статья "Управленческое обеспечение системы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам речевого развития дошкольинков
статья по теме

Ибрагимова Иркя Салимовна

презентация по указанной теме представляет систему работы старшего воспитателя в условиях детского сада комбинированного вида по  повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развититя дошкольников. Презентация дополняется документом под названием текстовый доклад по мастер классую

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Управленческое обеспечение системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников» мастер-класс старшего воспитателя МОУ детского сада № 265 Кировского района г.Волгограда Ибрагимовой И.С.

Слайд 2

«Согласны ли вы с мнением…» Нет НЕ УВЕРЕН Да

Слайд 3

Что такое профессиональная компетентность? Что помогает развивать профессиональную компетентность педагогов по вопросам речевого развития дошкольников? Какие формы работы помогают повысить уровень профессиональной компетентности по вопросам речевого развития дошкольников у педагогов? Как выстроить систему повышения профессиональной компетентности по вопросам речевого развития дошкольников

Слайд 4

Актуальность вопроса Детство- период становления речи Наличие в детском саду группы для детей с тяжелыми нарушениями речи Наличие узких специалистов: учитель- логопед, музыкальный руководитель педагог-психолог, воспитатели

Слайд 5

Проблема: Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Необходимость повышения качества речевого развития воспитанников.

Слайд 6

Профессиональная компетентность педагогов- интегративное качество личности педагога, характеризующего его осведомленность в психолого-педагогической области, профессиональные умения и навыки, личностный опыт; нацеленность на перспективность в работе, открытость к обогащению необходимыми знаниями, способен достигать профессионально значимых результатов.

Слайд 7

Цель : создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников Задачи: на основе изучения научно-педагогической литературы определить основные признаки профессиональной компетентности воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников; создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по речевому развитию детей; Цели и задачи методической службы с педагогами по вопросам речевого развития дошкольников

Слайд 8

Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ Мониторинг качества профессиональной компетентности педагогов Дифференциация педагогов по степени проф-ой компетентности Подбор форм и методов метод. работы с каждой группой педагогов

Слайд 9

C оставляющие профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Научная подготовленность Методическая подготовленность Профессиональные умения и навыки информированность о теоретических основах речевого развития детей дошкольного возраста. -знание содержания методов, приёмов обучения, методики развития речи; -информированность о формах работы по развитию речи; -информированность о средствах обучения детей родному языку. -культура речи педагога; -коммуникативно- конструктивные навыки; -проектировочные навыки; -организационные умения.

Слайд 10

Дифференциация педагогов по уровню профессионального мастерства 1 группа воспитателей 2 группа воспитателей 3 группа воспитателей Начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности по вопросам развития речи дошкольников Педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения, имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников Педагоги с достаточным опытом работы, владеющие профессией, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности и достаточный уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников

Слайд 11

Методическая работа – средство управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов Виды и формы методической работы с педагогами разного уровня профессиональной компетентности Целевые установки Средства реализации цели Работа творческих групп по вопросам развития речи (педагоги 2 и 3 групп) Обобщение передового педагогического опыта по речевому развитию дошкольников и внедрение его в работу ДОУ ППО «Организация работы по развитию и коррекции связной речи у детей с ОНР через аппликацию с элементами оригами» воспитатель логопедической группы Кондратова Т.В. «Развитие активного словаря детей раннего возраста посредством накопление сенсорного опыта» воспитатель первой младшей группы Иванова Л.И. «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с животным миром» воспитатель второй младшей группы Костюкова Г.Ф. «Система дидактических игр для предупреждения дисграфии на почве нарушения языкового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» учитель- логопед Сустугова Л.Г. «Средства музыкально- театрализованной деятельности, как условие развития коммуникативных качеств старших дошкольников» музыкальный руководитель Амирова Н.Э. Рекомендации для педагогов: «Этапы работы над выразительностью речи»; «Планирование работы по звуковой культуре речи в течение года во всех возрастных группах»; «Развитие связной речи в разных возрастных группах в соответствии с программой «Детство»; «Опорные схемы для обучения детей рассказыванию; обогащение лексического словаря частями речи»; Рекомендации для родителей : «Артикуляционные игры- учим детей говорить»; «Игры по развитию общих речевых навыков детей 2-3 лет»; «Игры и упражнения для развития речи. Готовимся к школе». «Игры для развития словарного запаса» и др.

