"Интерактивные методы и приёмы активизации творческой деятельности педагогов ДОУ"
материал на тему

Саттарова Марина Викторовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_chast_konkursa.doc517 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей «Рябинушка»

Интерактивные методы и приемы

активизации творческой деятельности

педагогов ДОУ

(из опыта работы)

Составитель: заместитель заведующего

по методической работе

М.В. Иванченко

Игрим

2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………3                                                                                                                                                                            
  2. Понятие «Интерактивные формы активизации деятельности педагогов ДОУ» ……………………………………………………………………………...4                                                                            
  3. Формы активизации  деятельности педагогов ДОУ……………………. 6                
  4. Приложения

Приложение № 1: Тематический педсовет  - КВН

 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»………………………………………………

Приложение № 2:

  • Семинары, консультации                                                    
  • Викторины, конкурсы,  КВНы                                            
  • Тренинги, упражнения на развитие профессиональных и личностных качеств                                                            

         5.Литература                                                                                    

Введение

 В современном, каждый день меняющемся мире, невозможно обеспечить педагога готовыми решениями проблем. Приступив к работе в должности заместителя заведующей по методической работе и понимая,   что без развития креативности педагогов ДОУ, желания работать   с полной отдачей,   добиться высоких результатов   образовательной  деятельности в ДОУ  невозможно.

Как расшевелить и заинтересовать воспитателей,   как сделать, чтобы каждый педагог стал активным участником различных форм методической  работы?  Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?  Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской и умению рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?  

Для ответа на все эти поставленные вопросы пришлось пересмотреть очень много психолого-педагогической и методической литературы, пересмотреть разные периодические издания. В результате   поиска были найдены  наиболее оптимальные интерактивные  методы и приемы активизации творческой деятельности воспитателей, которые и стали использоваться в последующей работе. За пять лет работы накоплен  практический  материал,   которым и  хочется поделиться с коллегами.


1. Понятие «Интерактивные формы работы с педагогами»

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя (руководителя МО, методиста) и ученика (педагога-участник МО, воспитателя-специалиста ДОУ).

Каковы основные характеристики «интерактива»?

Интерактивное обучение -  это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет  достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению,  умение выслушивать другого,   делать обоснованные заключения и выводы.

  Для этого организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.


2. Формы активизации  деятельности педагогов ДОУ

1. Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать,  когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

2. «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием  педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

3. «Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно.  Предоставляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме.

Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

4. «Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития  наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального  объединения.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

5. «Деловая игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.

Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя ) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.

Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время  для подготовки  решения, затем  заслушиваются ответы. Порядок ответов определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.

Деловые игры бывают следующих видов:

-имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.

-управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций;

-исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;

-организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

-игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;

-игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).

При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.

Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:

1.Конструирование игры:

четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников;

разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

  • руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;
  • назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;
  • определяют время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный анализ игры:

  • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
  • самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности;
  • характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
  • анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой игры:

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение. Участники игры разбиваются на подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3-5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументировано следует выделить главное, обосновать идею, обосновать, «защитить» ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции педагогов в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключении руководитель подводит итог игры.

Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.

6. Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика ее организации:

  • определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;
  • определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);
  • составление плана;
  • предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы

Методика проведения:

  • ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.
  • Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.
  • организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
  • заключение, подведение итогов обсуждения.

В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Ведущий должен:

  • Хорошо знать проблему, тему дискуссии.
  • Изучить позицию и аргументы оппонентов.
  • Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

7.  «Мозговая атака (мозговой штурм)» - так же как деловая игра возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме.

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена.

Столы желательно поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов.

В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Дается время для подготовки. Команды отвечают на одни и те же вопросы и решают одни и те же  ситуации.

В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников

Любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из практики и педагогического опыта.

Игра «Что, если…» Цель: предложить воспитателям подготовить планы действий  на непредвиденные случаи или опасные ситуации. После краткого описания правил мозгового штурма, участникам предлагается  заранее обдумать подход к решению проблемы. Разбиваем участников на  подгруппы из 3-4 человек. Каждой подгруппе предлагается какая-то проблема или непредвиденная ситуация например: игрушки в группе старые, сломанные, количество не соответствует требованиям,  а скоро ожидается визит вышепоставленного  руководства, гостей из другого города, что вы предпримите, чтобы избежать нареканий руководства?

Каждая подгруппа в течение определенного времени выдвигает решения своей проблемы. Ведущий игры заранее готовит вопросы для обсуждения.

Игра «Советчик на минутку» Цель: разработать несколько идей и предложений для  решения проблемы, например: что мешает мне организовать педагогическое просвещение родителей своих воспитанников?

Делим всех педагогов на подгруппы из 4-5 человек. Каждый педагог в своей подгруппе на листке бумаги формулирует трудности, которые мешают ему организовать педагогическое просвещение родителей: не знаю, что является содержанием педагогического просвещения, не знаю основных методов и приемов в работе с родителями по педагогическому просвещению, какова моя роль в данном процессе? И др.

