программа, система отношений между субъектами образования, образовательная среда, внутри которой эти взаимоотношения выстраиваются.

Образовательная программа - структурная и функциональная единица образовательного пространства,  которая определенным образом упаковывает содержание учебного материал.  Образовательная  программа - это то,  что цементирует все образовательное пространство, что позволяет освоить целостность, картину мира, которую эта Образовательная программа передаёт.

Таким образом, можно обозначить следующую логику:

  • Образовательная программа является ядром образовательного  пространства,
  • образовательное пространство задает систему социальных отношений,
  • в образовательном пространстве появляется многовариантная среда с обогащенным выбором.

Соответственно, современным управлением в сфере образования является управление образовательными пространствами и образовательными программами.

В современном дошкольном образовании Образовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса в МБДОУ.

Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного процесса, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства и содержания образовательной деятельности. Цели и задачи проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 5 статьи 14). Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательная программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в МБДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов  с учетом приоритетности  видов детской деятельности в каждом возрастном  периоде.

Программа должна показать:

  • как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
  • какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
  • как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.

Образовательная программа МБДОУ должна соответствовать определенным принципам.

  1. Соответствовать принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  2. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  3. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
  4. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
  6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

ФГТ определяют планируемые результаты образовательного процесса – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Формирование перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:

- по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;

- в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

- с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление.

Эффективность образовательного процесса в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования напрямую зависит от педагогического мастерства воспитателей, культуры, уровня целенаправленного влияния педагога на каждого ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Образовательный процесс в МБДОУ реализуется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.  Новизна программы в реализации подхода к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

V. Приоритетные направления развития образовательного учреждения. Этапы реализации.

Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в результатах этих преобразований. Преобразования возможны только при становлении новой организационной культуры, которая будет базироваться:

  •  на высокой индивидуальной инициативе каждого сотрудника МБДОУ;
  •  на ценности качества и эффективности проделанной работы.

В программе преобразований МБДОУ на период 2012-2015 гг. выделяются 4 приоритетных направления деятельности, которые развиваются и реализуются параллельно друг другу.


План действия по реализации Программы развития на первом этапе (2012г.)

Основные направления преобразований, задачи

Действия (мероприятия)

Сроки

Ответственные

(что?)

(как?)

(когда?)

(кто?)

Определение направлений развития МБДОУ

1.Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней, направленных на модернизацию дошкольного образования.

2.Проведение проблемно-ориентированного анализа состояния образовательного пространства МБДОУ, выявление «точек развития».

Постоянно

Апрель-май

Заведующая

 

Разработка концепции образовательного пространства МБДОУ в режиме развития

1.Создание творческой группы по разработке Программы развития МБДОУ.

2.Разработка концептуальных подходов, Программы развития МБДОУ на период 2012-2015г.г.

Февраль

Апрель-май

Заведующая

Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правового, материально-технического, финансового, кадрового, мотивационного компонентов ресурсного обеспечения образовательного процесса.

1.Разработка и корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию Программы развития.

2.Разработка бюджета основных направлений Программы развития.

3.Разработка проекта обновления учебно-материальной базы образовательного процесса.

4.Создание творческих групп педагогов для разработки ООП

5.Разработка системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности сотрудников МБДОУ.

Постоянно

При наличии финансирования

Сентябрь-

октябрь

 Заведующая

Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам

1.Организация постоянно действующего научно-практического семинара, обеспечивающего профессиональный рост и стимулирующего совершенствование педагогического мастерства сотрудников.

Постоянно

Заведующая

План действия по реализации Программы развития на втором этапе (2013-2014г.г.)

Организация образовательного и обеспечивающих процессов МБДОУ в режиме развития.

1.Непосредственно реализация ООП ДОУ в соответствии с ФГТ

Постоянно

Заведующая

Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам.

1.Модернизация организационной структуры управления МБДОУ, реформирование системы методического сопровождения инновационной деятельности.

2.Проведение работы по сплочению педагогического коллектива, формирование умений вырабатывать групповую стратегию деятельности в режиме тренингов.

3.Проведение семинаров, консультаций по подготовке педагогов для реализации программных направлений.

1 полугодие 2013 года

Постоянно

По плану

Заведующая

 

Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования при оптимальном режиме образовательной деятельности.

1.Формирование учебного плана в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО.

2.Разработка примерного календарно-тематического планирования по возрастным группам.

3.Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования.

Август 2013 года

Август 2013 года

1 полугодие 2013 года

 Заведующая

Разработка образовательной программы МБДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО.

1.Разработка вариативной части образовательной программы МБДОУ в соответствии с региональным компонентом, социальным заказом и приоритетными направлениями деятельности МБДОУ.

2.Формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства.

Август 2013 года

 Заведующая

Обновление предметно-развивающей среды МБДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов.

1.Анализ проекта ФГТ к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2.Подбор материалов и оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников.

3. Проведение работ и приобретение нового оборудования в соответствии с бюджетом Программы развития  по направлению «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГТ»

Постоянно

По мере финансирования

Заведующая

 

План действия по реализации Программы развития на третьем этапе (2015г.)

Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования.

1.Оценка эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, с использованием разработанных механизмов.

2.Анализ основных результатов реализации Программы развития и первых результатов внедрения Образовательной программы МБДОУ, соответствующей ФГТ к структуре ООП ДО.

3.Публикация промежуточных результатов и итогового заключения о реализации Программы развития (открытый информационно-аналитический доклад, сайт МБДОУ).