Слайд 12

Школа начинающего педагога Оказание всесторонней помощи начинающим педагогам по планированию и организации режимных моментов Непосредственный просмотр организации режимных моментов у опытных коллег. Показ приемов работы с детьми; Самоанализ совместной деятельности воспитателя с детьми Беседы Практические задания Наставничество (3 группа) Совершенствование профессиональной компетентности Беседы Консультации Организация совместных мероприятий Смотры- конкурсы Обновление и совершенствование предметно- развивающей среды в ДОУ. Приказ по ОУ о подготовке к проведению смотра- конкурса Разработка положения о смотре- конкурсе Разработка критериев оценки смотра- конкурса Проведение смотра- конкурса, подведение итогов, оценивание участников. Консультации с педагогами, теоретические и практические семинары Повышение теоретических знаний и практических умений педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Моделирование ситуаций, которые можно в дальнейшем использовать в работе с воспитанниками Открытые мероприятия с детьми Показ эффективных приемов работы с дошкольниками.

Слайд 13

Творческо-речевая деятельность – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть логически связный, последовательный рассказ, придуманный детьми самостоятельно. Словесное творчество – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатления от окружающей жизни, восприятия художественной литературы и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

Слайд 14

Критерии эффективности методической работы ( по Ю.К.Бабанскому) результативность методической работы рациональная затрата времени, экономичность методической работы стимулирующая роль методической работы Критерий можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей. Критерий достигается там, где рост компетентности воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование. Критерий заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.

Слайд 15

Аттестация педагогов

Слайд 16

Создание условий в развивающей среде групп для речевого развития детей Мы расскажем вам истории про… Играем на логопедической полянке

Слайд 17

Подготовительная группа- составляем последовательный рассказ по серии картинок Логоритмическое упражнение

Слайд 18

Литературная викторина по теме: «Зима» Речевой центр во 2 младшей группе Дидактическая игра «Назови детенышей»

Слайд 19

Усвоение программы детьми по речевому развитию

Слайд 20

Перспективы изменений в системе методической работы обновление предметно- развивающей среды групп в соответствии с требованиями ФГТ; применение в работе с воспитанниками и педагогами информационных технологий; взаимодействие с кафедрой коррекционной педагогики ВГПУ.

Слайд 21

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! С НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ!



Предварительный просмотр:

Управленческое обеспечение системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников   слайд1

     Вопросы для участников мастер класса (стикеры- красный – нет; зел- да; желтый- не уверен) слайд2

  • Согласны ли вы с мнением, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без использования инновационных технологий?
  • Согласны ли вы с мнением, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов?
  •  Согласны ли вы с тем, что для повышения профессиональной компетентности нужно использовать:

-традиционные методы работы с педагогами

-нетрадиционные (активные) методы работы с педагогами?

  • Как вы понимаете, что такое профессиональная компетентность? - высказывания

В своем выступлении я постараюсь ответить на следующие вопросы Слайд3

  • Что такое профессиональная компетентность?
  • Что помогает развивать профессиональную компетентность педагогов по вопросам речевого развития дошкольников?
  • Какие формы работы помогают повысить уровень профессиональной компетентности по вопросам речевого развития дошкольников у педагогов?
  • Как выстроить систему повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников?

    Сл.4    Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания себя и окружающего мира. Для нашего детского сада этот вопрос наиболее актуален и является приоритетным, потому, что:

  •  Т.к. в нашем детском саду имеется коррекционная группа по оказанию квалифицированной помощи воспитанникам, имеющим тяжелые нарушения речи;
  • детский сад укомплектован специалистами, осуществляющими коррекцию речевого развития:  учитель-логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, воспитатели

  сл.5      В детском саду ведется большая и трудоемкая работа по развитию разных сторон речи дошкольников.  В связи с появлением начинающих педагогов, обновлением состава педагогов; изменению  подходов к  воспитанию, развитию дошкольников в соответствии с требованиями ФГТ, у нас возникла проблема:

  • недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников,
  • необходимость повышения качества речевого развития воспитанников.