После формулирования и записи вопроса, педагог передает свою записку соседу справа. Последний должен прочитать только что полученный вопрос и набросать внизу первые мысли, которые пришли в голову в отношении поставленного вопроса. На формулирование идей дается всего одна минута. Необходимо повторять передачу записок каждые 60 сек., пока не вернется его записка. Вопросы для обсуждения: 1. Есть ли польза от полученных решений, идей, мыслей? Почему? 2. Возникают ли у вас в  связи с этими предложениями другие идеи или варианты? 3. Можно ли выделить общие взгляды на представленную проблему?

Затем каждая подгруппа обсуждает полученные результаты и делает общий вывод о том, что же мешает данной подгруппе организовать педагогическое просвещение родителей

8. «Методический ринг».

Цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения – групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).

Методика организации и проведения:

 1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.

Например, на методическом ринге по теме «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»

Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.

Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.

П вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной (исследовательской) деятельности дошкольников на экологических занятиях» предлагает соревнование следующих методических идей:

  • Применение игровых заданий;
  • Использование активных форм обучения.

9. Тренинг

Цель – отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения.

Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

10. Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1.Приветствие команд, в котором учитывается:

  • соответствие выступлений заданной теме;
  • актуальность;
  • форма представления;
  • время выступления –10 минут.
  1. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ребенка и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса – 1 минута.
  2. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.
  3. Конкурс капитанов.
  4. Конкурс мудрецов. Выбираются два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.
  5. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы учреждения.
  6. Конкурс «Что бы это значило?» (ситуация из жизни ДОУ). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

 11. Педагогический бой

 Составная часть консультации, семинара или совета педагогов. Время проведения не более 10мин. Педагоги делятся на две группы и предлагают заранее подготовленные вопросы. После минутного обсуждения выслушиваются ответы и вопросы обеих команд. Критерии оценки разрабатываются в каждом ДОУ самостоятельно.

12. Педагогический ринг

Обсуждение проблем (болевых точек), выявленных в результате опроса, произведенного различными способами, поиск не только причин их возникновения, но и путей решения.

13. Методический мост

Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

14. Решение педагогических задач.

Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших  педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.

15. Моделирование и анализ проблемных ситуаций

Данная форма работы помогает найти совместное обоснованное решение смоделированной проблемы благодаря большому количеству вариантов ее решения, предложенных педагогами в процессе проводимого анализа.

16. Методический фестиваль

Данная форма методической работы  предполагает большую  аудиторию и  ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

17. Методические посиделки

Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

  • Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.
  • Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

18.Методический диалог.

Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

Методический диалог ведется между руководителем и педагогами  по определенной теме.

Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

19.Таблица контактов.

Инструкция: можно использовать только 2 стрелки и только 2 цвета.

Желание контакта - красная стрелка, не желание – синяя стрелка.

От кого ожидала получить красные стрелки?

От кого не ожидала?

Если ожидания не совпадают с реальностью, смотри, что ты делаешь не так.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Тематический педсовет  - КВН

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Ход:

  1. Приветствие.

Визитная карточка команды (название команды, девиз, «жизненное кредо»).

Домашняя заготовка, проводится в произвольной форме.

Оцениваются: содержательность, оригинальность, эмоциональность, динамичность выступления. В этом и последующем конкурсах каждый пункт оценивается по пятибалльной системе. Общий балл выводится по сумме всех показателей.

2.        Педагогическая разминка.

Цель: показать свои знания в области теории.

Команда сидит за круглым столом, на котором разложены конверты. Каждый участник выбирает себе конверт с вопросом. Команда готовится одну минуту, затем начинают отвечать по кругу.

Оцениваются: правильность и содержательность ответов, общее время команды, затраченное на ответы.

Ведущий фиксирует общее время, затраченное на ответы всей командой, секундомером. Команда, затратившая меньше времени на ответы, получает дополнительно пять баллов.

Вопросы:

  1. Что такое театрализованная деятельность?  
  2. Задачи по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности
  3. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей …
  4. Объясните, в чем  помогают занятия театральной деятельностью развивать интересы и способности ребенка?
  5. ; Что такое методы и приемы обучения (методы обучения — способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием — часть метода. Это способ педагогических действий в определенных условиях. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи)?
  6. Какие вы знаете приемы и методы обучения (наглядные: наблюдение, показ предметов, образца, использование ТСО, дидактических пособий; словесные: пояснение, рассказ, чтение, беседа; практические: упражнения; игровые)?
  7. Что такое театрализованная игра?
  8. Перечислите виды театрализованных игр?
  9.  Какие основные элементы предметной среды являются в театрализованной деятельности?
  10. При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды, следует опираться на какие принципы?
  11. Назовите основные критерии развития творческих способностей в театрализованной деятельности.
  12. Что такое педагогическое мастерство (педагогическое мастерство высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека)!
  1. Объясните понятие рефлексия (рефлексия анализ действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе).

3.        Конкурс художников.

Цель: показать знание методик изобразительной деятельности.

Участвуют по одному человеку из каждой команды. Задания предлагаются в конвертах на выбор.

