Особенности педагогической работы по развитию социальной уверенности у детей с ЗПР.
статья по теме

Арнаутова Людмила Викторовна

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.  Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_uverennost_u_detey_s_zpr.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Людмила Викторовна,

учитель-дефектолог

МБДОУ детский сад №20 г.Саяногорск.

Особенности педагогической работы по развитию социальной уверенности у детей с ЗПР.

Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с окружающим миром. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.  Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

По мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает ″нормальное врастание ребенка в культуру″.

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна. Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории.

Особенности педагогической работы заключаются в создании условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками, которые способствуют укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими. Собственно, педагогическая работа ведется по двум направлениям:

  • Развитие социальных способностей, направленных на создание положительного образа «Я» (доверие и уверенность) и развитие способности к восприятию других людей;
  • Развитие социальных навыков, направленных на умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях и умение реализовывать самоутверждающие способы поведения.

           В процессе развития социальной уверенности у детей с ЗПР развивается чувство уверенности в эффективном и соответствующем поведении. Дети верят в то, что они будут действовать успешно и правильно, будут добиваться положительного результата при решении трудных задач.

          Способность к восприятию других людей предполагает внимание, интерес к ним. Дети учатся видеть, слышать, чувствовать окружающих, следовательно, понимать и сопереживать.

В процессе установления контактов и действие в ситуации коммуникации развиваются умения: устанавливать связь, вступать в контакт с другими детьми, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять, излагать собственное мнение и слушать другого.

Реализация самоутверждающего способа поведения далее будет проявляться в осознании и выражении своих желаний, чувств и эмоций, в умении предъявлять требования, разрешать конфликтные ситуации.

Особое внимание мы уделяем развитию эмоциональной восприимчивости детей, пониманию отношений и ситуаций, приобретению положительного поведенческого опыта.

Коррекционная задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения и развить в процессе общения их социальные способности. Для достижения эффекта мы опираемся на внутреннюю активность детей, стараемся учитывать интересы, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы предполагает следующие направления:

- обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других – людей и животных;

- обучению правильному распознанию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

- обучение умению анализировать собственные эмоции;

- обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.

Для достижения результатов мы используем различные методы и приемы с опорой на игру, так как в игре ребенок лучше усваивает позитивный социальный опыт. Мотивация деятельности носит игровой, опосредованный характер через игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические игры и упражнения, беседы, сюжетно-ролевые игры. В работе активно используем чтение художественных произведений, творческую совместную деятельность.

В своей работе мы стараемся избегать прямых оценок личности и характера ребенка, негативных высказываний, которые могут стать препятствием для взаимопонимания и совместных действий. Осторожно используем похвалу, т.к. дети с ЗПР чувствительны к стимулированию деятельности и неадекватно оценивают собственные возможности, что может воздействовать негативно на создание ситуации успеха.

При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения опираемся на создание специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка со взрослым:

- эмоциональный контакт  взрослого с ребенком;

- правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач;

- подбор способов передачи ребенку общественного опыта (совместные действия, подражание, действие по образцу и речевой инструкции).

Вышеуказанные виды работы имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности. Реализация поставленных задач возможна при условии организации жизни ребенка с ЗПР, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.

Таким образом, вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Литература.

  1. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79

2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

                       3. Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. - № 3, с.27-31

 4.Никишина В.В. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.

5.Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - М.:Владос,2002. – 224с.

6. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. - № 2, с.66-69


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста

Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.  На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с...

Развитие социальной уверенности у детей

Консультация для родителей...

Развитие социальной уверенности у детей

Консультация для родителей...

Развитие социальной уверенности у детей

Консультация для родителей...

Развитие социальной уверенности у детей

Консультация для родителей...

Из опыта работы: «Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ в разновозрастной группе 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта»

  Сегодня я хочу поделиться своим опытом «Развитие социальной уверенности у  детей  с ОВЗ 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта» Мой девиз в работе:...