Постоянно

Постоянно

 2013-2015г.г.

 Заведующая

Внедрение, совершенствования и распространение перспективного опыта.

1.Утверждение программ, учебно-методических комплексов, перспективных планов.

2.Обобщение перспективного педагогического опыта интеграции образовательных областей, организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности детей и педагогов.

По мере готовности

Заведующая

Определение новых направлений развития МБДОУ.

1.Проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности ДОУ по реализации Программы развития.

2. Проведение конференции по итогам реализации Программы развития и согласованию новых направлений развития

2015г.

Заведующая

        План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий (действий) в годовом плане работы МБДОУ


  1. Управление  реализацией программы.

Программа  развития    призвана  не  допустить  риски, связанные с потерей таких ключевых преимуществ МБДОУ д/с III категории № 11 «Колокольчик» как:

  • 100% готовность выпускников МБДОУ к обучению в школе.
  • 100% уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами
  • высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.

Вместе  с  тем, реализация  Программы  развития  может  породить  риски, связанные:

  • с недостатками в управлении реализацией Программой;
  • с неверно выбранными приоритетами развития.

Риски,  связанные  с  недостатками  в  управлении Программой,  ошибки  при  выборе механизмов  управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть  вызваны слабой  координацией  действий  различных  субъектов  образовательной  политики (учредители,  управленческая  команда ОУ).  

Недостаточный  учет  результатов  мониторинговых  исследований  хода  реализации Программы  может  существенно  повлиять  на  объективность  принятия  решений  при планировании  программных  мероприятий,  что  приведет  к  отсутствию  их  привязки  к реальной ситуации.

Риски,  связанные  с  неверно  выбранными  приоритетами  развития,  могут  быть  вызваны  изменениями  государственной  политики  в  сфере  дошкольного образования  и  последующей внеплановой  коррекцией  частично  реализованных  мероприятий,  что  снизит эффективность данных мероприятий и всей Программы, а также использования бюджетных средств.

Заказчиком и координатором Программы  является  Педагогический совет ДОУ.

Заказчик – координатор, в лице заведующего и администрации ДОУ:

  • разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
  • разрабатывает  и  утверждает  ежегодно  публичный  доклад  о  ходе  реализации  и результатах Программы;
  • разрабатывает  ежегодно  в  установленном  порядке  предложения  по  уточнению перечня программных мероприятий на  очередной финансовый  год,  уточняет  затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
  • разрабатывает  перечень  целевых  показателей  для  контроля хода реализации Программы;
  • организует  информационное  сопровождение  в  целях  управления  реализацией Программы и контроля хода программных мероприятий.

Для текущего управления реализацией Программы создаются творческие группы по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов.

Основными задачами творческих групп в ходе реализации Программы являются:

  • подготовка предложений по направлениям работы, по  формированию  перечня  программных  мероприятий  на каждый год;
  • подготовка предложений по вопросам реализации Программы для рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании;
  • выявление  содержательных  и  организационных  проблем  в  ходе  реализации Программы и разработка предложений по их решению.
  • разработка  и  апробация  предложений  по  механизмам  и  схемам    финансового обеспечения реализации Программы;
  • организация  и  проведение  мониторинга  результатов  реализации  программных мероприятий  по  каждому  направлению  работы;
  • организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности программных  мероприятий;
  • принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе и т.п.
  • ведение отчетности о реализации Программы;
  • организация размещения в электронном виде на сайте информации  о  ходе  и  результатах  реализации  Программы,  финансировании программных  мероприятий,  привлечении  внебюджетных  средств,  проведении экспертиз и конкурсов.
  1. Система организации контроля  выполнения

                         Программы развития

  • Отражение Плана мероприятий контроля в годовом плане МБДОУ, в тематике Педагогических советов
  • Оформление Отчетов о мероприятиях по реализации Программы и результатах внедрения в наглядной форме;
  • Публикации на сайте МБДОУ;
  • Отчет администрации перед Педагогическим советом, родительским комитетом, общим родительским собранием;

Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы. Информация о ходе реализации Программы в целом и целевых проектов ежегодно представляется на  педсовете и на сайте МБДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Развития МБДОУ № 162 "Сказка"

программа развития составлена с учетом современных требований (с учетом ФГТ). Состоит из семи частей: пояснительная записка, паспорт, информационная справка, концепция и стратегия развития, план дейст...

Программа развития МБДОУ д/с "Чебурашка" на 2011-2016гг.

Программа развития  МБДОУ детского сада «Чебурашка»  на 2011-2016гг. является управленческим документом.Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательно...

Программа развития МБДОУ д/с № 14

Программа развития  МБДОУ д/с № 14  на 2012-2015гг. является управленческим документом. Стратегическая цель программы:  создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развив...

Программа развития МБДОУ "Детский сад № 227"

Данная программа разработана в 2013 году. В основе программы заложенны ФГТ. Программа имеет статус открытой....

Программа развития МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 1

Программа развития направлена на возможность учреждения стать конкуретноспособным на рынке образовательных услуг. ...

Программа развития МБДОУ "Д/с комбинированного вида № 15 "Журавушка"

Предлагаю Вашему вниманию "Программу развития ДОУ на 2013-2018г.г.". Это мой первый опыт...

Индивидуальный план развития учителя - логопеда Бредихиной О.П.по реализации Программы "Развития МБДОУ ДСКВ №52 "Самолётик" на 2012-2014 г.г." (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...