Задание: изобразить и объяснить последовательность рисования: 1) человека, 2) животного, 3) дерева.Оцениваются: правильность показа, четкость объяснения, доступность для понимания.

4.        Литературная викторина.

Цель: показать знание детской художественной литературы.

Ведущий: Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых   старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
Каждой команде в быстром темпе в течение одной минуты задаются вопросы по произведениям детской художественной литературы. Выигрывает команда, которая наберет большее количество очков. Один ответ — одно очко.

Вопросы для первой команды:

  1. Автор сказки «Красная Шапочка» (Ш. Перро)!
  1. Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф) Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок» («Рукавичка»).
  2. Автор сказки «Гадкий утенок» (Г.Х.Андерсен).
  3. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей (К. И. Чуковский)!
  1. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»).
  2. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение «Ловись рыбка большая и маленькая» («Лисичка-сестричка и серый волк»)!

9.        Самый высокий герой С. Михалкова (Дядя Степа)!

10.        О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и
глупом вариантах
(о мышонке)!

11.        Из какого произведения эти строки:
Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма от гиппопотама»... («Айболит», К. Чуковский)!

  1. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные («Гуси-лебеди»).
  2. Назовите имя прообраза нашего Буратино (Пиноккио).
  3. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко («Крошечка-хаврошечка»)!
  4. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей (лиса повредила ей крыло)!
  5. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности («Айога»)!
  6. Кто такие «крылатый, мохнатый да масленый» (воробей, мышонок, блин)!
  7. Как хвастал заяц в одноименной сказке («Уменя не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»)!

Вопросы для второй команды:

1. Автор сказки «Серебряное копытце» (П.Бажов) Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»(Круть и Верть)!

  1. Назовите русскую и немецкую сказки с похожим сюжетом о том, как более слабый обогнал в поединке сильного и хвастливого {русская «Лиса и рак», немецкая — бр. Гримм «Заяц и еж»).
  2. Автор сказки «Конек-Горбунок» {Ершов)!
  3. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.

{Е. Чарушин).

6.        Назовите самые известные сказки Г. X. Андерсена {«Дюймовочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»).

7.        Из какого произведения взяты эти строки и кто их автор:

Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой круглолицый, светлоокий... {А. С. Пушкин, «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»)!

  1. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам» {«Заюшкина избушка»).
  2. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной А. Толстым {Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
  1. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду {«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)!
  2. Про какую царевну говорили, что она едет в коробчон-ке {Царевна-лягушка)!
  3. В какой сказке и кто прятал траву под периной {Мороз Иванович)!
  4. Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки? — Она давно не мылась» {«Усатый-полосатый», С. Маршак)!
  5. В какой русской народной сказке лиса выступает положительным героем и ей за хорошее дело в конце дарят белую курочку {«Снегурушка и лиса») В какой сказке девушка превратила птиц в людей, используя для этого крапиву {«Дикие лебеди»)!
  6. Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку {«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»)!
  7. Как звался серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов, спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой {Кот-воркот, Котофей Котофеевич)!
  8. В какой сказке народов Севера мать превратилась в птицу из-за непослушных детей {«Кукушка»)!
  1. Умелые руки не знают скуки.

Участвуют по одному человеку от команды.

Задание: на глазах у зрителей из предложенных материалов (бумага, нитки, клей, ножницы) изготовить за 10 минут театрализованную игрушку-самоделку.

Оцениваются: качество изготовления, оригинальность модели, многофункциональность (в каких играх можно ее использовать), представление игрушки.

7.        Конкурс капитанов.

Команда получает конверт с заданием — показать с помощью пантомимы отрывок из известного детского произведения. Капитаны стоят отдельно от команды.

Задание для капитанов: отгадать, из какого художественного произведения этот отрывок.

Оцениваются: правильность и быстрота ответов, оригинальность исполнения, количество участников команды, занятых в сценке (чем больше, тем лучше).

На подготовку дается 5—7 минут.

8.Танцевальная пауза

9. Подведение итогов


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Тематический педсовет – ролевая игра «Развитие связной речи»

Почтальон передает письмо с адресом на детский сад

Ведущий (читает):  Уважаемые педагоги ! Приглашаю вас к себе на остров Говорунов. Очень хочу с вами встретиться! С нетерпением жду! Король Говорун.

Педагоги  собираются на корабль и оправляются на остров Говорунов

(Звучит музыка)

Педагоги отправляются в путешествие

Педагогов встречает Король Говорунов,  при прибытии на остров Говорунов пираты захватили капитана корабля, один из пиратов сообщает какой нужен выкуп за капитана.

1 задание

Педагогическая эстафета

«Методика развития связной речи»

Упражнение 1. «Войди в круг». Все стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в него. Упражнение выполняется быстро, возможность испробовать предлагается всем.

Упражнение 2. «Сделай подарок». Все сидят в кругу. По очереди предлагается  что-нибудь подарить кому-нибудь из членов группы (или всем).

    Выполняется невербально.

Упражнение 3. «Общая мимическая реакция». Упражнение проводится одновременно для всех.

