Интегрированное планирование образовательной деятельности с детьми, как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»
методическая разработка по теме

Фунтова Александра Геннадьевна

Представленный материал составляет теоретическое боснование инновационного опыта работы ДОУ по формрованию интегрированного планирования в соответствии с новыми государственными стандартами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir._planirovanie_v_dou.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интегрированное планирование

 образовательной деятельности с детьми,

как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 8 «Огонек»

воспитатель О.А.Рубе

воспитатель А.Г.Фунтова

Содержание работы:

 

  1. Нормативно - правовые основы
  2. Актуальность опыта
  3. Новизна опыта
  4. Теоретическая  основа
  5. Технология  интегрированного планирования
  6. Результативность
  7. Литература.

1. Нормативно – правовые  основы.

  • Конвенция о правах ребёнка
  • Закон РФ «Об Образовании»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  • Концепция дошкольного образования
  • Федеральные государственные требования к структуре основной          общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Устав МБДОУ «ЦРР-детский сад №8 «Огонек»
  • ООП ДОУ «ЦРР- детский  сад № 8 «Огонек

2.Актуальность опыта.

      В условиях модернизации образовательной системы возникла необходимость  поиска  и развития  форм реализации федеральных государственных требований к структуре ООП ДОУ.  

На сегодняшний день  использование  интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированной образовательной деятельности  рекомендовано наукой и практикой.

Это объясняется целым рядом причин:

  • обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, обусловлено, с одной стороны, социальным заказом, с другой — современной парадигмой личностно ориентированного образования,  
  • мир, окружающий детей, познается детьми в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
  • интегрированные занятия развивают потенциал  воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
  • форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
  • за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;
  • интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

В связи с многообразием различных программ,  в настоящий момент,  существует острая педагогическая проблема формирования интегрированного планирования образовательной деятельности.

3.Новизна опыта

Самой важной задача психолого-педагогической работы является формирование целостной картины мира. Поэтому способы её формирования должны опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: не разделение процесса формирования, а взаимодействие образовательных областей

Основная образовательная программа МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад  8 «Огонек»   имеет в своей основе несколько программ, содержание которых реализуется через  образовательные области.

 Одной из главных проблем организации образовательной деятельности   является написание   интегрированного плана.

Каким образом интегрировать содержание  образовательной деятельности с детьми, чтобы сформировать целостное представление о мире, предмете…? Что взять за основу?

Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что   значительное увеличение объема познавательного материала  приводит к тому, что, с одной стороны, воспитателю  необходимо обеспечить определенный (достаточно высокий) уровень развития и воспитанности детей, требуемый современными программами,  с другой,  традиционные одновидовые занятия отражают всего один какой-либо раздел программы, а увеличение количества занятий невозможно в силу гигиенических и педагогических требований.

Социальный заказ и состояние практики дошкольного образования демонстрируют необходимость разработки целостной концепции  интегрированного обучения детей дошкольного возраста, которая позволит более полно использовать его воспитательный и развивающий потенциалы.

4.Теоретическая  основа.

 Возникновение предпосылок  интегрированного обучения восходит к истокам педагогики как науки, а к настоящему времени сложились необходимые предпосылки для создания целостной концепции интегрированного обучения детей дошкольного возраста:

  • имеются общетеоретические исследования в области взаимосвязи различных компонентов содержания образования, разных видов детской деятельности (личностно-ориентированный  Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, H.A.  Короткова);  интегрированный подход ( B.C. Безрукова,  Т.С. Комарова, Г.П. Новикова); культурологический подход ( Л.С. Выготский); деятельностный подход (JI.C. Выготский, A.B. Запорожец,  Д.Б. Эльконин);  комплексный подход ( H.A. Ветлугина, Т.С. Комарова);  полихудожественный подход (Б.П. Юсов); системный и структурно-функциональный подходы (Т.С. Комарова)).
  • обширный инновационный практический опыт,
  •  актуальным является уровень дидактического синтеза, сущность которого состоит в создании новых форм организации обучения - интегрированных занятий.

