Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Как звери зимуют в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Егерева Елена Алексеевна

Закрепляем знания детей о жизни лесных жителей зимой. К этому конспекту прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  
в средней группе
Тема: «Как звери зимуют в лесу»

Разработала воспитатель: Егерева Е.А.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»;                                  ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие»
Цель:
Закрепление знаний детей о жизни лесных жителей зимой.
Задачи:

  • Формировать представления детей об образе жизни диких животных в условиях трудной зимовки (изменение цвета и характера шерстного покрова, утепления жилища, заготовка кора);
  • Развивать связную речь, любознательность, интерес, внимание, память, общую и мелкую моторику рук;
  • Формировать умение детей активно участвовать в беседе на заданную тему;
  • Воспитывать любовь к животным.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Дикие животные и их жилища»; беседы о диких животных; дидактические игры «Что за зверь?», «Кто, чем питается?», настольно – печатные игры «Где, чей детёныш?».
Оборудование: мультимедийная презентация «Как звери зимуют в лесу», ноутбук, экран.
Использование современных образовательных технологий:
Здоровьесберегающие технологии;
Игровые технологии;
ИКТ-технологии;
Мнемотехника;

Образовательная область

Содержание образовательных областей

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие

1.Организационный момент (сидя на стульчиках полукругом):
-
Дорогие ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Вы хотите отправиться в лес?
(СЛАЙД 2)
- А как ребята одеваются в холодное время? (Надеваем тёплую одежду: колготки, штаны, носки, валенки, тёплую куртку, шапку, варежки – дети имитируют движения последовательности надевания одежды)
- Замечательно, оделись мы с вами тепло. Ребята, а как нужно вести себя в лесу?
- Правильно, умницы, вы знаете правила поведения в лесу. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться; не шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц; не ломать ветки; не мусорить, не разводить костёр.

- А я предлагаю нам отправиться в зимний лес пешком.
- Сначала идём по дорожке (идём спокойным шагом), а снегу всё больше и больше, теперь идём по глубокому снегу. Поднимаем ноги высоко, сгибаем в коленях. Вот и очутились мы с вами в лесу!
(СЛАЙД 3)
(Дети садятся на стульчики)

2.Основная часть:

Отгадывание загадки: (СЛАЙД 4)
- А теперь послушайте загадку, если отгадаете в лесу появится отгадка.
Рыжая плутовка,
Спряталась под ёлкой,
Говорят, она хитра
Кур уносит со двора. (Лиса)

Рассказ по картинкам: (СЛАЙД 5)

- У лис удлиненное тело и вытянутая мордочка. Ноги у нее короткие, а хвост длинный и пушистый. Шерсть у неё от бурого и до светло-оранжевого цвета. Зубы у лисы такие же как у собаки, но острее.
- Ребята, а на кого охотятся лисицы? Охотятся лисицы на разных животных и на зайцев, на мышей. Выходят на охоту только ночью.
- Где живут? Живут они в глубокой норе.
Отгадывание загадки:
- Давайте отгадаем следующую загадку:
Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка) (СЛАЙД 6)
Рассказ по картинкам: (СЛАЙД 7)

- Заяц имеет удлиненное тело, длинные уши, передние лапы его короткие. А задние большие, длинные- это помогает ему быстро бегать и далеко прыгать. У зайца острый слух.
- А зачем же зайцу, острый слух?
Это помогает спастись от нападения хищников. Шерсть у зайца летом коричневого, рыжего цвета. А зимой у зайца шубка белая. Почему? Снег белый, и шубка белая и хорошо спрятаться от серого волка, не видно на белом снегу белого зайца.
- Ребята холодно стало в лесу. Я предлагаю вам немного погреться.  
Физкультминутка «Весело в лесу»: 
(СЛАЙД 8)
Зайцы утром рано встали,
(Ходьба на месте)
Весело в лесу играли. 
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
(Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык? 
Вот лиса идёт по лесу.
(Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно?
(Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос,
(Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут.
(Прыжки на месте)
Как же может быть иначе
?
(Рывки руками перед
 грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают.
(Бег на месте) 
Вот голодная лиса
(Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса.
(Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает.
(Сесть на корточки)
Отгадывание загадки:
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд.
Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
(СЛАЙД 9)
Рассказ по картинкам: (СЛАЙД 10)
 - Медведь - крупный зверь, может питаться разной едой. Медведи хорошо лазают, плавают. Быстро бегают, могут стоять на задних лапах.  Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть.
- Где медведи спят в зимнее время года? Зимой они спят в берлоге до весны. Чем они питаются? Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил мишка поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Ребята, медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.
Отгадывание загадки:
Рыжий маленький  зверек.
По деревьям прыг да скок.
Он живет не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
(СЛАЙД 11)
Рассказ по картинкам: (СЛАЙД 12)
- Чем белка питается? На  зиму собирает орешки и грибы.
- Ребята знаете, белки очень по-хитрому собирают орехи. Сначала раскачает ветку, потом прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку влезает и скусывает орехи. Пустой или испорченный орех белка не собирает. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. Выбирает самые лучшие. Сушит грибы и прячет в дуплах или под деревом. У грибов потом белка съест только шляпу, а ножку выбросит.
-  Ребята обратите внимание на пушистый хвост. Как вы думаете, для чего ей такой хвост?
-  Хвост для нее как теплое одеяло. Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она укроется хвостиком и ей очень тепло.
Дидактическая игра «Кто лишний»:
1.Заяц, лось, белка, кошка
 (лишнее - кошка-это домашнее животное) (СЛАЙД 14)

2.Медведь, волк, лиса, рысь (лишнее  -медведь – он впадает зимой в спячку) (СЛАЙД 15)

Отгадывание загадки:

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На всех в лесу готов напасть!(Волк)
(СЛАЙД 16)
Рассказ по картинке:

- Ребята, а как звери обходятся без одежды, на улице ведь холодно?(ответы детей.)

- Да, одежда животным не нужна, их греет шерсть. Волк утепляет свою шубу. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Днем волки спят прямо на снегу, а ночью охотятся.

3. Заключительная часть:
– А нам пора возвращаться в детский сад. Теперь мы с вами пойдем по снегу. Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке. (Бег врассыпную).
– Устали немного, отдохнем.
(Слайд – зимний лес – звучит спокойная музыка) Релаксация – воспитатель предлагает детям сесть на стульчики
. (СЛАЙД 17)
– Понравилась вам прогулка в зимний лес?
– Кого сегодня видели в лесу? (Ответы детей).
– Где зимует медведь? (Медведь зимует в берлоге).
– Как зимуют зайцы? (Ответы детей)
– Спасибо вам, ребята, до свидания!

Коммуникативная
Игровая

Познавательная

Двигательная

Познавательно-речевая

Двигательная
Игровая

Познавательно-речевая

Игровая

Познавательно-речевая

Двигательная

Познавательно-речевая
Коммуникативная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы «Родные просторы»

12 апреля в нашем ДОУ прошло РМО. Занятие "Родные просторы" было подготовлено и проведено именно для РМО. Поставили высокие баллы. 24 июля 2016 года опубликовала на всероссийском сайте для педагога....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей средней группы "Овощи".

Данная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей представления  об овощах....

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей младшего дошкольного возраста Тема:»Поможем Даше найти любимую игрушку».

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи.Задачи:Образовательные: Упражнять в умении последовательно собирать разрезные м...