Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государственных требований
статья по теме

Атрошенко Наталья Юрьевна

В статье представлена система методической поддержки дошкольным образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности, связанной с реализацией федеральных государственных требований в образовательный процесс ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Ю. Атрошенко,

методист высшей квалификационной категории

 МКУ «ГИМК» г. Арзамаса

Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением федеральных государственных требований

       Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные изменения в деятельность ДОУ. Они определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Важным является обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности, поэтому возникает необходимость в формировании системы мероприятий, направленных на подготовку педагогов к введению ФГТ в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Основными направлениями деятельности муниципального казенного учреждения «Городской информационно-методический кабинет» г. Арзамаса является оказание методической поддержки дошкольным образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности через:

  • информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОУ,
  • нормативно – правовое сопровождение,
  • организацию профессионального развития педагогов,
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ,
  • диссеминацию инновационного опыта по реализации ФГТ,
  • методическую поддержку педагогов и ДОУ.

В выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ. Был определен ряд проблем в освоении и реализации ФГТ:

  •  нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях,
  • педагоги дошкольных учреждений не готовы к изменениям,  проявляют «протест» или занимают пассивную позицию,
  • испытывают трудности в проектировании образовательного процесса.

В целях нормативно – правового сопровождения создана база данных о педагогических работниках ДОУ, электронный банк «Нормативно-правовые документы», куда вошли документы различных уровней, что позволило сформировать папки с методическими рекомендациями. Проведены  совещание по теме «Обновление содержания образования», семинар «Особенности структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования».

Для профессионального развития педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Арзамаса работают 10 городских методических объединений старших воспитателей, начинающих старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, воспитателей коррекционных групп,  по социальному развитию детей, по познавательно-речевому развитию дошкольников, по развитию художественного творчества у дошкольников, по физическому развитию. Городские методические объединения созданы с целью организации методической работы в ДОУ,  использования и широкого  распространения традиционных, инновационных технологий, обобщения передового педагогического опыта, профессионального и творческого роста педагогических работников. Все методические объединения работают над методической темой: «Реализация федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Проведены семинары «Проектирование образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ», «Проблема разработки основной образовательной программы в практике работы ДОУ», «Особенности календарного планирования в рамках личностно - ориентированной модели образования»,  «Предметно-пространственная среда  в соответствии с ФГТ», «Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ», «Внедрение мониторинга в образовательный процесс ДОУ», «Современные требования к оформлению методического кабинета в ДОУ» и другие.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ организовано обучение педагогов   на курсах повышения квалификации. С приглашением специалистов ГБОУ ДПО НИРО курсы повышения квалификации по вопросам ФГТ прошли 47 педагогов: «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ»,  «Мониторинг как инструмент управления качеством дошкольного образования», «Методическая работа в ДОУ в контексте с ФГТ», «Государственно-общественное управление дошкольным учреждением» и другие.  63 педагога прошли кратковременные курсы повышения квалификации, слушателями вебинаров стали 25 человек.  

Важной составляющей методической работы является диссеминация инновационного опыта. Наиболее востребованной формой для  педагогов ДОУ стала  форма «мастер – класс». Она делает возможным не только знакомство с интересными приемами и методами работы, но и практическое их освоение педагогами.

Тема реализации ФГТ в образовательном процессе  новая, но уже  есть   наработки педагогов, которые успешно представлены на мастер-классах «Реализация принципа интеграции образовательных областей», «Проектный метод  в физкультурно-оздоровительной работе с детьми», «Особенности воздействия  различных видов искусств  на развитие творческих детей  через интеграцию образовательных областей» и другие, через городские конференции «Здоровье сбережение дошкольников в контексте реализации ФГТ», «Развитие детей раннего возраста в контексте с ФГТ».

Полученные знания о ФГТ  воспитатели  имеют возможность закрепить практически. В течение двух лет МКУ «ГИМК» проводит городской конкурс «Лучшая группа ДОУ», в котором приняло участие 24 дошкольных образовательных учреждения. Данный конкурс помогает   воспитателям раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал, дает возможность построить предметно-развивающее  пространство в групповых помещениях с учетом принципа интеграции образовательных областей, обеспечивающих развитие каждого ребенка, становление у него важнейших качеств, которые будут способствовать успешному обучению его в школе.

Методическая поддержка педагогов и ДОУ осуществляется через  индивидуальные  консультации по разработке Положения о Рабочей группе, плану перехода ДОУ на ФГТ, включающий разработку программы и создание условий для ее реализации, написанию основной образовательной программы в ДОУ и другие.

Выстроенное, таким образом, методическое сопровождение и взаимодействие педагогов в образовательном процессе в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов.

Сегодня можно говорить о первых результатах внедрения ФГТ в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений:

  1. Реализуются разработанные дошкольными учреждениями основные общеобразовательные программы дошкольного учреждения.
  2. Выполняется  годовой план работы ДОУ, составленный с учетом решения задач по внедрению ФГТ.
  3. Педагоги организуют образовательный процесс с учетом составленного расписания непосредственно образовательной деятельности, режимом дня, обеспечивающих  выполнение ФГТ и СанПиН, комплексно – тематическим планированием.
  4. В 2011 – 2012, 2012 - 2013 учебных годах работают творческие группы по разработке комплексно-тематических планов и планирования образовательной деятельности.
  5. Приобретаются учебно – методические комплекты для введения ФГТ  и реализации образовательных программ  дошкольного образовательного учреждения.
  6. Используются информационные ресурсы: на сайтах ДОУ размещены интернет – странички «Методическая служба» для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации по вопросам введения ФГТ и реализации образовательной программы ДОУ.
  7. Через участие в конкурсах различного уровня распространяются позитивные результаты инновационной деятельности педагогов ДОУ.

Организация МКУ «ГИМК» различных форм методической работы способствует тому, что педагоги ориентируются в содержании федеральных государственных требований, в группах создана и продолжает совершенствоваться мобильная, интересная, постоянно меняющая предметно-развивающая среда. Повысились уровень компетентности педагогов, их самооценка, возросли уверенность в собственных силах, желание двигаться вперед,  развиваться и совершенствоваться, привносить в свою профессиональную деятельность новые идеи и замыслы.

Необходимо выделить и проблему: профессиональная подготовка кадров, так как переход на ФГТ  требует  переобучения большинства педагогических работников. Нам необходимо достичь 100% курсовой подготовки педагогов в рамках ФГТ.

Представленная система методического сопровождения ФГТ носит системный характер и отражает выраженный курс, направленный на реализацию федеральных государственных требований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований   Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. 23 ноября...

Методическое сопровождение обновления дошкольного образования с учетом ФГТ

В последние годы дошкольное образование притерпевает значительные перемены. Основной целью методической работы для достижения оптимального качества дошкольного образования является обеспечение эффекти...

Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением ФГТ

Статья о проблемах сопровождения педагогов в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО...

Методическое сопровождение педагогического процесса с учетом введения Федеральных государственных требований к структуре основной программы дошкольного образования

Целью проекта является  Создание условий для развития профессиональной компетентности педагога; обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения педагогического процесса в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: Построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методическое сопровождение процесса внедрения ООП ДОУ в условиях системных обновлений дошкольного образования

      В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возр...