Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_osen_i_eyo_kraski.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования

                  г. Саяногорск

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей 5–6 лет.

Тема: «Осень и её краски».

Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Задачи:

1. Активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»

2. Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,

3.  Воспитывать любовь к Русской природе

4. Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева,

Экскурсии, наблюдения.

Демонстрационный: картины с изображением «Осени».

Активизация словаря:

Лукошко, ранняя осень, поздняя осень, впрок, хмурая, листопад.

Ход ООД:

1.  Организационный момент:

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

2. Основная часть:

В.: - О каком времени года говорилось в стихотворении? (осень).

- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Осень в сентябре и октябре какая? (ранняя, золотая, разноцветная.)

- Осень в ноябре какая? (поздняя, холодная, сырая, морозная.)

- Что такое листопад? (листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.)

В.: - А когда бывает листопад ранней или поздней осенью? (во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Лес стоит обнаженным)

Листопад защищает организм деревьев от вредных веществ. Ученые установили, что в листьях осенью их больше, чем весной или летом. Они удаляются из дерева вместе с опавшей листвой, и оно засыпает до весны.

- Что происходит ранней и поздней осенью?

(Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью деревья стоят обнажённые

- Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались

зимующие птицы.

- Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов

нет.

- Ранней осенью животные готовятся к спячке,

заготавливают запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц линяют, меняют цвет шерсти.

- Ранней осенью чаще светит солнышко, небо ясное, деревья

покрыты разноцветными листьями, а поздней осенью солнышко

не греет, небо хмурое, серое, идёт холодный дождь, дуют ветра.

В.: - Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. Листья на деревьях начинают краснеть и желтеть, поэтому раннюю осень называют золотой.         В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

- Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и совсем уже не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхает трава, вянут цветы. Заканчивается отлет птиц на юг.

- Что происходит с природой в осенние месяцы и что делают люди мы с вами прочтём в стихотворении Ольги Емельяновой «В сентябре откроет школа».

В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок —

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с (октября)

В октябре дни станут тише,

Будет дождь шагать по крышам,

Стаи птичек перелетных

Улетят от дней холодных,

Но все звери спать в норе

Лягут только в (ноябре)

В ноябре на лужах лед

Блеск зеркальный наведет,

За окном и по опушкам

Будем вешать мы кормушки

И покормим снегиря

На пороге (декабря)

Вопросы:

1. Что делают звери в сентябре (запасают продукты впрок.).

2. Что делают дети? (идут в школу).

3. Что мы собираем (грибы).

4. Что происходит в октябре? (стаи птичек перелётных улетят от дней холодных, дождь шагает по крышам).

5. Что происходит в ноябре? (на лужах лёд).

6. Что делают люди чтоб помочь птицам зимующим пережить зиму? (вешают кормушки).

Физкультминутка:

Листья на ветках

Все лето висели (руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

Сентябрь наступил

И они пожелтели (руки на верху, повороты кистями «шарики-фонарики")

Октябрь с собою

Принес листопад (плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают

И в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)

Ноябрь пришел,

Весь лист облетел (присели)

И под ногами

У нас зашумел (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев).

В.: - Мы с вами говорили о том, что в сентябре люди собирают грибы, а вы любите собирать грибы? Расскажите, а с кем вам приходилось собирать грибы? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полная, а когда пустая?

Чтение рассказа   Якова Тайца «По грибы».

        Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

— Ну-ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:

— Бабушка, давай меняться лукошками!

— Давай.

Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:

— Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

— Это вовсе не мое лукошко… Это вовсе бабушкино.

Рекомендуемые вопросы к тексту:

— Куда собрались бабушка с Надей?

— Каким вы представляете себе осенний лес?

— Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?

— Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?

— Какое чувство вы испытывали?

— А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?

— Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?

— Сколько грибов набрала бабушка?

— Сколько грибов набрала Надя?

— Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?

— Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?

— Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?

А кто из вас может пересказать этот рассказ? (вызываю 1 – 2 детей).

3. Заключительная часть:

В.: - О каком времени года мы с вами говорили сегодня?

- Я очень довольна сегодня вами, вы сегодня очень помогали мне на занятии.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы «Родные просторы»

12 апреля в нашем ДОУ прошло РМО. Занятие "Родные просторы" было подготовлено и проведено именно для РМО. Поставили высокие баллы. 24 июля 2016 года опубликовала на всероссийском сайте для педагога....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей II младшей группы "Моя семья".

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в фо...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей II младшей группы "Домашние животные".

Представленная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста представления о домашних животных. ...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшей группы "Хороша ты, Зимушка - зима!"

Цель данной деятельности направлена на создание условий для расширения представления у детей о характерных признаках зимы, зимних явлений природы....