Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Артемьева Ольга Владимировна

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Использование всех чувств у детей (обоняния, зрительного, тактильного) с целью исследования растений. Воспитание у детей понимания здорового образа жизни и укрепления и сохранения здоровья, используя лекарственные растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-lekarstvennye_rasteniya.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Программное содержание: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать мыслительную активность у детей; учить детей использовать все чувства (обоняние, зрительное, тактильное) с целью исследования растений; обогащать словарный запас детей новыми названиями растительного мира, а так же где и как лекарственные растения можно применять.

Развивающие: развивать знания детей о правилах сбора лекарственных растений, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе  исследовательской деятельности, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей понимание сохранения здоровья, что можно использовать народную медицину при лечении определенных заболеваний. Воспитывать доброжелательное отношение к больному, что необходимо приходить на помощь.

Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Цель: развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав;  картинки зверей или игрушек; гербарий «Растения нашего края».

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята я отправиться в царство растений и попрошу вас отгадать загадки, отгадав которые вы узнаете какие это растения:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (Ромашка)

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

 

Воспитатель: Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стать искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Подумайте, почему он так называется.  (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка – ажурные края.) тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вот на это растение. (Показ) 

- Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется?

(Ответы детей)

Подорожник называется так, потому что растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Воспитатель: О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает?

(Варианты детей, предположения, размышления)

Воспитатель: На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.

Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, ландыш, зверобой…

Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап – кап! Кап – кап!

Воспитатель: Как вы думайте, где и когда собирают лекарственные травы?

Как правильно их сушить?

 (Варианты детей)

Воспитатель: Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

  1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение.

(Дети советует.) Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно поласкать горло.

  1. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.  
  2. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче.

Далее воспитатель угощает детей витаминным чаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание»Цель: закреплять с детьми старшего дошкольного возраста правила дорожного движения.Задачи:О...

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....

Конспект по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Идём в поход»

Цель: Способствовать формированию первичных представлений о туризме Задачи: - углублять представление детей о туристах и видах туризма (пеший, велосипедный, лодочный, конный, велосипедн...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей младшего дошкольного возраста Тема:»Поможем Даше найти любимую игрушку».

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи.Задачи:Образовательные: Упражнять в умении последовательно собирать разрезные м...