"Участие в работе международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг" как инновационная модель экологического воспитания дошкольников"
статья на тему

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ. Опыт работы детского сад №31 "Сказка" г.о.Чапаевск Самарской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelepukhina_v.n._statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ. Опыт работы детского сад №31 "Сказка" г.о.Чапаевск Самарской области

Наш детский сад

Не зря зовется садом

Здесь дети подрастают как цветы,

Чтоб воспитать защитников природы

Мы не жалеем Сил, Тепла и Доброты!

Детский сад № 31 «Сказка» города Чапаевска гостеприимно распахнул двери для первых воспитанников в 1988 году.

В юбилейной летописи дошкольного учреждения большое количество добрых детских экологических праздников и серьезных методических мероприятий, проведенных как для педагогического коллектива, так и для специалистов города и округа, призовые места в различных конкурсах и благодарность родителей и учителей школы за отличное воспитание детей, юных граждан нашей страны.

Сохраняя лучшие традиции нашего детского сада, мы изменились – стали современными, ориентированы на воспитание у наших детей активной жизненной позиции.

С 1996 года главным приоритетом в работе нашего ДОУ становится эколого-биологическое направление. В детском саду с 1999 год работает экологическая гостиная «Жемчужинка», включающая в себя центры, где у детей вырабатываются первоначальные практические навыки рационального природопользования.

На протяжении 7 лет в целях интеграции методов и форм экологического образования в ДОУ реализовывался проект «Экологический марафон», основной целью которого было  формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса — детей, педагогов, родителей.

В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде и миру в целом. А создать целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции, т.е. объединения предметов в единое целое.

Коллективом детского сада создана методическая разработка «Экологические ступени познания», в которой интегрированы такие области знаний, как: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, основы безопасности, туризм.

Содержание методической разработки ”Экологические ступени познания” направлено на формирование экологических понятий, развитие логического мышления, связной речи, познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания ее целостности.

«Экологические ступени познания» рассчитаны на детей от 3 до 7 лет и построены по ступенчатому принципу (программа «Сообщество», принцип «Пяти пальцев»: любую деятельность ребенок совершает от задумки до результата). Символ нашей разработки – радуга – нашла свое отражение в предметно-развивающей среде каждой группы. В каждой группе — своя особенная радуга Ее цвета - ступеньки символизируют об  определенном этапе знаний о предмете исследования, а в единстве они позволяют достигнуть высокого уровня информативности о предмете или явлении.

Первая ступенька побуждает «увидеть»;

Вторая запомнить местонахождение объекта исследования;

Третья - запомнить свойства;

Четвертая - действия,

Пятая - определить «пользу» и «вред» для окружающего;

Шестая - заметить изменения, происходящие с объектом наблюдения;

Седьмая - заставляет задуматься, как сохранить и приумножить.

Шагая по ступенькам вместе с Экотошей, который в средней группе является «рассказчиком», в старшей «собеседником», а в подготовительной группе «слушателем», дошкольник ненавязчиво познает мир окружающей природы, развивая свою речь и мышление.

Вся работа по «Экологическим ступеням познания» организована по циклам - временам года с практическими занятиями, экскурсиями в окружающей среде, по привитию навыков туристской техники через подвижные игры.

Все содержание методической разработки разбито на блоки:

  1. Знакомство с “Книгой Природы”, о “страницах” Книги Природы, о видах туризма и о роли туризма.
  2. “Что, где растет и кто, где живёт?” - о растениях и животных и их роли в жизни человека, обращение с дикими животными.
  3. “Я и мое здоровье” – санитарно-гигиенические и эколого-гигиенические знания, умения.
  4. “Собирайся в поход” – начало туристской техники и туристского быта, жизнеобеспечивающие и нормы передвижения в окружающей среде.
  5. “Без языка, - а разговаривает” – начальная топографическая подготовка, элементы ориентирования.
  6. “Туристята – друзья природы” – нормы и правила туристского природопользования, “законы туристят”.
  7. “По страницам “Книги Природы” ” – навыки и умения изучения природы, оформления материалов по наблюдениям.

Методическая разработка построена на принципах: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем “сквозное” и содержание их взаимопроникаемо.

Наш детский сад является постоянными участниками конкурсов, посвященных экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

На протяжении 8-ми лет являемся участниками регионального конкурса «Эколидер»,  по итогам 2012 года наш детский сад завоевал 3 место в региональном конкурсе «Эколидер» среди дошкольных учреждений и стал абсолютным победителем в номинации «Народный эколидер»

В 2012 году наш детский сад стал победителем конкурса «Детский сад года» в номинации «В гармонии с природой»

Коллектив детского сада имеет благодарственные письма администрации города «За эффективную работу по обновлению содержания и модернизации дошкольного образования, значительные успехи в воспитании и образовании детей, активное участие в городской жизни», «За внедрение инновационных технологий в воспитательно — образовательный процесс»; педагоги детского сада регулярно делятся  опытом работы и успехами с коллегами на окружных и городских методических объединениях, в местной  периодической печати.

Все наши достижения говорят о слаженной и творческой работе коллектива нашего детского сада.

Литература

  1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,2004. – 204с.
  2. Князева О.Л. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. - С.4-12.
  4. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2011. - № 8. - С.60-64.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.,2002. – 187с.
  6. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. - 2007. - №1. - С.6-11.
  7. Чехонина О.Н. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, - 2007. - №6. - С.13-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

Реализация международной программы Эко-школыЗеленый флаг как инновационная модель экологического воспитания дошкольников

В статье раскрыты особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в современной системе образования.Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологическог...

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....