Формы работы с родителями
статья (младшая группа) по теме

Нагорянская Вера Петровна

 

Работа  с семьей   включает  помощь в образовании, психологическую и посредническую помощь, а мы, воспитатели,  должны исполнять одну из трех ролей  наставника, советника и гида. Необходимо  соблюдение  таких  условий, как  взаимное  доверие; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению  к родителям; учет   условий   жизни   каждой  семьи, возраста родителей, уровня   подготовленности  в  вопросах  воспитания; сочетание  индивидуального  подхода  к  каждой  семье с организацией работы со всеми родителями группы;  взаимосвязь  разных  форм работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_roditelyami.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями

Работа  с семьей   включает  помощь в образовании, психологическую и посредническую помощь, а мы, воспитатели,  должны исполнять одну из трех ролей  наставника, советника и гида. Необходимо  соблюдение  таких  условий, как  взаимное  доверие; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению  к родителям; учет   условий   жизни   каждой  семьи, возраста родителей, уровня   подготовленности  в  вопросах  воспитания; сочетание  индивидуального  подхода  к  каждой  семье с организацией работы со всеми родителями группы;  взаимосвязь  разных  форм работы с родителями.

Соблюдая необходимые условия,  мы добиваемся  достаточно  спокойных, ровных, доверительных взаимоотношений с родителями воспитанников. А это – залог успешности  проводимой  работы. Система  работы  с  семьей  предполагает  включение родителей   во  все сферы жизни группы  по  всем  направлениям   учебно – воспитательного процесса.

  Согласуя свои действия с семьей, мы старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и педагогов для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. В результате практической деятельности мы пришли к выводу, что только во взаимосвязи детского сада и семьи можно овладеть различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми и родителями, повысить педагогическую культуру родителей.

Столкнувшись с проблемой  исчезновения в поведении детей их возрастной непосредственности, поняли, что это  ведёт к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же стало возможно путем взаимодействия с  семьями наших воспитанников. Проведя ряд бесед, консультаций, родительское собрание в непринужденной обстановке с чаепитием, было достигнуто взаимопонимание в вопросах воспитания детей. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении кардинально не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием и заботой. Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно было уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями, вовлекая их в совместные игры. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми в стенах детского сада так важен для нас. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. Нашей задачей -педагогов группы и психолога детского сада в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

 Еще одна проблема в работе с младшими дошкольниками и их родителями - научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря на разницу в методах  работы с родителями, вся  деятельность специалистов нашего дошкольного учреждения объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

 Работу с родителями условно можно распределить на несколько этапов, например, когда дети только приходят новичками в детский сад, начинается адаптационный этап, который для  родителей мы назвали «Давайте познакомимся». Задача этого этапа: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т.е. в условия детского сада. Раскроем несколько периодов, которые позволяют осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия.

подготовительный, до прихода ребенка в детский сад. В этот период нами выявлена эффективность проведения консультаций для родителей с целью оказания помощи в приведении в соответствие распорядка дня малыша дома с режимом детского сада, уделения внимания рациону питания, формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании.

посещение на дому малыша. В непринужденной обстановке есть возможность познакомиться с ребенком, пригласить его в гости в детский сад, а так же приход малыша в детский сад с мамой, при этом малыш находится в детском саду обязательно с родным для него человеком непродолжительное время.

Ребенок посещает детский сад по 2 часа в день, а родители следят за его самочувствием.

Родителям мы сообщаем, что адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. А мы, педагоги, постоянно поддерживаем личный контакт с родителями, обмениваемся информацией, “привыкаем” друг к другу.

Задача следующего этапа, который мы условно назвали «Давайте дружить и помогать друг другу» - объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателей на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье. В установлении контактов нам важно исследовать психологическую, педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; особенности детско-родительских отношений; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают.

  Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование, именно в начале учебного года родителей, которые впервые привели малыша в детский сад, и родителей, малыш которых продолжает посещать детский сад. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.

На этом этапе родителям предлагаются нами активные методы взаимодействия с детским садом. Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант. На первый план содержательной части второго этапа взаимодействия выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. Консультационная помощь семье: “Мы Вам рекомендуем” включает различные формы взаимодействия с семьей:

для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям;

положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться решать самостоятельно проблемы, возникающие в общении с ребенком, научиться практическим умениям и навыкам  конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком.

 

 В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, конференции, “круглые столы”) положительно зарекомендовал себя родительский клуб. Родительское собрание по созданию клуба отцов, проведенное в нашей группе, способствовало установлению в детском саду домашней атмосферы, отношений искренних и доброжелательных.

  В развитии дружеских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в изготовлении дидактических игр, игрушек для кукольного спектакля. А совместные праздники детей и взрослых вызывают азарт, общие переживания  вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить.

Как было выявлено нами в практической деятельности, наиболее доступная форма оказания помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей – это беседы. С целью педагогического просвещения родителей наших воспитанников, мы организуем беседы по вопросам организации дидактических игр детей в условиях семьи, возрастным особенностям игровой деятельности детей и их развития. Несколько  отличаются  от бесед  тематические консультации, отличие которых от бесед  в  получении квалифицированных  советов  от педагога.  Мы практикуем групповые и индивидуальные консультации, запланированные (плановые) и внеплановые,  проводимые в связи с появившейся проблемой. Обычно проводим 3-4 групповых консультации в год.

