Главные вкладки

    Особенности внедрение новых качественных методических стандартов в образовательный процесс детского сада.
    статья на тему

    Методические стандарты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности внедрение новых  качественных методических стандартов в образовательный процесс детского сада. 

            Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества педагогического процесса, содействует формирование педагогического процесса,  умений навыков его психолога - педагогического анализа становлению индивидуального стиля педагогической деятельности у членов  коллектива ДОУ, повышения уровня креативности педагогов. В результате организации методической работы возникают методические сообщества педагогов. Для старшего воспитателя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров. Однако в работе большинства воспитателей сохраняются устойчивые традиционные ориентации на среднего ребенка, некий обезличенный стандарт воспитанника, подчиняющегося воле взрослого, на минимизацию его собственной инициативы и активности в воспитательном процессе. Оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценость. Помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, в повышении своего педагогического мастерства. В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание свое деятельности. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.    Методическая работа ориентирована на достижение  и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду. Модель должна:

    1.Наглядно показывать взаимосвязи между функциональной структурой внутрисадовского управления и динамикой ее развития в  ходе  управленческого цикла.

    2.Предполагать управление качеством образовательного процесса в условиях перехода на новый режим развития      

          Внутреннее взаимодействие между элементами модели определяется различными видами связей, взятыми из общей теории систем. Это  связи:

    - порождения, когда один элемент выступает как основание, вызывающее к жизни другой элемент;

    - управления, строящиеся на основе программы развития и представляющие собой способ ее реализации;

    - развития, влекущие изменения в строении объекта, в формах его жизни.      

          Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. Это требует внесения существенных корректив в систему повышения профессионального мастерства педагогов.

          Современному педагогу, в условиях перемен, в период модернизации российского образования, реализации основных направлений национальной образовательной инициативы  в современной модели образования, ориентированной на развитие инноваций, необходимо продвигаться в профессиональном развитии, сохранять и преумножать лучшие педагогические качества, развивать творческий потенциал. Введение ФГТ ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.

          Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития педагогической деятельности.

          Обеспечение обозначенных приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагога, эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что возможно при формировании модели сетевой организации методической службы. Содержание функций модели методической службы определено с учетом их реализации: аналитическая, прогностическая, проектирующая, организационная, контролирующая, коррекционная, экспертная.

    В комплексной оценки профессиональной деятельности педагогов ДОУ мы  выделяем три  структурные части: прогностическую (анализ профессионального развития, деловых и личностных качеств педагога, образовательного процесса), результативную (выявление результатов педагогического труда) и оценочно – уровневую (определение качеств профессиональной деятельности, уровня профессионализма педагога). Исходя из этого, комплексная оценка  качества профессионализма педагога ДОУ включают следующие этапы: Подготовительный – оценочно - измерительных материалов (вопросники, анкеты, тесты, схемы и алгоритмы анализа, оценки и др.). Организационный – содержания и методов оценки профессиональной деятельности педагогов. Исследовательский – оценка полноты и достоверности представленных материалов; организация оценки методической и практической педагогической деятельности, деловых и личностных качеств, уровня профессионализма педагогов; проведение тестирования, анкетирования, диагностики, мониторинга и др. Обработка полученных результатов и материалов – подведения итогов оценки: составление протоколов, справок, собеседование с  педагогами, планирование корректирующих действий и мероприятий по совершенствованию качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ.   Принятие решения – анализ хода и результатов оценки  качества профессиональной деятельности педагогов, оформление и предоставление соответствующих справок.

          Характер оценивания качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ следующий: оценка должна быть комплексной; следует  выделять главное, существенное в педагогической деятельности; максимально учитывать конкретные условия; мотивировать педагогов на качественное выполнение задач ДОУ; выбирать наилучшее сочетание способов и форм оценивания; экономить ресурсы и время.    Качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности ДОУ, проявляющуюся в гарантировании им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общества, детей и их родителей) и соответствует государственным нормативам. Таким образом, сущность качества дошкольного образования проявляется в следующих трех позициях:

    - уровень достижения дошкольного образованием поставленных целей;

    - соответствие этого уровня установленными нормативами;

    - степень удовлетворения запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией.

          В формировании качества дошкольного образования наряду с факторами особое значение имеют условия – обстоятельство, среда, в которой действуют факторы.