Теоретическая модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, базирующаяся на концептуальных основах, тенденциях и принципах образования, включает в себя

  •  систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов педагогического процесса (личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного, рефлексивно-оценочного);
  •  реализует содержательные и формальные цели в их взаимосвязи;
  • содержание отражает целостные представления о мире, структурировано с учетом различных способов интеграции, имеет интегративное ядро, включающее общие для всех его компонентов представления, образы, отражающие естественные, наглядно представленные связи;
  • строится на основе интегрирующих факторов общего и предметного планов, обуславливающих целостность образовательного процесса и усиливающих его воспитательную и развивающую направленность;
  •  обеспечивает деятельностный характер усвоения содержания дошкольного образования, единство чувственного и рационального в учебнопознавательной деятельности, предполагает доминирование субъект-субъектных отношений педагога и ребенка;
  •  реализуется на разных уровнях с учетом различных направлений педагогической интеграции: внутривидовой, межвидовой, горизонтальной и вертикальной; 
  •  рефлексивный компонент включает анализ и оценку интегрированного результата, синтезирующего все виды учебно-познавательной деятельности дошкольников;
  •  используется в сочетании с одновидовыми традиционными формами организации обучения.

Эффективность внедрения теоретической модели интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях  зависит от обеспечения соответствующих педагогических условий, необходимых для  реализации конкретной  модели и прослеживается через  систему мониторинга познавательных интересов и знаний детей.

Федеральными  государственными требованиями  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены принципы:

•комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании.

•интеграции образовательных областей.

•принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому,

•сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

Как все принципы сочетаются между собой, так и интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

 Сочетание принципов  имеет психологическую основу. Её составляют возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста:

•поведение и деятельность дошкольника целостно, недостаточно дифференцированно.

•ребенок воспринимает  целое  раньше  его частей.

•«прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения» (об этом говорят Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев) .

Таким образом, научно обосновано , что для формирования целостного восприятия образа, предмета, окружающего мира необходимо интегрированное планирование содержания образовательной деятельности.

Однако  в настоящий момент сложилось противоречие между психологической, нормативной основой интеграции планирования  и неготовностью педагогов к интеграции планирования содержания образовательной деятельности с детьми.

Настоящая работа является творческой разработкой, может быть использована воспитателями:

- в работе с детьми данного возраста;

- как примерную схему для формирования  интегрированного планирования содержания образовательной деятельности с детьми любого возраста.

7.Технология

Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей (модель ДОУ):

Образовательная область

Цель

Задачи (инвариант)

Задачи (вариант)

Физическая культура

Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья

1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2.Воспитание культурно- гигиенических навыков;

3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  1. Создание  условий для  физического развития и оздоровления детей;
  2. Осуществление комплексного подхода в оздоровлении детей,  

3.Взаимодействие с семьей и социумом с целью формирования потребности к здоровому образу жизни.  

Здоровье

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоническое физическое развитие

1.Развитие физических качеств;

2.Накопление и обогащение двигательного опыта;

3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

1.Создание равных стартовых возможностей для получения образовательных услуг ребенку, имеющему отклонения в речевом развитии

Социализация  

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

1.Развитие игровой деятельности детей;

2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми;

3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу

1.Формирование способности к социализации в социуме

Труд  

Формирование положительного отношения к труду

1.Развитие навыков трудовой деятельности;

2.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

3.Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

1.Формирование желания преображать средствами трудовой деятельности окружающий мир.

Безопасность  

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

1.Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира опасностях и способах поведения в них;

2.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

3.Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства;

4.Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям

1Формирование безопасного поведения на дорогах и улицах города

Познание

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей

1.Сенсорное развитие;

2.Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности;

3.Формирование элементарных математических представлений;

4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

1.Формирование представлений о том, что мир начинается с малой родины;

Коммуникация

Способствование овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

1.Развитие свободного общения детей с взрослыми и сверстниками;

2.Развитие всех компонентов устной речи;

3.Практическое овладение детьми нормами речи

Чтение художественной литературы

Формирование интереса и потребности к чтению

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  1. Развитие литературной речи;
  2. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

1.Знакомство с творчеством местных поэтов

Художественное творчество

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении

1.Развитие продуктивной деятельности детей;

2.Развитие детского творчества;

3.Приобщение к изобразительному искусству

1Формирование способности видеть красоту вокруг себя

Музыка

Развитие музыкальности

детей, способности эмоционально воспринимать музыку

1.Развитие музыкально- художественной  деятельности детей;

2.Приобщение к музыкальному искусству;

3.Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

1.Формирование стремления к самовыражению средствами музыки

В качестве  модели планирования взяты  рекомендации  К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ.