        Исследование профессиональной компетентности педагога – одно из ведущих направлений исследовательской деятельности целого ряда учёных. В последнее время появилось большое количество публикаций, связанных с рассмотрением профессиональной компетентности в образовании, так как нет единого подхода к определению этого понятия. (слайд 6)

Профессиональная компетентность- интегративное свойство личности педагога, характеризующее его осведомлённость в психолого – педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к получению новых и  необходимых знаний, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.

       Исходя из  проблемы, имеющейся в нашем детском саду- недостаточный уровень компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников-  определила цель и задачи работы методической службы с педкадрами. Слайд 7

      Цель работы:  создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников.

   Задачи:

  • на основе изучения научно – педагогической литературы определить основные признаки профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников;
  • создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по вопросам развития речи дошкольников;

     слайд 8 

   Комментарии к слайду8

  Для создания эффективной системы методической работы, необходимо соблюсти следующие условия 

1.изучить  уровень профессиональной подготовленности педагогов к организации речевой работы с детьми;

  1.  организовать методическую  работу, основанную на принципах:

- дифференциации;

-достаточной  теоретической информированности и практической подготовленности по рассматриваемому  вопросу;

3.активная позиция  самих педагогов.

          Рассмотрим подробнее.

Диагностика уровня педагогической компетентности по вопросам речевого развития дошкольников

Была разработана диагностическая карта оценки профессиональной компетентности, где учитывались  такие параметры как СЛАЙД 9 (диагностическая карта лежит на столах приложение2)

  • -научная подготовленность (информированность о теоретических   основах речевого развития детей дошкольного возраста);
  •  методическая подготовленность ( использование оптимальных методов и приемов речевого развития дошкольников в соответствии с возрастом; разнообразие форм работы с детьми; средств, повышающих уровень речевого развития воспитанников)
  • профессиональные умения и навыки педагогов (культура речи педагога;  коммуникативно- конструктивные навыки; проектировочные умения; организационные умения).

         Оценка проводится таким образом: самооценка педагогами, затем старший воспитатель проводит оценивание. Считаются только совпадающие позиции. 3 балла- выполняю качественно, имею стабильно высокие результаты работы; 2 балла- стараюсь выполнять, получается частично, не безразличен к поднятой проблеме; 1 балл- не владею, не знаю, не выполняю.

      До 32 баллов- низкий уровень профессиональной компетентности по речевому развитию;  

      От 33- 45 баллов- средний уровень профессиональной компетентности

     Свыше 46 баллов- высокий уровень профессиональной компетентности                              

 

       Анализ  результатов диагностики, помог определить три группы педагогов с разным уровнем профессиональной компетентности СЛАЙД 10,

  • I группа — начинающие специалисты, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности;
  • II группа — педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения; имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности;
  • III группа — педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, которые владеют профессией, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности.

          Для каждой группы педагогов были определены задачи и формы методического сопровождения.

Методическая работа как средство управления процессом повышения педагогической компетентности по вопросам речевого развития дошкольников

     Методическая работа с педкадрами по результатам диагностики, включает разные формы фронтальные, подгрупповые, индивидуальные  СЛАЙД 11

Виды и формы методической работы с педагогами разного уровня профессиональной компетентности

Целевые установки

Средства реализации цели

Работа творческих групп по вопросам развития речи (педагоги 2 и 3 групп)

Слайд11

Обобщение передового педагогического опыта по речевому развитию дошкольников и внедрение его в работу ДОУ

ППО

  • «Организация работы по развитию и коррекции связной речи у детей с ОНР через аппликацию с элементами оригами» воспитатель логопедической группы Кондратова Т.В.
  • «Развитие активного словаря детей раннего возраста посредством накопление сенсорного опыта» воспитатель первой младшей группы Иванова Л.И.
  • «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с животным миром» воспитатель второй младшей группы Костюкова Г.Ф.
  • «Система дидактических игр для предупреждения дисграфии на почве нарушения языкового синтеза  у дошкольников с общим недоразвитием речи» учитель- логопед Сустугова Л.Г.
  • «Средства музыкально- театрализованной деятельности, как условие развития коммуникативных качеств старших дошкольников» музыкальный руководитель Амирова Н.Э.