Познакомиться с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада, обсудить организационные вопросы по работе на год  родители могут на  групповых собраниях.  В групповые собрания  мы  включаем беседу (доклад), выступление медицинских работников ДОУ, специалистов, сообщения родителей об опыте семейного воспитания. В группах проводим  3-4 собрания. Чтобы в доверительной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы с участием специалистов, организуем заседание  « Круглый стол», куда приходят лишь те родители, кто выразил  желание участвовать в обсуждении  темы. Обсуждение в более интересной форме с проигрыванием ситуаций из жизни педагогами, родителями и специалистами  возможно на родительских  конференциях  с диалогом, прослушиванием записи детских высказываний, просмотром видеозаписи дидактических игр, обыгрыванием ситуаций, мнением специалистов, практических заданий по изготовлению игр для детей.  

Стали традиционными средства наглядной пропаганды – настенные информационные стенды, уголки  для  родителей, журнал  для  родителей, папки-передвижки.   Незаменимым средством приближения родителей к проблемам воспитания и обучения детей являются  совместные мероприятия  детей  и родителей. Используя данные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей по вопросам организации игр детей дома, изготовления дидактических игр и пособий, составленных педагогами и психологом. Ежедневно оформляем стенд для родителей: “Чем мы занимались”, “Повторите дома вместе с детьми”

Огромное значение имеют для родителей наглядные формы в приемной:

Стенды: “Я умею”, “Я могу”, “Я люблю” - информация об умениях, достижениях, интересах детей и родителей.

Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам, знакам Зодиака.

Достижения каждого ребенка “Вот чему я научился”.

Демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую складываются детские работы.

“Устами младенца” - юмористические высказывания детей.

 “Про меня” - персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми.

“Мы вас ждем!” - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы.

Удачная форма работы с родителями- закрытые ящики и информационные корзины, в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей мы корректируем свою работу, делаем выводы о вопросах, беспокоящих родителей. Часто для родителей устанавливаем фотомонтажи и чередуем их с рисунками, некоторыми поделками, например “Золотые руки не знают скуки”,  “Осенний букет”, “Елочка – красавица”.

    Все используемые нами формы работы с родителями приносят свои результаты, позволяют поддерживать взаимопонимание в вопросах воспитания детей, сохранять в глазах семьи ценность детского сада как источника взаимодействия детей и взрослых, полноты развития детей.

Заключение

Многочисленные исследования в разных областях педагогической науки свидетельствуют о недоучете возрастной специфики детей дошкольного возраста в процессе организации воспитательно – образовательной работы в детском саду. В результате зачастую происходит снижение эффективности процесса обучения и воспитания,  неполное использование всех возможностей развития детей. Поэтому, нами была выявлена необходимость обращаться к средствам, методам и формам обучения и воспитания, более приближенным к естественной детской деятельности – игровой.

 В связи с  проблемой поиска оптимальных  условий  для успешного Развития младших дошкольников было  проведено исследование на базе МДОУ детского сада «Белочка» г.п. Федоровский Сургутского района  ХМАО с детьми первой младшей группы «Зайчата». На основании вышеизложенного была разработана и апробирована система дидактических игр. В содержание работы включены дидактические игры и упражнения, развивающие, пальчиковые игры. Активным, формирующим, развивающим принципом нами определен индивидуальный подход. В связи с этим, мы, педагоги, должны  учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих воспитанников. В процессе индивидуального обучения с использованием дидактических игр диагностировались потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития каждого ребенка. Были переосмыслены принципы и методические условия проведения занятий с детьми  первой младшей группы.

Дидактические игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Каждый педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и дидактическую игру на занятиях и в совместной деятельности.

  Дидактическая  игра помогает общению, она способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

В процессе  исследования  нами выявлены наиболее значимые  условия эффективной педагогической  деятельности по использованию дидактических игр в работе с младшими дошкольниками:              

Создание положительного эмоционального фона перед каждым занятием, игрой. При сопровождении занятия приятными впечатлениями, положительными эмоциями, данная педагогом информация лучше усваивается детьми.

Поощрение стремления детей предлагать свои собственные способы выполнения задания, анализировать в ходе игры или занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе  и стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Необходимо стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.   По ходу проведения дидактической игры эффективно создание проблемных ситуаций, как возможностей для малышей  применить новые знания.

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам на каждом мероприятии.

    Результаты проведенной  работы позволяют говорить о возросших                                                                               возможностях детей младшего возраста: высокий уровень активности  и самостоятельности детей в ходе проведения дидактических игр, на занятиях, в установлении новых для них связей и явлений, а также особый характер игровой деятельности.

      У детей  значительно повысились показатели общего развития, что доказывает эффективность применяемых нами подходов и методических приемов.

 Таким образом, систематическая и правильно организованная работа  по применению дидактических игр в воспитательно –образовательном процессе детского сада  приводит к повышению  уровня  общего развития дошкольников. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны находиться в постоянном поиске новых средств  воспитания  и обучения детей и внедрять их в педагогическую практику.

   Разработанные мероприятия, отобранные  игровые упражнения, задания, словесные,  подвижные,  музыкально – дидактические   игры,   настольно –печатные и игры с предметами, использование индивидуально-дифференци- рованного подхода создают базу для  ускорения процесса обучения и воспитания  младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....