Методика подготовки к планированию содержания интегрированной образовательной деятельности

 Методика подготовки к планированию содержания интегрированной образовательной деятельности состоит из нескольких этапов:

Цель

задачи

условия

 1 этап

Согласование  образовательных программ (разделов программ) по содержанию,

 Определить области знаний, интегрирование которых  будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Обязательный  первоочередной учет содержания базовой программы детского сада (модель ДОУ).

 2 этап

Рассмотрение, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

Объединяются блоки из различных областей, поэтому важно правильно определить главную цель.

  3 этап

Выбор тематики, которая интегрирует содержание всех разделов

Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

Выявить принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.

 4 этап

Планирование форм интегрированной деятельности.

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей. Продумать развивающие задачи.  Использовать разнообразные виды деятельности  Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала. Использовать  методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.)

Выбор  типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей.

  Продумывание координации действий для смены видов деятельности  

 Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми

 

Согласование  образовательных программ (разделов программ) по содержанию в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонек»:

Реализация образовательных областей через содержание программ

Образовательные области (ФГТ)

Разделы «От рождения до школы»

Разделы программы «Основы безопасности детей д. воз-та»

Разделы мини- программы «Моя земля – мой дом»

Разделы мини- программы «Безопасный маршрут»

Разделы мини- программы «Крепыш»

Физическая культура

Физическое воспитание

Все разделы программы.

Здоровье

-Возрастные особенности психического развития детей-Физическое воспитание

-Здоровье ребенка-Эмоциональное благополучие

Мир природы

-Правила поведения

Все разделы программы

Безопасность

 Нравственное воспитание

-Ребенок и другие люди-Ребенок и природа-Ребенок дома.

Мир природы

Все разделы

Социализация

Нравственное воспитание

-Ребенок и другие люди

Гражданство             Мир людей

Правила поведения

Труд

Трудовое воспитание

Мир людей              Мир природы

Познание

Умственное воспитание

-Здоровье ребенка

Мир людей               Мир природы     История

Вид транспорта         Устройство проезжей части  Знакомство с улицей

Коммуникация

-Нравственное воспитание-Игровая деятельность

Мир людей

Участники дорожного движения

Чтение худож. литературы

Художественная литература

Культура           История

Все разделы программы

Художественное   творчество

Художественно- эстетическое воспитание

Культура

история

Виды транспорта        Знакомство с улицей Участники дор.движ.

Музыка

Музыкальное воспитание

Культура          История

Виды транспорта

Все разделы программы.

Таким образом:

1.Содержание  психолого – педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»:

1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2.Воспитание культурно- гигиенических навыков;

3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  1. Создание  условий для  физического развития и оздоровления детей;
  2. Осуществление комплексного подхода в оздоровлении детей,  .

3.Взаимодействие с семьей и социумом с целью формирования потребности к здоровому образу жизни.  

Интеграция данных образовательных задач  через другие  образовательные  области.

Познание

В части двигательной деятельности как способа усвоения ребенком предметных действий, а так же как одного из средств овладения операциональным  составом  различных видов детской деятельности.

Социализация

Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных  представлений  о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях;  приобщение к элементарным  общепринятым  нормам и правилам  взаимоотношения со сверстниками и взрослыми  в совместной двигательной деятельности.

Здоровье

В части решения общей задачи по охране жизни и  укреплению физического и психического здоровья

Труд

Накопление опыта двигательной активности

Художественное творчество

Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов  в творческой форме, моторики для успешного освоения области.

Музыка

Развитие музыкально- ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств, развитие представлений и воображения  для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения области.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части  необходимости двигательной  активности и физического  совершенствования; игровое общение.

Чтение худ. литературы

Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме,  моторики для успешного освоения области.

2.Содержание  психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Здоровье».

1.Развитие физических качеств;

2.Накопление и обогащение двигательного опыта;

3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

4.Создание равных стартовых возможностей для получения образовательных услуг ребенку, имеющему отклонения в речевом развитии

 

 Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области.

Познание

Формирование  целостной  картины  мира, расширение кругозора в части  представлений о здоровье и ЗОЖ человека.

Социализация

Формирование первичных  ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ  человека, соблюдение элементарных общепринятых  норм и правил поведения в части ЗОЖ.

Труд

Накопление опыта  здоровьесберегающего  поведения  в труде, освоение культуры здорового труда.

Художественное творчество

Использование    продуктивных видов  деятельности  для обогащения  и закрепления  содержания области «Здоровье»

Коммуникация

Развитие  свободного общения со взрослыми и детьми  по поводу  здоровья и ЗОЖ   человека.