Рекомендации для педагогов:

«Этапы работы  над  выразительностью речи»;

«Планирование работы по звуковой культуре речи в течение года во всех возрастных группах»;

«Развитие связной речи в разных возрастных группах в соответствии с программой «Детство»;

«Опорные схемы для обучения детей рассказыванию; обогащение  лексического словаря частями речи»;

Рекомендации для родителей:

«Артикуляционные игры- учим детей говорить»;

«Игры по развитию общих речевых навыков детей 2-3 лет»;

«Игры и упражнения для развития речи. Готовимся к школе».

«Игры для развития словарного запаса» и др.

Участие в  мероприятиях разного уровня: районных, городских, и др.

Школа начинающего педагога

Слайд12

Оказание всесторонней помощи начинающим педагогам по планированию  и организации режимных моментов

  • Непосредственный просмотр организации режимных моментов у опытных коллег.
  • Показ приемов работы с детьми;
  • Самоанализ совместной деятельности воспитателя с детьми
  • Беседы
  • Практические задания

Наставничество (3 группа)

Совершенствование профессиональной компетентности

  • Беседы
  • Консультации
  • Организация совместных мероприятий

Смотры- конкурсы

Обновление и совершенствование предметно- развивающей среды в ДОУ.

  • Приказ по  ОУ о подготовке к проведению смотра- конкурса
  • Разработка положения о смотре- конкурсе
  •  Разработка критериев оценки смотра- конкурса
  • Проведение смотра- конкурса, подведение итогов, оценивание участников.

Консультации с педагогами, теоретические и практические семинары

Повышение теоретических знаний и практических умений педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.

  • Моделирование ситуаций, которые можно в дальнейшем использовать в работе с воспитанниками

Открытые мероприятия с детьми

  • Показ эффективных  приемов работы с дошкольниками.

      В практике нашего детского сада хорошо зарекомендовали себя такие формы работы с педагогами, как:

               Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания предметно – развивающей среды в нашем учреждении  проходят смотры– конкурсы  Смотр – конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции, возможность оценить  результаты путём сравнения своих способностей с другими. В  прошедшем учебном году был проведен смотр- конкурс  литературно- речевых центров. Также к каждому смотру- конкурсу  разрабатываются  критерии оценки, определяется компетентное жюри, затем составляется справка по результатам. С итогами педагоги знакомятся на педсовете.

      Изучение лучшего опыта педагогов позволяют решить нам ряд вопросов, таких как:

  • Систематизация имеющегося материала по теме самообразования;
  • Накопление ППО в методическом кабинете и возможность ознакомления с ним всех педагогов;
  • Возможность задуматься  педагогам над определением проблемы  развития воспитанников группы.

          В нашем учреждении распространение педагогического опыта проходит через открытые занятия, выступления на методических мероприятиях, участие в районных профессиональных фестивалях, конкурсах.

  • Так в  прошлом году три педагога (воспитатели логопедической группы Кондратова Т.В. и Куприянова Т.П, учитель- логопед Сустугова Л.Г.) нашего учреждения стали победителями в конкурсе педмастерства «Понарошкин мир». Они представляли авторские дидактические игры по речевому развитию дошкольников.
  • Также в 2012 году Кондратова Т.В. провела мастер- класс для участников районного конкурса начинающих педагогов «Педагогический дебют».
  •  В 2013 году педагоги МОУ детского сада №265 представляли опыт работы по использованию игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками  на областной выставке «Образование 2013г.»

      В своей работе с педагогами широко использую методы активного обучения, в процессе которых педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепление знаний в деловых играх, решении проблемных ситуаций, кроссвордов и др.  Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.

      На примере прошедшего учебного года я хочу показать вам наглядно какие активные приемы использовала при проведении мероприятий с воспитателями.

