«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»
статья

Гуцалюк Ольга Станиславовна

 Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-методический портал «Педсовет». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnye_formy.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях

В настоящее время очень остро встал вопрос о качестве дошкольного образовании и о его роли в жизни подрастающего поколения. В ответ на требования нового времени государством был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который призывает в корне поменять не только саму систему дошкольного образования, но и наше представление о развитии ребенка-дошкольника. Если раньше не учитывались особенности развития личности каждого воспитанника детских образовательных учреждений, то сегодня мы обязаны искать к каждому ребенку индивидуальный подход.  Кардинально изменились подходы к выбору содержания дошкольного образования. Завершен переход от единообразной «Программы обучения и воспитания детей в детском саду» к «Образовательной программе учреждения», которая ориентирована на статус детского сада, образовательные потребности семьи и возможности педагогического коллектива. Поэтому дошкольное образование должно быть вариативным и доступным. В дошкольной образовательной организации необходимо организовать все необходимые условия для удовлетворения потребностей подрастающего поколения согласно образовательному стандарту.

    В больших городах и мегаполисах стремительно идет внедрение и реализация современных образовательных стандартов и как следствие расширение спектра вариативных форм работы. В селах и деревнях проблема стоит гораздо острее. В большинстве своем образование детей сел и деревень гораздо ниже уровнем, чем в городских жителей, их жизненная ситуация и потребности отличается. Любое село или губерния выживают в условиях современной экономики за счет своего труда и своих традиционных ремесленных культур: производство игрушек, живописи, посуды, тканей и других изделий ручной работы, что может являться основанием для разработки вариативного компонента Образовательной программы дошкольной организации. Ребенку необходимо знать историческое ремесло своих предков и их культуру и стараться им овладеть, стремится к творческому развитию и постоянному движению.

Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного  процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала  нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса и потребностей, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

    Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей и выполняет несколько функций: образовательную – каждый ребенок имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности; социально-адаптивную-занятия в кружках позволяют детям получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»; коррекционно-развивающую-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка; воспитательную-содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка  регулируется нормативно-правовыми документами: Уставом ДОУ, Образовательной программой учреждения, положением о кружке,  программой кружка, планом работы кружка на год,  списком детей, расписанием занятий, контролем конечного результата.

Кружковая  работа осуществляется педагогическими работниками и специалистами. И может охватить различный возраст детей в зависимости от их способностей и желания.

В зависимости от тематики кружка необходимо выделять соответствующее помещение, которое будет оснащено необходимым инвентарем. Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий: организация рабочего пространства; возможность детей заниматься по своим силам и интересам; игровой характер подачи любого материала. Кружки могут быть различной направленности. При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать интересы детей и их родителей, добровольность выбора ими кружка; возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях; необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада; понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе; необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность; нормы нагрузки на ребенка. Кружковая  работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Важным моментом при работе кружков является и вовлечение родителей в кружковую работу, например такими методами как мастер-классы, организуемые педагогами при непосредственном в них участие детей; организация всевозможных выставок детских работ как на локальном так и на региональных уровнях.

Все эти моменты создадут здоровую конкуренцию среди детей и других ДОУ, что будет способствовать увеличению интереса к работе ДОУ и «подстегивать» воспитанников и педагогов для дальнейшего развития своего направления.

Кружковая работа в дошкольных учреждениях-это очень эффективный метод разнообразить образовательную программу ДОУ, привлечь детей и родителей к образовательному процессу, вложить в подрастающее поколение любовь к творчеству, к своему родному краю, к традициям своей малой родины, в добавок ко всему укрепить здоровье детей, даже у детей с ограниченными возможностями, стимулировать здоровую конкуренцию между детьми, а также дать возможность педагогам реализовывать свои способности, чувствовать себя более востребованными, повышать свою квалификацию, сблизиться с родителями своих воспитанников.

Литература:

1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком 3-е издание, 2012

2.Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. 2004.

3.Матвеева, М. Игры нежного возраста: игрушки в разные периоды детства, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм действий при организации вариативных форм дошкольного образования

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная задача – введ...

«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в ДОУ города»

Вариативность образования - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России...

Описание опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

На первый взгляд ИКТ технология - тема знакомая многим педагогам, и с развитием прогресса с каждым годом появляется большое разнообразие средств ИКТ технологии. В своей работе я применяю, как традицио...

Приложение1.3. к описанию опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

Приложение1.3. к описанию опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"Инструкция "Голосово...

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...