Безопасность

Формирование  основ  безопасности  собственной  жизнедеятельности, в том числе  здоровья.

Чтение худ. литературы

Использование художественных  произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»

3.Содержание  психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Безопасность».

1.Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира опасностях и способах поведения в них;

2.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

3.Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства;

4.Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям

5.Формирование безопасного поведения на дорогах и улицах города

Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области.

Познание

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений  о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

Социализация

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

Здоровье

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Труд

Формирование представлений и освоение способов  безопасного поведения, основ  экологического сознания в процессе  трудовой деятельности.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных  ситуациях, в части формирования основ экологического воспитания.

Чтение худ. литературы

Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

 4.Содержание  психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Социализация».

1.Развитие игровой деятельности детей;

2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми;

3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу

4.Формирование способности к социализации в социуме

Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области

Познание

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

Безопасность

Формирование основ безопасности собственной  жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира.

Здоровье

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.

Труд

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со  взрослыми и сверстниками в контексте  развития  детского труда и представлений о труде взрослых.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, а так же соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.

Чтение худ. литературы

Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье  и окружающем мире.

Художественное творчество

Использование средств продуктивных видов  деятельности для обогащения содержания и закрепления  содержания области «Социализация»

Содержание  психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Труд».

1.Развитие навыков трудовой деятельности;

2.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

3.Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

4.Формирование желания преображать средствами трудовой деятельности окружающий мир.

 

Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области .

Познание

Формирование целостной картины мира  и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей.

Социализация

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.

Художественное творчество

Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»

Музыка

Использование  музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми  в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом  взрослых.

Безопасность

Формирование основ собственной безопасной жизнедеятельности в  процессе трудовой деятельности.

Чтение худ. литературы

Использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей.

Физическая культура

Развитие физических качеств ребенка в процессе освоения  разных видов труда.

Содержание  психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание».

1.Сенсорное развитие;

2.Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности;

3.Формирование элементарных математических представлений;

4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

5.Формирование представлений о том, что мир начинается с малой родины;

 

Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области

Социализация

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

Здоровье

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

Труд

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений  о труде взрослых  и собственной трудовой деятельности.

Художественное творчество

Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения  содержания области «Познание», расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.

Музыка

Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения  содержания области «Познание», расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.

Коммуникация

Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной  деятельности в процессе  свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Безопасность

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений  о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

Чтение худ. литературы

Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира, решение специфическими средствами идентичной основной  задачи психолого- педагогической работы – формирование целостной картины мира.

Содержание  психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Коммуникация».

1.Развитие свободного общения детей с взрослыми и сверстниками;

2.Развитие всех компонентов устной речи;

3.Практическое овладение детьми нормами речи 

 Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области

Познание

Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной  деятельности в процессе  свободного общения со сверстниками и взрослыми

Социализация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, а так же соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.

Здоровье

Формирование  целостной  картины  мира, расширение кругозора в части  представлений о здоровье и ЗОЖ человека.

Труд

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми  в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом  взрослых.

Художественное творчество

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Музыка

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки.

Безопасность

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных  ситуациях, в части формирования основ экологического сознания.

Чтение худ. литературы

Развитие свободного общения  со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи.

Физическая культура

Развитие свободного общения  со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение.

Содержание  психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области

«Чтение художественной литературы».

  1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  2. Развитие литературной речи;
  3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

1.Знакомство с творчеством местных поэтов

 Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области

Познание

  1. воспитывать интерес , любовь к художественной литературе
  2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.
  3. Систематизировать и углублять знания  о литературных произведениях.
  4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно- тематических  единицах литературных произведений.

Социализация

  1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем  рассказывании  знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации
  2. Обогащать литературными образами  игровую, изобразительную  деятельность детей, конструирование.
  3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным  героям литературных произведений.
  4. Подводить к пониманию нравственного смысла  произведения, к мотивированной  оценке поступков и характера главных героев.

Здоровье

  1. На примере произведений худ. литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.
  2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений худ. литературы.
  3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью,  осознания  правил безопасного поведения.

Труд

  1. Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.
  2. Воспитывать заботливое отношение к животным.
  3. Воспитывать уважение к повседневному  труду родителей и их жизненному опыту.
  4. Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Художественное творчество

  1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культур.
  2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и  юмористических  вариаций стихотворных текстов, в частности произведений  поэтического фольклора.
  3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить  эти средства в своем творчестве.
  4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.
  5. Воспитывать желание выразить  свои впечатления о прочитанном в слове, рисунке.