     В прошлом учебном году перед педагогическим коллективом стояла следующая годовая  задача:  развитие связной         речи дошкольников средствами  художественной литературы. Были запланированы следующие методические мероприятия:

  • С начинающими педагогами провожу  постоянно действующий семинар по развитию и коррекции речи. На них рассматриваются методы и приемы в соответствии с возрастом детей; ознакомление с программами и технологиями, способствующими речевому развитию дошкольников.  Индивидуальные консультации по планированию воспитательно- образовательной работы с воспитанниками, по составлению непосредственной образовательной деятельности и др. За  начинающими педагогами закреплены наставники, которые также осуществляют постоянную работы по планированию, разработке конспектов, подборке  дидактического материал.
  • Для всех педагогов была проведена консультация «Этапы развития связной речи дошкольников». Проводилась с целью обновления  теоретических знаний педагогов по вопросам речевого развития на каждом возрастном этапе.
  •  Проведена презентация: «Использование способа мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».  После презентации было предложено педагогам разработать схемы по некоторым произведениям для дошкольников, для пересказа произведений.
  • Консультация:  «Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников»
  •  Проведен семинар- практикум: «Внедрение в практику работу ДОУ методов обучения творческо- речевой деятельности дошкольников». В рамках проведения этого семинара запланирована работа по подгруппам с педагогами. Продуктом этого практикума стали самостоятельные творческие рассказы педагогов. В работе педагогов с детьми- становятся самостоятельные творческие рассказы детей. Предлагаю вам принять участие в нашем семинаре.

   Слайд13        Прежде всего для собравшихся напомню, что  творческо-речевая деятельность – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть логически связный, последовательный рассказ, придуманный детьми самостоятельно.

       Словесное творчество – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатления от окружающей жизни, восприятия художественной литературы  и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

        Предлагаем Вам  поработать  в подгруппах и определить  формы и методы работы с детьми на разных этапах становления творческо-речевой деятельности дошкольников (розовые листочки- приложение2). На первом листе обозначены этапы и цели работы, в пустых клетках необходимо прописать  формы работы, которые Вы считаете приемлемыми на каждом этапе работы по развитию творческо-речевой деятельности дошкольников. Чтобы ускорить процесс, мы заранее подготовили формы работы.

    (Участники выполняют предложенное задание (распределяют формы работы по этапам работы и делятся своими мнениями). (5-7 мин). )

     Т.к. продуктом творческо- речевой деятельности  является логический последовательный рассказ, придуманный детьми самостоятельно, я предлагаю Вам попробовать придумать такой рассказ (зеленые листочки приложение3,3а). На Ваш выбор предлагаются проблемные ситуации по каким-то литературным произведениям. Выберите одну из них и по предложенному алгоритму (плану) составьте рассказ и запишите его (прилож.3 и 4)

(Участники придумывают историю по одной из предложенных проблем по определенному алгоритму (Приложение 4) и зачитывают их для всех участников мастер-класса (10-15 мин.)).

       Т.о., благодаря выполнению практических заданий, связанных с теоретическими и практическими вопросами,   у воспитателей систематизируются полученные знания, они получают  практическое руководство по использованию  разнообразных приемов в работе с воспитанниками.

        Таким образом, эффективно организованная система методической работы является важным звеном в непрерывном профессиональном образовании педагогов, цель которого – организовать его с максимальной пользой для каждого воспитателя в соответствии с его запросами, целенаправленно используя методические возможности ДОУ.

        Эффективность методической работы определяется тем, в какой мере она обеспечивает высокие конечные результаты  по освоению образовательной области «Коммуникация» у воспитанников,

        Чтобы оценить систему методической работы в ДОУ, необходимо выделить критерии оценки.  Мы использовали критерии, предложенные Ю.К.Бабанским СЛАЙД 14.

Первый критерий результативности методической работы- результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.

Второй критерий- рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.

Третий критерий - в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.

                 Какова же эффективность методической работы в МОУ детском саду № 265?

    Говорить о глубоких качественных изменениях в педагогической деятельности воспитателей ещё рано, но некоторые положительные моменты всё же хочется отметить.

  • О повышении уровня профессиональной компетентности педагогов говорят следующие факты СЛАЙД 15:

– за период 2009-11 учебных годов было аттестовано 15 человек: ( из них на высшую квалификационную категорию -2;  на 1 квалификационную категорию – 9; на 2 квалификационную категорию – 4 человека),

 - Большое внимание в методической работе уделяется и обучению педагогов на курсах повышения квалификации. Все знакомы с ситуацией, что педагогам очень сложно попасть на курсовую переподготовку. В нашем детском саду сложная ситуация сложилась в  2011-2012 учебном году и в текущем учебном году. До указанных выше лет курсовой переподготовкой было охвачено 100% педагогов. На конец 2012-2013 учебного года курсовой подготовкой было охвачено 94% педагогов.