А) Вы заведующая  дошкольным учреждением. Сидите у себя в кабинете и готовите выступление на педагогическом совете.  Открывается дверь. Вы смотрите на воспитателя:

Требовательно:   «Быстрее говорите, что случилось»;

Удивлённо:         «Не ожидала Вас увидеть у на в учреждении»;

С досадой:          «Отвлекаете»;

Спрашивая:         «Что- нибудь случилось?»;

Укоризненно:      «Мешаете работать»;

Радостно:             «Наконец-то, я Вас заждалась».

В) Вы вызвали воспитателя. Он приходит и говорит, что вашу просьбу не выполнил. Ваша реакция:

Сочувствую:        «Понимаю, как вам не приятна эта просьба»;

Осуждаю:             «Это недопустимо!»;

Жду:                     « Что будет дальше, чем Вы можете это объяснить?»;

Готова заступиться:  «Да, Вам мешало отсутствие по болезни»;

Удивлена:             «Не ожидала такого от Вас»;

Удивлена:             «Это уже в который раз!»;

Безразлично:        «Меня это не трогает».

Педагоги садятся на стулья

Ведущий :

Как вы понимаете высказывание

«Воспитатель сам должен быть воспитан»

Педагогический футбол

Педагоги делятся на 2 команды

        1. Какое из средств развития речи является ведущим, докажите?
Варианты ответа:

а)        художественная литература;

б)        трудовая деятельность;

в)        различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

г)        детские праздники;

д)        общение.

2. Какие средства общения являются ведущими у детей старшего дошкольного возраста, докажите?

Варианты ответа:

а)        игровые;

б)        экспрессивно-мимические (сосредоточение на лице взрослого, улыбка, жесты и др.);

в)        выполнение инструкций взрослого;

г)        речевые;

д)        предметно-действенные.

1. Какой прием ориентирован на развитие общения между детьми?

Варианты ответа:

а)        бытовая деятельность;

б)        словесное поручение;
в) беседа;

г)        сюжетно-ролевая игра;

д)        собеседование по поводу картин, рисунков, книг.

2. Какой мотив является ведущим для детей старшего дошкольного возраста при вступлении в общение со сверстниками?

Варианты ответа:

а)        получение новых знаний о предметном мире;

б)        интерес к игрушкам;

в)        самооценка и удовлетворение потребности в признании;

г)        получение новых знаний о правилах и нормах поведения;

д)        уточнение и закрепление представлений о социальной действительности.

Домашнее задание

Раздел «Взаимодействие с родителями»

( Планирование связной речи, родительский всеобуч, презентация связной речи, развивающей игры, направленной на развитие связной речи)

Музыкальная викторина

«Закончи песню»  

Появляется Царевна – Лебедь

Блиц-турнир

  1. Какого роста родился Гвидон? (Аршин.)
  2. Сколько встреч было у старика и рыбки? (Шесть.)
  3. Чем кормил поп Балду? (Вареною полбой.)
  4. Кем приходились Гвидону ткачиха и повариха? (Тетками.)
  1. В каком виде спорта Балда и бесенок состязались во второй раз? (В метании вдаль.)
  2. Какую обувь носила старуха, когда стала дворянкой? (Красные сапожки.)
  1. Какие меха любила старуха? (Соболя.)
  2. Когда день рождения у царевны? (В сочельник.)
  3. Как узнали братья-богатыри, что принимали царевну? (По речи.)
  4. Чем торговали корабельщики в последний раз в заморских странах? (Несказанным товаром.

Царевна – Лебедь предлагает

Игру

«Черный ящик»

  1. Здесь лежит предмет, который является символом зла, споров, горечи, из-за него начинались войны. Но и людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот, прельщало. Этот предмет встречался не только в сказках, но и в мифологии и в христианской литературе . Итак, это...
  2. Здесь лежит вещь, принадлежащая лично царю Гвидону. и благодаря ей он заслужил расположение, дружбу, а затем и любовь царевны Лебедь. Это...

 («Со креста  снурок шелковый натянул на сук дубовый».)                                                                                                                                                                                         

Приходит пират, предлагает ситуации:

  1. Начало занятия. Дети сидят за столами, и вы вспоминаете, что забыли пособия в соседнем кабинете. Вам необходимо сходить, но на пороге оказывается заведующая или методист. Ваши действия?
  2. Рано утром в 9.00 утра в зимнее время у Вас первое задание по развитию речи, но внезапно выключается свет, в группе темно. Ваши действия?

Король Говорун поздравляет, что справились со всеми заданиями, заплатили выкуп.

Идет награждение

Пираты возвращают капитана

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

«Педагогического пробег»

«Совершенствование работы по укреплению здоровья дошкольников»

Цели и задачи: Развитие профессионального мастерства педагогов, улучшение  качества образования и оздоровления  детей в ДОУ; закрепить знания, совершенствовать умения  педагогов по вопросу оздоровления детей в ДОУ; развивать творчество и  инициативу педагогов;

Оборудование:

1.Стулья (для постройки «поезда»)

2. плакаты с рисунками для оформления станций

3. карточки с вопросами

4. нетрадиционное физкультурное оборудование

5. музыкальное сопровождение

6. карточки с оздоровительными играми

7. комплекс релаксационных упражнений с музыкальным сопровождением;

Ход игры:

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами отправимся  путешествовать по  стране  «Здоровых и сильных». На каждой станции  мы будем с вами  вести разговор и  решать различные задачи по укреплению здоровья дошкольников.