         К условиям формирования качества образования в дошкольном образовательном учреждении образования относятся:

    -  устойчивое ценностное отношение педагогов к качеству дошкольного образования;

    - постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогов и руководителя ДОУ;

    -    творческая направленность деятельности педагогического коллектива;

    -    наличие свобод педагогов в грамотном выборе образовательных программ и технологий;

    -     наличие системы материального стимулирования качественной работы;

    - передача ответственности за качество педагогу как носителю социокультурного опыта;

    -    создание банки инновационных систем в дошкольном образовании;

    -    ориентация на образовательное потребности и запросы семьи.

          В целях улучшения  работы модели  по управления качеством образовательной деятельности в детском саду, необходимо придерживаться методических рекомендаций, которые  осуществляются руководителем дошкольного учреждения  и старшим воспитателем  в пределах компетенции. Действующая модель методической службы ДОУ носит дифференцированный и интегративный характер, учитывая особенности выше обозначенных категорий педагогов. Стратегическая цел создании совокупности условий для повышения профессионального уровня каждого педагога и соответственно, эффективного развития каждого ребенка. Задачи методической  модели.

    1.Совершенствование управленческих функций для обеспечения стабилизации, функционировании, развития образовательного процесса.

    2.Осуществление процедуры подбора и расстановки педагогических кадров для работы в группах.

    3. Формирование ключевых профессиональных качеств педагогов как условие инновационного развития ДОУ.

    4. Развитие психологического личностного аспектов готовности педагогов к экспериментально – исследовательской деятельности.

    5. Развитие профессиональной мобилизации педагогов ДОУ.

    6.Содействие становление индивидуального стиля педагогической деятельности каждого члена коллектива, повышение уровня творческого развития педагогов.

    Механизмами реализации указанных целей и задач является комплексно – целевая программа развития ДОУ, образовательная программа ДОУ, годовой план работы, план работы управленческой деятельности руководителей ДОУ.

          Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется через разнообразные формы методической работы с кадрами, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется через разнообразные формы методической работы с кадрами.

           С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные технологии, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловая игра, брифинг, тренинг, викторина, конкурс профессионального мастерства, дискуссия, поисково-творческие задания. Используя методы тестирования и анкетирования, карты эффективности педагога, карты возможностей и затруднений,  выявляем уровень методической подготовки педагога, его способности к профессиональному совершенствованию. На основании полученных данных выявляются наиболее актуальные вопросы для обсуждения; вопросы, требующие консультирования для части педагогов. Исходя из реальных потребностей педагогов, планируется проведение различных современных форм работы с педагогическим коллективом.

           Результаты внедрения модели методической службы анализируются в триаде: воспитанники-педагоги-родители.

    Целевым ориентиром является модель выпускника ДОУ. Ценности методической службы видим в подготовке педагога как субъекта профессиональной деятельности, педагога-инициатора, способного к самообразованию и непрерывному творческому росту, готового в ходе собственной творческой деятельности создавать условия для саморазвития воспитанников. Приоритетное направление – оказание помощи педагогам в подготовке к инновационной деятельности.

           Высокая степень удовлетворенности родителей результатами образовательного процесса, рост их педагогической просвещенности подтверждают результативность методической модели.

          Рассматривая вопрос о главных ресурсах повышения качества образования и воспитания в ДОУ мы выделили: командную организацию работы (команды для  управления качеством планируем создавать и расширять, чтобы они охватывали максимально большее число людей); повышение профессионально – личностный рост сотрудников, используя наиболее продуктивные формы методической работы; развитие мотивационной среды ДОУ для вовлечения всех сотрудников в работе по совершенствованию качества. Создать  условия  для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов. Обучение воспитателей  проводится через разные формы: курсы повышения квалификации; семинары-практикумы; круглые столы; конференции; организация работы методических объединений, творческих групп; непосредственно образовательная деятельность; индивидуальные маршруты; самостоятельная работа педагогов по изучению литературы по теме.
         Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Процесс модернизации образования предъявил  серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования.

    1.Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Изд. 5 –е- Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 264с.

    2. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений /О.А.Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 224с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникативных технологий и способы их внедрения в образовательный процесс детского сада.

    Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитальном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной ...

    ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА

    В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих з...

    Организационно-методическое сопровождение внедрения фитбол-гимнастики в образовательный процесс детского сада.

    Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм провед...

    Методические рекомендации по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии в образовательном процессе детского сада.

           Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие инициативности, самостоятельности, способностей и творче...

    Особенности применения планшетного компьютера в образовательном процессе детского сада для детей с ОВЗ

    Мелёхин А.И.Клинический психолог ГБОУ Детский сад № 437Мелёхина О.В. Учитель-дефектолог ГБОУ Детский сад № 437 Аннотация: В статье приводятся примеры исследований о плюсах и минусах применен...

    Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»

    Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2...