- СЛАЙД 16-18 в группах  происходит творческое преобразование предметно- развивающей среды в соответствии с ФГТ и условиями нашего детского сада;

- происходит освоение и применение интегрированных форма в работе с детьми; большее внимание уделяем  созданию образовательных проблемных ситуаций в режимных моментах;

  • СЛАЙД 19 показатели качества речевого развития детей характеризуются стабильностью с тенденцией постепенного увеличения:

2009-10 – 29%;
2010-2011 – 34%;
20011-2012 – 42%;

и планомерным уменьшением низкого уровня:

2009-10 – 6 %;
2010-2011 – 5 %;
2011-2012 – 3 %.

   СЛАЙД 20  Несмотря на хорошую динамику эффективности методической работы, имеются перспективы её роста:

–  обновление предметно- развивающей среды групп в соответствии с требованиями ФГТ.

-  применение в работе с воспитанниками и педагогами информационных технологий;

– взаимодействие с кафедрой коррекционной педагогики ВГПУ

       Таким образом, отмечаем, что работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности по вопросам речевого развития детей позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесс и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка с нормой в развитии и речевой патологией, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей. СЛАЙД 21

    Уважаемые коллеги! Предлагаю вам  оценить выступление участника мастер- класса. Для этого вам  снова понадобятся стикеры. Красный – мне ничего не понравилось, пустое время препровождение.

Желтый- в целом неплохо, но применять ничего не буду.

Зеленый-  информация интересная, я возьму для себя…

        Памятка для старших воспитателей по диагностик е педкадров.   Приложение 1

   Рост профессиональной компетентности педагогов возможен тогда, когда в образовательном учреждении созданы определённые условия. Давайте вместе с вами подумаем, какие условия необходимо создать в детском саду для повышения профессиональной компетентности:

СЛАЙД ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ СЛАЙД 7

  1. Систематической, планомерной методической работе:
  • Изучение методической, педагогической и предметной литературы
  • Посещение семинаров, конференций.
  • Совещания, методические объединения.
  • Проведение открытых мероприятий с детьми для анализа коллег.
  1. Работа по самообразованию.
  2. Обобщение передового педагогического опыта и ознакомление начинающих педагогов с ППО.
  3. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
  4. Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях профессионального мастерства разного уровня.

   

диагностической основе. Первично – это мониторинг профессионального мастерства педагогов.

  Проводимая диагностика педагогических кадров по определению уровня профессиональной компетенции должна соответствовать следующим требования диагностики СЛАЙД ПОЯЛ, ПОСЛЕ РАБОТЫ 9:- памятка  для участников о  проведении диагностики

1. Изучение профессиональной компетентности должно быть направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.

2. Оценка профессионально-педагогической компетентности должна проводиться не только путем сравнения полученных результатов с какими-либо нормами, средними величинами, но и путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностировании (не обязательно проводимых в связи с аттестацией) с целью выявления характера продвижения в развитии, профессиональном росте педагога.

3. Диагностика профессиональной компетентности нужна не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.

4. Изучение профессионально-педагогической компетентности должно опираться на самоанализ, самодиагностику результативности профессиональной деятельности педагогов и руководителей для создания мотивации самосовершенствования и профессионального роста.

5. Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности педагога, а процесс самосовершенствования, профессионального роста — как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

    При проведении диагностических исследований необходимо помнить следующие правила СЛАЙД 10: 

1) Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей развития учреждения.

2) Изучение профессиональной компетентности не должно быть привязано только к аттестации кадров, а должно быть непрерывным процессом и охватывать всех педагогических и руководящих работников.

3) При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника.

4) Нельзя использовать результаты диагностики для “навешивания ярлыков”, ими следует руководствоваться для построения обоснованной системы работы с кадрами.

Приложение2

Диагностика уровня  профессиональной подготовленности  педагогов к организации речевой работы с детьми

Ф.И.О. педагога__________________________________________________________________________

признаки

Показатели оценивания

                        баллы

      0

1

          2

Научная подготовленность

Информированность о теоретических основах речевого развития детей дошкольного  возраста

-ориентация в отборе содержания  речевого развития на основе современных разработок методики развития речи;

-оперирование научной терминологией;

Методическая подготовленность педагога

Знание содержания методов, приёмов обучения методики развития речи

-понимание целей и задач речевого развития детей;

- ориентация в современных программах (комплексных и парциальных) по речевому развитию;

- понимание адекватных методов и приёмов речевого развития, целям и содержанию дошкольного образования;

- ориентация в методах и приёмах, в соответствии с задачами речевого развития, согласно возрасту.