Приглашаю Вас пройти и занять  места в вагоне.

Звучит музыка и стук колес.

1 остановка «Знатоки теории»

  • Расскажите санитарно-гигиенические требования к проведению занятий с дошкольниками
  •  Соблюдение режима дня и его значение в жизни дошкольника
  • Какие нетрадиционные программы и технологии по укреплению здоровья  Вы используете в своей работе с детьми. Расскажите о них.
  • Перечислите нетрадиционные формы укрепления здоровья детей (ароматерапия, арттерапия, музыкотерапия, словотерапия)

Поезд отправляется. Музыка. Следующая остановка

2 остановка «Практическая»

  • Расскажите о методике и проведите пальчиковую гимнастику
  • …дыхательную  гимнастику
  • …артикуляционную  гимнастику
  • …  гимнастику для глаз
  • … точечный самомассаж
  • … игры с носиком
  • Методика проведения босоножья в летнее время

Пройдите в свой вагон. Поехали. Музыка.

3 остановка «Спортивная»

  •  Проведите спортивную игру с использованием нетрадиционного оборудования

Едем дальше. Музыка.

4 остановка «Давайте поиграем»

  • Оздоровительные игры

Займите места в вагоне. Поехали. Музыка

5 остановка «Релаксационная»

Очень важен для организма правильно организованный отдых.

Спасибо за участие в игре. Поезд отправляется в обратный путь,  займите свои места в вагоне.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Деловая игры «Вертушка»

«Работаем по программе «Детство»

Цель: обобщить и систематизировать знания по проблеме освоения и внедрения программы «Детство» в образовательный процесс ДОУ; оценить успешность освоения учебного материала; мотивировать педагогов ДОУ на его дальнейшее использование в педагогической деятельности.

Оборудование для игры:

  1. 3 стола, вокруг каждого 4 стула (1 стул для эксперта)
  2. чистые листы бумаги, карточка обозначающая стол (А, В, С), карточка на которой зафиксирована проблема и 3 вопроса по проблеме.

Ход игры

    За каждый стол садится эксперт. Его цель:  сбор информации по проблеме, и подготовка заключительного выступления.

 Участники получают индивидуальные карточки – их 9 штук. На каждой карточке зафиксирована информация по движению педагога в игровом пространстве. В игре предусмотрены 3 хода,   во время которых каждый педагог в определенной последовательности  принимает участие в работе каждого их трех столов,  при этом порядок его выступления в обсуждении определен индивидуальной карточкой.

  После каждого хода эксперт называет координатору (например, методисту) номер карточки, обладатель которой дал наиболее обстоятельный ответ и активно дополнял ответы других выступающих.

Темы и вопросы

1 стол. Концепция программы «Детство»

  • авторский коллектив создателей, основные идеи программы
  • Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности

2 стол. Художественно-эстетическое развитие  и игровая деятельность

  • Изобразительная деятельность и музыкальное развитие
  • Технология развития  игровой деятельности (4 этапа)
  • Нравственное воспитание  посредством развития ребенка в игре

3 стол. Интеллектуальное и социальное развитие ребенка

  • Социально-эмоциональное  развитие
  • Математическое развитие и развитие речи
  • Экологическое воспитание и развитие

Карточки

1

ход

стол

выст.

2

ход

стол

выст.

3

ход

стол

выст.

1

А

1

1

С

1

1

В

1

2

В

3

2

А

3

2

С

3

3

С

2

3

В

3

3

А

3

4

ход

стол

выст.

5

ход

стол

выст.

6

ход

стол

выст.

1

С

2

1

В

2

1

А

2

2

В

2

2

А

2

2

В

1

3

А

1

3

С

1

3

С

3

7

ход

стол

выст.

8

ход

стол

выст.

9

ход

стол

выст.

1

С

3

1

А

3

1

В

3

2

А

1

2

С

2

2

С

1

3

В

2

3

В

2

3

А

2

В конце игры эксперты дают обобщенный ответ по решению проблемы, а координатор называет педагогов-победителей – чей номер чаще других назывался экспертами во время игры.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

« Конкурс педагогического мастерства»

Задачи конкурса:

  1. Обобщить знания воспитателей по основным вопросам дошкольного воспитания и методической работе в дошкольном учреждении.
  2. Проверить уровень профессионально – педагогических умений и навыков; педагогической интуиции  воспитателей и специалистов.
  3. Воспитывать интерес к педагогическому поиску.

Оборудование конкурса: карточки – задания, магнитофон, репродукции картин рисунки из жизни детского сада; наглядно – игровой материал.

Участники конкурса: две команды педагогов и экспертная группа из числа администрации.

