Главные вкладки

    Проект по теме:
    Практико – значимый проект «Модель организации вариативных форм дошкольного образования в ДОУ города».

    Проект по организации работы консультативного пункта в ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практико – значимый проект

    «Модель организации вариативных форм дошкольного образования в ДОУ

    города».

    Актуальность поднимаемой  проблемы заключается в том, что система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Сегодня уже сформированы  разнообразные виды дошкольных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлениями, центры развития ребенка, детский сад комбинированного вида и др. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

    Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.

    Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.

    Одной из вариативных  форм дошкольного образования  является организация консультативных  пунктов на базе ДОУ для семей, воспитывающих детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Сама по себе форма консультации (лат. consultation – совещаюсь, обсуждаю, забочусь) не является новой для детских садов. Одной из традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи является консультирование педагогами родителей воспитанников – индивидуальное и групповое. В практике работы дошкольных учреждений консультации проводятся воспитателями исходя из запроса родителей или с учётом особенностей развития детей. Проконсультировать родителей по тому или иному вопросу могут и другие специалисты дошкольного учреждения: психолог, зам. зав. по ВМР, специалисты дополнительного образования.

    Вид проекта:   информационный.

    Образовательная область: работа с родителями.

    Участники проекта

    • Администрация
    • Специалисты
    • Воспитатели
    • Родители
    • Дети

    Продолжительность:  долгосрочный.

    Проблема:  Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад.  Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.

    Цель проекта.

     Обеспечение доступности дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, при поступлении в школу, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.

    Задачи проекта

    • оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
    • мониторинг индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. Рекомендации по результатам мониторинга для родителей и направление детей в соответствующие выявленным проблемам учреждения.
    • оказание содействия в социализации детей;
    • информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
    • проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

    Гипотеза: Работа консультативного пункта поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.

    Срок реализации: 2012 – 2013 у.г.

    Ожидаемый результат:

    Благодаря работе консультативного пункта произойдет:

    1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

    2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

    3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

    Этапы деятельности.

    № п/п

    Этапы

    Задача

    Технологии, методы, приёмы деятельности

    Содержание этапа деятельности

    Мотивационно-проблемный

    Адаптировать педагогов  к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач педагогами самостоятельно или под руководством зам. зав. по ВМР.

    Сбор информации. Определение цели и задач проекта. Разработка мониторинга.

    1.Изучение возможности для организации КП;

    2. Создание и изучение Положения о работе консультативного пункта.

    3.Изучение спроса родителей, посредством анкетирования,  на организацию консультативного пункта.

    4.Выбор творческой группы, разработка плана работы консультативного пункта.

    5.Создание пакета документов, регулирующих работу консультативного пункта.

    6.Информационное оповещение через СМИ, сайт ДОУ.

    Деятельностный

    Организовать деятельность педагогов, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.

    Разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями.

    1.Работа с детской поликлиникой, службой соцзащиты по выявлению семей, удовлетворяющих условиям проекта.

    2.Посещение семей, чьи дети не охвачены дошкольным образовательным учреждением.

    3.Работа по созданию клиентской базы (СМИ, сайт ДОУ).

    4.Деятельность рабочей группы по реализации проекта.

    5.Ведение соответствующей документации.

    Контрольно - аналитический

    Организовать деятельность педагогов, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.

    Возможен рефлексивный контроль.

    Сравнительный анализ ожидаемых результатов. Определение финансовой стороны проекта и сметы расходов.

    1. Мониторинг результативности работы консультативного пункта в ДОУ.

    2.Обобщение опыта.

    Для обеспечения деятельности КП был разработан перечень документов:

    • Приказ об открытии консультативного пункта;
    • Положение о Консультативном пункте;
    • Годовой план работы консультативного пункта;
    • Должностные инструкции сотрудников;
    • Заявление и договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный пункт;
    • Договор с детской поликлиникой;
    • Анкета для родителей;
    • Карта индивидуального развития ребенка 2 -3 лет;
    • Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
    • Журнал учета проведенной работы;
    • График работы специалистов.

    Основные блоки и содержание КП:

    1. Психолого-педагогическая помощь семьям в подготовке к поступлению в дошкольное учреждение.

    2. Консультативная помощь родителям по вопросам воспитания, развития детей раннего возраста при адаптации к ДОУ.

    3. Помощь семьям в вопросах социализации детей.

    4. Профилактика различных отклонений в развитии ребёнка.

    5. Психолого-педагогическая помощь родителям по подготовке детей к школе.

    6. Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Услуги:

    • Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствии ребёнка;
    • Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребёнка со специалистами (по запросу родителей);
    • Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности  и воспитанию детей;
    • Подгрупповое консультирование семей с одинаковыми эмоционально нейтральными проблемами;
    • Семинары и семинары-практикумы;
    • Обучающие игровые сеансы;
    • Тематические выставки  методической и научно-популярной литературы;
    • Ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону доверия.

