Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Салихова Марина Михайловна

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_sbornike_regionalnogo_seminara_4.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Салихова М. М., воспитатель

                    г. Нижнекамск, МБДОУ №75

«Проектная деятельность, как средство формирования целостной картины мира

у детей старшего дошкольного возраста»

Одной из основополагающих характеристик современной личности, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектной деятельности обусловлена, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектная деятельность обеспечивает конкурентоспособность специалиста.

 Слово «Проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:

конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

 дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной детьми в дошкольном возрасте, развивает в них уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами,

Особенность проекта заключается в том, что в проекте принимают участие воспитатели, дети, и их родители. Совместный сбор материалов по теме ОД, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности дошкольников, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на конечных результатах.

Считаем, что проектную деятельность детей можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Особенность проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов    по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется  образовательная деятельность по формированию целостной картины мира. Такая ОД строится в форме партнёрской деятельности педагога с дошкольником, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для ребят, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление проектную деятельность, так как она охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников  процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», она способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. 

Структура проекта:

Тема проекта: «Неизведанное рядом»

Название проекта: «Волшебница вода»

Тип проекта: Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой.

Цель: расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи: Образовательные области

Физическое развитие: разучить подвижные игры, физминутки по теме «Вода».

Социально – коммуникативное развитие:  Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.

Художественно – эстетическое развитие: воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы». Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.

Познавательное развитие: Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме «Вода».

Речевое развитие: Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры.

Сроки выполнения

03.11.2018 г. – 28.11.2018 г.

План подготовки и реализации проекта

Создать информационный материал:

•        Для родителей: разработать памятки и консультации.

•        Для педагогов и родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

•        Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.

Деятельность детей: Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?».

Интерактивные игры.

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. Деятельность родителей

Знакомство с содержанием стендовой информации.

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды».

Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.

Практический результат

Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.

Материал, оборудование

Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей.

Экспериментальный.

Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом.

Форма презентации проекта

Итоговое комплексное занятие «Путешествие в царство вод».

Планируемый результат реализации проекта

Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в ОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Перспективный план работы с детьми

Содержание

I неделя

03 – 07.11.2018 г.

Беседа №1 «Вода вокруг нас». Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение). Беседа №3 «Путешествие капельки». Наблюдение №1 – за водой. Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №1 «Вода прозрачная». Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха». Опыт №3 «Вода жидкая».

Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль».

Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк», пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт».Физминутка «Дождик».

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей».

Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва).

Заклички, пословицы, поговорки.

II неделя

10 – 14.11.2018 г

Беседа №4 «Вода нужна всем». Беседа №5 “Волшебница вода». Беседа №6 «Берегите воду».

Наблюдение №3 – за растениями. Наблюдение №4 – за снегом.

Опыт №4 «Вода не имеет формы». Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».

Просмотр слайд-шоу «Водопады».

Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад».

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку», пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.

Интерактивная физминутка «Весёлое болото».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках».

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада».

Лепка «Озеро с камышами».

Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Капля дождевая» (Т. Маршалова).

Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

17 – 21.11.2018 г.

Беседа №7 «Дождь». Беседа №8 «Туман». Беседа №9 «Град и снег».

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега. Наблюдение №6 – за сосульками.

Опыт №7 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей». Опыт №8 «Пар – это тоже вода». Опыт №9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».

Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана».

Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом».

Рисование «Природные водоёмы: море, океан».

Загадки о море, океане.

Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки», пальчиковая игра «Ветер на море», физминутка «Снеговик».

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря», «Прибой».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода».

Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова).

Заклички, пословицы, поговорки.

IV неделя

24 – 28.11.2018 г.

Беседа №10 «Роса». Беседа №11 «Водоёмы». Беседа №12 «Водный транспорт». Наблюдение №7 – за облаками.

Наблюдение №8 – за осенним дождём.

Опыт №10 «Лёд – легче воды». Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно». Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки».

Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы».

Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».

Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум».

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Подвижная игра «Дождик”, пальчиковая игра «Капитан», интерактивная физминутка «Чунга-чанга».

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова)

Заклички, пословицы, поговорки.

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды»

(в рамках занятия - обучающая презентация Power Point «Вода, вода, кругом вода»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста, с ограниченными возможностями познавательной деятельности.

Тема. Государственные праздники.Творческое название: «День защитников Отечества».Цель:  совершенствование знаний воспитанников о празднике Российской армии....

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Защитники Отечества

Занятие нацелено на формирование представлений о назначении армии, видах войск, особенностях военной формы, качествах, необходимых настоящему Защитнику Отечества...

Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание»Цель: закреплять с детьми старшего дошкольного возраста правила дорожного движения.Задачи:О...

Конспект по формированию целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста "Как Чиполино познакомился с гигиеной"

занятие для детей младшего дошкольног возраста по ФЦКМ "Как Чиполино познакомился с гигиеной" ставит своей цель познакомить детей с элементарными основами здорового образа жизни. одной из ос...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....