План-конспект конкурса

1.Конкурс «Визитная карточка команд». Команда рассказывает о себе, о своей группе. Могут использоваться различные средства: изобразительные, музыкальные.

  В этом конкурсе оценивается содержательность, оригинальность, юмор и эмоциональность выступлений.

2. Конкурс «Знатоки». Каждой команде предлагается конверт, в который вложены вопросы. После минуты обсуждения команда зачитывает вопрос и даёт свой ответ.

3. Конкурс « Воспитатель – артист».                                                                                                                                                                          

       Задания:

  1. Используя выразительные средства пантомимы, проинсценировать  ситуацию из жизни воспитателя и ребёнка. Команда соперница должна  «прочитать» содержание изображённой ситуации.
  2.  Используя выразительные средства речи, прочитать предложенный отрывок из детского художественного

4.   Конкурс «Воспитатель – художник».

Задания:

  1. Команда должна нарисовать эскиз «Детский сад будущего» и защитить свой проект (выполнение домашнего задания).
  2. Каждой команде показывают 2-3 репродукции картин известных художников. Через 30 секунд команда должна назвать автора и название картины, а также подобрать художественное слово (пословицу, загадку, потешку, стихотворение и т.д.) к содержанию картины.

    5.  Конкурс « Воспитатель, прояви свою находчивость».

     Задания:

  1. Командам предлагаются каверзные вопросы детские вопросы (используется магнитофонная запись), им необходимо дать остроумный и понятный ответ ребёнку.
  2. Командам показывают рисунки из жизни детского сада. Участники должны дать остроумный ответ на вопрос: «Что бы это значило?»

    6. Конкурс «Очумелые ручки».

      Задания:

  1. Изготовить игрушку из яичной скорлупы, бумаги, ваты, пенопласта.

   

7.   Подведение итогов конкурса педагогического мастерства.                                                                            


ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.

Педагогическая викторина: «Какой вы воспитатель?»

Цель:

  1. Совершенствовать общую культуру воспитателя.
  2. Обобщить знания воспитателей по истории родного края и города;
  3. Проверить уровень профессионально – педагогических умений и навыков; педагогической интуиции  воспитателей и специалистов.
  4. Воспитывать интерес к педагогическому поиску.
  5. Стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма.

Участники викторины: педагоги ДОУ

План проведения.

  1. Выбирается ведущий.
  2. Экспертно – творческая группа готовит задания и оценивает выполнение каждого задания каждым воспитателем или группы в целом.

Предварительная работа

  1. Составление плана – сценария викторины.
  2. Изучение воспитателями познавательной  литературы по проблеме викторины.
  3. Составление членами творческой группы анкет, ребусов, кроссвордов, подбор текстов.
  4. Подбор фотоматериалов и музыкальных записей.
  5. намечается место, время проведения викторины и ответственные.

      Ход викторины

  1. Вступительное слово ведущего: называется тема, условия встречи, участники викторины и жюри. Ведущий читает стихотворение о воспитателе и говорит о роли воспитателя в развитии личности дошкольника.

Экспресс-интервью с воспитателями: «Как вы думаете, с какими определениями у детей ассоциируется слово «воспитатель»?»

Задание 1. «Разгадай кроссворд, ребус»

Каждая группа получает конверты с педагогическими кроссвордами и ребусами, в которых зашифрованы профессиональные качества воспитателя.

Задание 2. «Сложи узор из геометрических фигур»

Каждая группа получает конверт с геометрическими фигурами. Сложив узор, воспитатели могут прочесть высказывания педагогов – классиков о воспитателе.

Дискуссия на тему: «Мой идеал воспитателя»

   Ведущий говорит «Ваши выступления натолкнули нас на мысль о том, как важно воспитателю умело владеть своим психическим состоянием, управлять собой, регулировать своё эмоциональное состояние. И всё это наиболее ярко выражается через слово и мимику. Слово –  самый тонкий и самый острый  инструмент, которым воспитатели должны умело прикасаться к сердцам своим питомцев».

Упражнение 1. «Развитие выразительности речи воспитателя»

На мольбертах стоят плакаты с заданиями»

 А) произнести фразу «Иди сюда» тихо, громко, требовательно, таинственно, возмущённо;

 Б) произнести слово «Молодец» тихо, громко, нежно, удивлённо, Иронично, восторженно, влюблённо.

Упражнение 2. «Изучение общей мимической реакции воспитателя»

Упражнение выполняют все одновременно. Воспитатели рассаживаются таким образом, чтобы не видеть реакции друг друга. Выполняются задания совместно по предъявлени ситуации ведущим: «Началось занятие. Вы уже рассказываете детям. Открывается дверь раздевалки и входит ваш самый шустрый «шалун».

Вы смотрите на него:

   требовательно: «Быстрее садись»;

    удивлённо: «Не ожидала»;

   с досадой: «Отвлекаешь меня опять»;

   спрашивая: «Опять что-нибудь случилось?»

   укоризненно: «Ты всегда мешаешь мне работать»;

   радостно:  «Наконец-то!»

Упражнение 3.»Проверь  себя» (развитие  внимания)

Воспитателям  предлагается  решить математический  пример. Одновременно с  их работой ведущий читает  небольшой рассказ (предлагаются отрывки из книг: Спок Б. Разговор с матерью. – М., 1988. – С.72-73; Никитина Л.А. Я учусь быть мамой. – М.,1990. – С.93-94).

После  выполнения задания воспитатели должны сообщить ответ и пересказать смысл прочитанного. (Математический пример дается каждому воспитателю индивидуально на карточке.)

Упражнение 4. «Снимаем фильм»

Каждой группе дается задание – в течение 15 минут снять короткометражный фильм о дошкольном учреждении. Внутри группы выделяют двух сценаристов, которые за 5-8 минут должны придумать сценарий фильма, выбрать режиссера, оператора, актеров. Задача – довести съемки фильма до показа и фрагмент показать.

Игра-задание «Дружеский шарж»

Каждая группа воспитателей должна придумать и изобразить с помощью мимики, пантомимы одного из своих коллег. Другая группа должна угадать, на кого был «нарисован» шарж.

Музыкальная пауза.

Задание «Я и родители моих воспитанников»

   Ведущий обращается к участникам викторины: «А теперь нам хотелось бы поговорить о сложной проблеме – работе воспитателя с родителями, так как успех всей деятельности воспитателя зависит от  того, какие отношения сложились у него с  родителями, насколько они поддерживают воспитателя и помогают ему».

Прослушивается магнитофонная запись ответов родителей на вопросы:

1.С какими вопросами вы чаще всего обращаетесь к воспитателю?

2.С какими вопросами к вам чаще всего обращается воспитатель?

3.В чем, по вашему мнению, роль детского сада особенно велика?

4.Как детский сад помогает вам в воспитании вашего ребенка?

5.Любит ли ваш ребенок ходить в детский сад?

Педагогический прогноз

Воспитателям предлагается решить педагогические ситуации, которые:

  1. представлены в виде рисунков;
  2. проинсценированы членами творческой группы;
  3. написаны на карточках.

(Педагогические ситуации приведены ниже.)

Микровыступления воспитателей: как сегодня необходимо работать с родителями? Что изменилось? В чем трудности в организации этой работы? Какие вы видите пути и формы работы с родителями?

Игра – задание для участников и гостей:

  1. «что изменилось в облике ведущего?» (победителю вручается памятный приз);
  2. «Поле чудес» (угадать название книги и автора).

Подведение итогов викторины.

Жюри объявляет команду победительницу. Воспитатели-инноваторы и молодые воспитатели высказывают свое мнение о данной форме методической работы, делают записи в педагогический журнал дошкольного учреждения «Советуем, предлагаем, вместе размышляем».

Педагогические ситуации

1.Девочка  Наташа (около трех лет) под впечатлением просмотренных телепередач и прослушанной музыки никак не может заснуть в положенное время. Молодая мама нервничает, злится, кричит на дочку:

  • Заснешь ли ты, в конце концов, а то вызову сейчас врача, и он сделает тебе большой укол вот такой иглой (показывает руками огромную иглу).

Наташа смотрит на маму испуганными глазами и начинает плакать.

-Ах, ты еще и плачешь!? Плачь, плачь, волк услышит, вот он придет и съест такую вредную девочку.

После этих слов Наташа плачет уже навзрыд.

1.Дайте оценку действиям молодой матери.

2.Каким образом вы бы успокоили ребенка

2.Бабушка провожает трехлетнего внучка Славу. Он сидит в автобусе с мамой, а бабушка стоит рядом с ним в проходе. До отправления автобуса  остаются считанные минуты. Бабушка целует Славу и хочет уйти, но не может. Слава ни под каким предлогом не отдает ее сумочку. Он крепко держит ее, зажав обеими ручонками.

-Отдай бабушкины вещи! – приказывает мать.

-Не отдам…

-Бабушка сейчас возьмет в сумочке денежки и купит тебе мороженое, - идет на хитрость мать.

Услышав о желаемом мороженом, Слава протягивает бабушке сумку. Бабушка быстро прощается с дочерью и выходит из автобуса. Через 2-3 минуты автобус отправляется в путь. И по мере того, как он набирает скорость, Слава начинает все громче кричать и плакать:

-Бабушка, неси мороженое! Где мороженое?

Спустя полчаса, уставший от плача и обиды, Слава уснул на сиденье, отвернувшись от мамы.

1.Проанализируйте действия матери по отношению к трехлетнему сыну.

2.Как по-другому можно было поступить в данной ситуации матери?


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.

Конкурс педагогического мастерства

«Развитие коммуникативных умений воспитателя»

Цель:

  1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно – образовательной работы в дошкольном учреждении.
  2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способности, техника.
  3. Тренировка профессионально – педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.

Сценарий конкурса:

Психологическая настройка на творческую работу.

Выполнение упражнений на умение управлять своим творческим самочувствием. Группе предлагаются два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

Упражнение 1. «Удобное средство». Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить на рисунке, написать короткий рассказ или разыграть.

Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение.