    ПЛАН РАБОТЫ

    консультативного пункта "Воспитываем вместе"

    ( на базе детского сада)

    Сроки

    Мероприятия, темы

    Ответственный

    Сентябрь

    Семинар – практикум «Подготовка ребенка и родителей к началу посещения дошкольного образовательного учреждения или школы (вопросы адаптации и подготовки)»

    Зам. зав. по ВМР

    Педагог – психолог

    Октябрь

    Консультация «Организация интересного и полезного для ребёнка досуга в семье».

    Муз. руководитель

    Ноябрь

    Тематический час «Медицина малышам»

    Ст. медсестра

    Декабрь

    Конференция с участием специалистов "Азбука развития ребёнка"

    Зам. зав. по ВМР

    Январь

    Лекторий "Нетрадиционные и инновационные методики дошкольного воспитания"

    Зам. зав. по ВМР

    Февраль

    Консультация "Режим дня дошкольника и его роль в охране здоровья детей".

    Зам. зав. по ВМР

    Март

    Педагогический практикум "Воспитываем и обучаем через гармонию цвета и слова".

    Педагог доп. образования

    Апрель

    Семинар "Развитие творческих и музыкально-ритмических способностей детей".        

    Муз. руководитель

    Май

    Круглый стол для родителей: "Психолого-педагогическая готовность дошкольника к обучению в школе".

    Педагог – психолог

    Июнь

    Подведение итогов работы по взаимодействию МОУ и родителей, перспективы работы на будущее.

    Заведующая

    Тематика консультаций зам. зав. по ВМР  КП:

    - Особенности познавательного развития детей раннего возраста.

    - Самостоятельные игры детей.

    - Как общаться с ребёнком?

    - Игра и игрушка в жизни ребёнка.

    - Организация домашней развивающей среды.

    - Книжный уголок малыша дома.

    - Защита прав и достоинств маленького ребёнка.

    - Спортивный уголок дома и многие другие.

    Тематика консультаций педагога-психолога КП:

    Психическое развитие детей 2-3 лет.

    Адаптация к детскому саду. Что должны знать родители, прежде чем отдать ребёнка в сад.

    Как подготовить ребёнка к тому, что в садике он будет оставаться без мамы?

    Младший дошкольный возраст. Характеристика возраста.

    Старший дошкольный возраст. Характеристика возраста.

    Сладкий пальчик или почему дети сосут пальцы?

    «Изящные» выражения в детском лексиконе.

    Тревожность и застенчивость.

    Детская агрессия и многие другие.

    Тематика консультаций учителя-логопеда:

    - Адаптация ребенка в детском саду;

    - Развитие мелкой моторики пальцев;

    - Когда идти к логопеду?;

    - Речевое развитие ребенка

    - Наследственный фактор в патологии речи;

    - Как помочь ребенку избежать трудностей в школе;

    - Ребенок и телефон;

    - Артикуляционная гимнастика;

    - Самомассаж кистей рук;

    - Методы и приемы развития произносительных навыков;

    - Речь и чтение и многие другие.

    Тематика консультаций медицинской сестры КП.

    - Как помочь здоровью вашего ребенка.

    - Адаптация к детскому саду. Что должны знать родители, прежде чем отдать ребенка в детский сад.

    - Режим дня – основа здоровья малыша.

    - Питание, особенности питания детей разного возраста.

    - Санитарное состояние помещений в детском саду и дома.

    - Группы здоровья и их особенности.

    - Проблемы с осанкой.

    - Плоскостопие.

    - Закаливание.

    - Аллергия, как предупредить наступление аллергии.

    - Первая помощь.

    - Календарь прививок.

    Проект современного Консультативного пункта будет успешно реализован при соблюдении следующих условий:

    1. Тесное сотрудничество всех специалистов.

    2. Привлечение спонсорских средств для реализации проекта;

    3. Заинтересованность в реализации проекта всех участников.

    Заключение:

    Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами, включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» в условиях комфортной ситуации (в отдельном небольшом помещении со специально подготовленной предметной средой), оказываются наиболее полезными для родителей, которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение или в семейную консультацию. Родители, которые неоднократно обращаются в КП, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.

    Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

    Список литературы

    1. http://www.beluo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie.
    2. nsportal.rudetskii-sad…konsultativnyy-punkt-v-dou.
    3. festival.1september.ruПроект Современный.
    4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.; Москва «Мозаики-Синтез» 2011г. – 332 с.
    5. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. – М.: Линка-Пресс, 1993. – 111с.
    6. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991, - с.36.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах".

    Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования в России. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не ...

    Алгоритм действий при организации вариативных форм дошкольного образования

    Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная задача – введ...

    «Модель организации вариативных форм дошкольного образования в ДОУ города»

    Вариативность образования - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России...

    Развитие вариативных форм дошкольного образования (организация работы в группе кратковременного пребывания воспитанников)

    Организация и функционирование группы кратковременного пребывания является поддержкой государственной политики в сфере дошкольного образования в части обеспечение детей доступным дошкольным образовани...

    Итоговый практико-значимый проект Тема: «Организация оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

    На современном этапе одной из главных задач ДОУ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком д...