Музыка

  1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.
  2. Развитие образности речи.
  3. В рамках игр-драматизаций формировать умение вносить  элементы творчества в  двигательные и интонационно- речевые характеристики персонажа.
  4. Развивать интерес к театрально- игровой деятельности.

Безопасность

  1. Учить ребенка умению действовать в новых необычных для него жизненных обстоятельствах.
  2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучатьь правилам  безопасного движения по улицам  и паркам города.
  3. Учить детей простейшим  способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальной ситуации.

Коммуникация

  1. Формировать эмоционально- образное восприятие  произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам  художественной речи, совестном творчестве.
  2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать худ. произведения.
  3. Формировать образность речи.
  4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.
  5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Физическая культура

  1. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.
  2. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.

Содержание  психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Художественное творчество».

1.Развитие продуктивной деятельности детей;

2.Развитие детского творчества;

3.Приобщение к изобразительному искусству

4.Формирование способности видеть красоту вокруг себя

 Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области

Физическая культура

Развитие детского творчества, приобщение к  различным видам искусств

Познание

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.

Безопасность

Формирование основ безопасности  собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Труд

Формирование  трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

Чтение худ. литературы

Использование художественных произведений  для обогащения содержания области «Художественное творчество», развитие детского творчества, приобщение  к различным видам искусства.

Музыка

Использование музыкальных произведений  для обогащения  содержания  области «Художественное творчество», развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Содержание  психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Музыка».

1.Развитие музыкально- художественной  деятельности детей;

2.Приобщение к музыкальному искусству;

3.Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

4.Формирование стремления к самовыражению средствами музыки

 

Интеграция данных задач  через другие  образовательные  области

Физическая культура

Развитие физических качеств для  музыкально- ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального  сопровождения  различных видов  детской деятельности и двигательной активности.

Здоровье

Сохранение и укрепление  физического и психического  здоровья детей, формирование  представлений  о здоровом образе жизни, релаксация.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной  деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами  речи.

Познание

Расширение кругозора  детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

Социализация

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Труд

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Художественное творчество

Развитие  детского  творчества, приобщение  к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения  содержания области «Музыка», закрепления  результатов восприятия музыки. Формирование интереса  к эстетической  стороне  окружающей действительности;  развитие детского творчества.

Чтение худ. литературы

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия  художественных произведений.

Безопасность

Формирование основ безопасности  собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

 

 

6. Результативность    

СВОДНАЯ  ТАБЛИЦА

результатов педагогической  диагностики уровня развития

детей подготовительной к школе группы (экспресс- методика О.Сафоновой)

в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонек»

сентябрь 2012г.  -  декабрь 2012г

 Начало года

Конец 1 квартала

Всего детей

19

 

20

 

Уровень развития

О

В

С

Н

О

В

С

Н

Математика

-

16

3

0

3

15

2

0

Развитие речи

0

7

12

0

4

9

7

0

Конструктивная деятельность

0

11

8

0

6

9

5

0

Изобразительная деятельность

о

10

9

0

4

12

4

0

Трудовая деятельность

0

14

5

0

8

9

3

0

Игровая деятельность

0

15

14

0

9

8

3

0

Физическое развитие

0

12

7

0

5

13

2

Тревожность

-

0

3

16

-

0

0

20

Экология

-

9

10

0

4

14

2

0

 Вывод:

 Изложенный выше опыт интеграции  планирования  отмечает эффективное развитие детей по всем  направлениям, освоение содержания образовательных областей, что в  свою очередь, позволяет детям формировать целостное представление  в рамках выбранной  темы.

 

7.Литература:

  1. Белая К. Ю. Модель образовательной программы ДОУ. // Управление ДОУ 2011, 1)
  2. Васюкова Н. Е., Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. 2004, № 6.
  3. Пособие для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений Педагогические условия реализации положений федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (Комментарии и разъяснения). Москва, 2010 г.
  4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008г. // Приложение к журналу «Управление ДОУ».
  5. Белобрыкина O.A. Маленькие волшебники или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.-62 с.
  6. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1991. - 92 с.
  7. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность: Метод, рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», 3-е издание. -М.: Просвещение, 2001. 159 1. с.
  8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»

Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...

Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей....

Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь».

Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь».       Коррекционно-...

Художественная литература как средство формирования целостной картина мира у дошкольников.

Художественные произведения позволяют эмоционально интуитивно, схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений....

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....