Упражнение 2.«Почемучка». Для упражнения нужен слайд остросюжетного содержания. Выполняется упражнение на полукруге перед аудиторией воспитателей, предлагается внимательно рассмотреть картину, дать ей название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно по кругу. Активизируется способность  к постановке проблем, воображение, внимание.

Педагогический такт воспитателя

Упражнение 1.«Проанализируйте ситуацию»: «Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:

-Что ты собираешься рисовать и чем? Как будешь располагать рисунок на листе бумаги? Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

Ответь на вопрос:

Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

Упражнение 2.«Ролевая игра». Группа воспитателей делится на две команды. Каждая команда заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда – соперница за определенное время (1-2 мин.) должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности.

Анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.

Педагогическая техника

Управление своим эмоциональным состоянием

Упражнение 1. «Имитационная игра».

Войти в  группу в образе заведующей, методиста. Проследить, как меняется внутренний настрой

Упражнение 2. «Микропреподавание».

Управление собой в ситуации «Дети, давайте поговорим о …». В ходе проведения микропреподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед  аудиторией воспитатель. Выступавшему воспитателю описать свое физическое и психическое состояние во время микропреподавания. Сравнивается самоотчет выступавшего воспитателя и отчеты слушателей.

Развитие невербальных средств общения

Упражнение 1. «Передаем предметы».

Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и переделать далее.

Упражнение 2.»Войди в круг».

Все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать прелагается всем.

Упражнение 3. «Сделай подарок».

Все сидят в кругу. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально.

Упражнение 4. «Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка»:

С укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий.

Речь и коммуникативное поведение воспитателя

Упражнение 1. Произнести текст: «Однажды в студеную зимнюю пору…»:

  • Шепотом
  • С максимальной громкостью
  • Волнообразно
  • Как будто вы страшно замерзли
  • Как будто у вас во рту горячая картошка
  • Как  5-летняя девочка

Упражнение 2. Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте! С разными оттенками:

  • Страха
  • Удовольствия
  • Дисциплинированности
  • Удивления
  • Упрека
  • Радости
  • Неудовольствия
  • Достоинства
  • Иронии
  • Безразличия

Счастье – когда тебя понимают»

Упражнение. Проведение беседы с родителями или с ребенком.

Ситуация: Вы стали воспитателем 2 младшей группы. Ваш первый визит в семью для знакомства с условиями воспитания ребенка…

Ситуация: Ребенок вашей группы ударил другого, с которым играл. Вы воспитатель. Ваши действия…

Подведение итогов конкурса.


Литература

  1. В.Л Малашенкова «Активные методы обучения в методической работе детского сада»: пособие для работы с педкадрами ДОУ.-Омск: ООИПКРО, 2003.-31с.
  2. Л.М.Волобуева «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами» -М.: ТЦСфера, 2005.-96с.
  3. А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина «Старший воспитатель детского сада»: пособиеМ.: Просвещение, 19990.-143с.
  4. В.П.Дуброва, Е.П.Милашевич «Организация методической работы в дошкольном учреждении» -М.: Новая школа, 1995.-128с.
  5. С.К.Ильина «Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с.
  6. П.Н.Лосев «Управление методической работой в современном ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2005.-160с.(приложение к журналу «Управление ДОУ»
  7. М.А.Тарасов, В.И.Чернова «Интегративно-педагогическая деятельность в ДОУ»  /журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №3, 2006
  8. О.В.Пастюк, А.Н.Фролова «Организация экспериментальной площадки в ДОУ».- М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с. (приложение к журналу «Управление ДОУ»
  9. Е.М.Фадеева, Т.М.Пухарева «Дифференцированный подход в методической работе ДОУ» / журнал «Управление ДОУ», №7,2006. – с.70-76

Иванченко М.В.,  заместитель заведующего по методической работе

МДОУ Детский сад «Рябинушка»  

«Интерактивные методы и приемы активизации  творческой деятельности педагогов ДОУ» (из опыта работы)

Данное пособие создано на основе обобщения  педагогического опыта по использованию в методической работе с педагогами ДОУ интерактивных методов и приемов активизации творческой деятельности. В сборнике представлен теоретический материал и практические разработки. Может быть использован в работе старших воспитателей, методистов, заместителей заведующих по воспитательной  и методической работе.

ИГРИМ, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»

ü    Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü    Развитие детского творчества;ü    Приобщение к изобр...

Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...

Использование интерактивных форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

Федеральный государственный стандарт прочно вошёл в систему образования страны.  Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в работе педагога.  Бе...

Мастер-класс для воспитателей "Методы и приёмы активизации речи ребёнка"

Развитие речи детей младшей группычерез использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий...

Консультация для педагогов "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей".

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...

Перечень интерактивных методов и приёмов активизации педагогов на методических мероприятиях.

Перечень интерактивных методов и приёмов активизации педагогов на методических мероприятиях....

Практикум для педагогов "Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Цель:Повысить компетентность и успешность педагогов в развитииречи детей младшего дошкольного возраста; познакомить ссовременными методами и приемами стимулирования речевой деятельностиу детей младшег...