Информированность о формах работы по развитию речи

- понимание взаимной связи содержания, форм и методов  речевого развития дошкольников;

-применение традиционных современных и нетрадиционных формах организации обучения детей родному языку.

информированность о средствах обучения детей родному языку

- ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения;

- понимание роли и функций средств речевого развития;

-понимание роли педагогов в речевом развитии дошкольников;

- владение приёмами планирования и организации речевой деятельности дошкольников;

- понимание и владение приёмами диагностики речевого развития.

Профессиональные умения и навыки

Культура речи педагога

-точность и ясность мыслей;

-образность речи;

- эмоциональность и интонационная выразительность;

-доступность речи для детей по форме и содержанию.

Коммуникативные умения

Удовлетворение детей в эмоциональных контактах:

- доброжелательное отношение к детям, осуществление тактильного контакта;

- общение  с позиции "глаза в глаза";

-обеспечение эмоциональной поддержки и психологической защиты;

- адекватное реагирование на состояние ребёнка

( физическое и психическое)

Удовлетворение потребности в деловых контактах:

- организует общение в деятельности;

-терпимо относится к речевым затруднениям детей;

- даёт образцы правильной речи;

-не навязывает речевую деятельность детям, предоставляя им право выбора;

-отмечает достижения и продвижения каждого ребёнка;

-намеренно создаёт ситуацию успеха детей.

Удовлетворение детей в информационно- познавательных контактах:

- поощряет детские вопросы;

-создаёт ситуации вызывающие интеллектуальную речевую активность детей;

- внимательно относится к словотворчеству;

- вызывает положительные эмоции в процессе познавательного общения

Удовлетворение детей в интимно- личностных контактах:

- относится к детям с вниманием и уважением;

-откликается на желание детей обсудить их проблемы;

-устанавливает с детьми доверительные отношения;

- пользуется поощрением, поддержкой чаще, чем порицанием и запрещением

Конструктивно - проектированные умения

- умение подбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию по речевому развитию детей;

-умение постановки целей, планирования  воспитательно-образовательной работы с учетом индивидуально-дифференцированного подхода;

- умение проектировать и достигать конечный результат;

- умение планировать этапы и средства речевой деятельности;

-разрабатывать планы, конспекты занятий, методический материал по речевому развитию

Организационные умения

Умение  правильно, в соответствии с возрастом детей  организовать предметно - развивающую среду

Умение использовать предметно - развивающую среду

Решение задач мотивации:

- привлекает внимание детей к речевым задачам;

- даёт ясные, чёткие, полные указания по ходу деятельности;

- наглядные пособия по речевому развитию находятся в доступном  для детей месте;

-эффективность речевой деятельности стимулируется чередованием заданий, способов, видов деятельности;

-воспитатель умело показывает детям значимость результата их речевой деятельности, используя оценивание умений и самостоятельности;

- стимулирование интереса  к различным видам речевой деятельности:

а) мотивация всех видов детской деятельности;

б) использование юмора,  шуток;

 в) использование положительных речевых проявлений  в разных видах детской деятельности

Помощь детям  в выработке позитивной самооценки речевого развития:

- речь педагога свободна от насмешек и сарказма;

- воспитатель ведёт себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно;

-персональное поощрение за речевую активность и правильное речевое высказывание;

- персонализированная поддержка и одобрение при речевых затруднениях

 


Приложение № 3

1 ЭТАП

2 ЭТАП

3 ЭТАП

Лист №4        

Приложение 3а    Приложение №3

        

Приложение № 4

Рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности

  1. ЖИЛ-БЫЛ КТО?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. (ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. (ЧТО ПРОИЗОШЛО С ГЕРОЯМИ? КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ИСТОРИЯ?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные подходы к организации самообразовательной работы в системе повышения профессиональной компетентности педагога"

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада

Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"

Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....

Методическая работа с педагогами детского сада по познавательно-речевому развитию дошкольников

опыт работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста...

Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО...