Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель
МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования
г. Саяногорск
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей 5–6 лет.
Тема: «Осень и её краски».
Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.
Задачи:
1. Активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
2. Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
3. Воспитывать любовь к Русской природе
4. Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева,
Экскурсии, наблюдения.
Демонстрационный: картины с изображением «Осени».
Активизация словаря:
Лукошко, ранняя осень, поздняя осень, впрок, хмурая, листопад.
Ход ООД:
1. Организационный момент:
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
2. Основная часть:
В.: - О каком времени года говорилось в стихотворении? (осень).
- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Осень в сентябре и октябре какая? (ранняя, золотая, разноцветная.)
- Осень в ноябре какая? (поздняя, холодная, сырая, морозная.)
- Что такое листопад? (листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.)
В.: - А когда бывает листопад ранней или поздней осенью? (во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Лес стоит обнаженным)
Листопад защищает организм деревьев от вредных веществ. Ученые установили, что в листьях осенью их больше, чем весной или летом. Они удаляются из дерева вместе с опавшей листвой, и оно засыпает до весны.
- Что происходит ранней и поздней осенью?
(Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью деревья стоят обнажённые
- Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались
зимующие птицы.
- Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов
нет.
- Ранней осенью животные готовятся к спячке,
заготавливают запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц линяют, меняют цвет шерсти.
- Ранней осенью чаще светит солнышко, небо ясное, деревья
покрыты разноцветными листьями, а поздней осенью солнышко
не греет, небо хмурое, серое, идёт холодный дождь, дуют ветра.
В.: - Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. Листья на деревьях начинают краснеть и желтеть, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
- Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и совсем уже не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхает трава, вянут цветы. Заканчивается отлет птиц на юг.
- Что происходит с природой в осенние месяцы и что делают люди мы с вами прочтём в стихотворении Ольги Емельяновой «В сентябре откроет школа».
В сентябре откроет школа
Двери для детей веселых,
У зверят же свой урок —
Запасать продукты впрок.
Все грибы мы соберем
Перед встречей с (октября)
В октябре дни станут тише,
Будет дождь шагать по крышам,
Стаи птичек перелетных
Улетят от дней холодных,
Но все звери спать в норе
Лягут только в (ноябре)
В ноябре на лужах лед
Блеск зеркальный наведет,
За окном и по опушкам
Будем вешать мы кормушки
И покормим снегиря
На пороге (декабря)
Вопросы:
1. Что делают звери в сентябре (запасают продукты впрок.).
2. Что делают дети? (идут в школу).
3. Что мы собираем (грибы).
4. Что происходит в октябре? (стаи птичек перелётных улетят от дней холодных, дождь шагает по крышам).
5. Что происходит в ноябре? (на лужах лёд).
6. Что делают люди чтоб помочь птицам зимующим пережить зиму? (вешают кормушки).
Физкультминутка:
Листья на ветках
Все лето висели (руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил
И они пожелтели (руки на верху, повороты кистями «шарики-фонарики")
Октябрь с собою
Принес листопад (плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают
И в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел,
Весь лист облетел (присели)
И под ногами
У нас зашумел (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев).
В.: - Мы с вами говорили о том, что в сентябре люди собирают грибы, а вы любите собирать грибы? Расскажите, а с кем вам приходилось собирать грибы? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полная, а когда пустая?
Чтение рассказа Якова Тайца «По грибы».
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
— Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
— Бабушка, давай меняться лукошками!
— Давай.
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
— Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
— Это вовсе не мое лукошко… Это вовсе бабушкино.
Рекомендуемые вопросы к тексту:
— Куда собрались бабушка с Надей?
— Каким вы представляете себе осенний лес?
— Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?
— Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?
— Какое чувство вы испытывали?
— А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?
— Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
— Сколько грибов набрала бабушка?
— Сколько грибов набрала Надя?
— Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?
— Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?
— Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?
А кто из вас может пересказать этот рассказ? (вызываю 1 – 2 детей).
3. Заключительная часть:
В.: - О каком времени года мы с вами говорили сегодня?
- Я очень довольна сегодня вами, вы сегодня очень помогали мне на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-361016-1510856192.jpg)
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/23/picture-505374-1414066538.jpg)
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».
Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-316877-1382982347.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы «Родные просторы»
12 апреля в нашем ДОУ прошло РМО. Занятие "Родные просторы" было подготовлено и проведено именно для РМО. Поставили высокие баллы. 24 июля 2016 года опубликовала на всероссийском сайте для педагога....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-961547-1508434143.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей II младшей группы "Моя семья".
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в фо...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей II младшей группы "Домашние животные".
Представленная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста представления о домашних животных. ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшей группы "Хороша ты, Зимушка - зима!"
Цель данной деятельности направлена на создание условий для расширения представления у детей о характерных признаках зимы, зимних явлений природы....