Педагогический совет "Становление начальных представлений у детей о здоровье и здоровом образе жизни"
методическая разработка на тему

Мещанкина Людмила Владимировна

Данная разработка педагогического совета затрагивает одно из важных направлений днятельности ДОУ - здоровьесбережение. Дошкольный период является наиболее благоприятным для становления начальных представлений о здоровье, формирования здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc67 КБ
Файл tekhnologii_zozh.docx15.29 КБ
Файл kinezoterapiya.docx13.53 КБ
Файл tekhnologiya_bos.docx13.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4»

Педсовет

 «Становление начальных представлений у детей о здоровье и здоровом образе жизни»

 

Ноябрь, 2013г

Педсовет   «Становление начальных представлений у детей о здоровье и здоровом образе жизни»

 Повестка:

  1. Вступительное слово заведующего (Закирова Г.П.)
  2. Результаты тематической проверки «Становление начальных представлений у детей о здоровье и здоровом образе жизни» (ст. воспитатель Мещанкина Л.В.)
  3. Здоровьесбережение в условиях нашего детского сада. (Лутфулина Н.Р., Попова Т.В.)
  4. Технология «БОС», «Кинезотерапия» (Пилюгина Г.П.)
  5. Взаимодействие с родителями по проблеме становления начальных представлений у детей о ЗОЖ (Зятькова Е.А., Репинская И.И., Дегтярева Г.А.)
  6. Нетрадиционное физкультурное оборудование в ДОУ (Екимова М.Д.)
  7. Рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?»
  8. Подведение итогов педсовета. Принятие решений.

 

  •                                 Ход педсовета
  1. Вступительное слово заведующего

«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления воспитанников ДОУ»

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А.Сухомлинский

  1. Результаты тематической проверки

(аналитическая справка) Приложение 1

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите ,пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"
(блиц опрос педагогов).

Мы уточнили, что путь к здоровью -  это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и еще многое другое. Но самое главное то , что зависит прежде всего, от нас самих.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52% в наших руках. О том, как грамотно распорядится этим контрольным пакетом акций в условиях  дошкольного учреждения пойдет речь на нашем педсовете.

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит долго и эффективно, если не будет совершенствоваться и обновляться.

Актуальность проблемы охраны здоровья детей возрастает с каждым годом. Уже в дошкольном возрасте 15-20%детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников- те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья; 30-40% детей имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате, 20-25% - со стороны носоглотки; невротические отклонения отмечены у 30-40%, у 10-23% дошкольников - аллергические реакции, 10-25% дошкольников имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе.

Воздействие неблагоприятных экологических факторов, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неправильный образ жизни семьи, недостаточное содержание в пищевом рационе витаминов,патология беременности у матерей, злоупотребление алкоголем родителей, приводит к угнетению иммунобиологической реактивности организма и ухудшению состояния психического здоровья у дошкольников.

Социальная обусловленность здоровья ставит перед медицинскими работниками, педагогами дошкольного учреждения и родителями важные задачи:

  • формирование здорового образа жизни у дошкольников;
  • разработка инновационных оздоровительных технологий.

Решение этих задач определит уровень индивидуального и общественного здоровья, окажет положительное отношение к физической культуре.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому в нашем ДОУ приоритетным направлением  является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

  1.  Здоровьесбережение в условиях нашего детского сада. (Лутфулина Н.Р., Попова Т.В.) Приложение 2 
  2. Технологии «БОС», «Кинезотерапия» (медсестра Пилюгина Г.П.) Приложение 3
  3. Взаимодействие с родителями по проблеме становления начальных представлений у детей         по ЗОЖ (Зятькова Е.А., Дегтярева Г.А.) Приложение 4,5
  4. Нетрадиционное физкультурное оборудование в ДОУ (Екимова М.Д, Репинская И.И.) Приложение 6
  5. Рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?» Приложение 7

Воспитатели делятся на группы «Воспитатели», «Родители», «Администрация» (заведующий, старший воспитатель, медсестра, завхоз), «Специалисты» (музыкальный руководитель). И с точки зрения обозначенного контингента отвечают на вопрос. Все идеи заносятся в протокол (Приложение)

Заключительное слово руководителя. Подведение итогов педсовета. Принятие решений.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Наша задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Мы живем в век научно – технического прогресса, обратной стороной которого является нарушенная экология, гиподинамия, психологическое перенапряжение – все то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей. Концептуальной основой деятельности каждого ДОУ является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.

Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Можно использовать сон  под музыку.

Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.

Любая проблема может быть решена при определенном ряде условий:

1. Четко спланированная воспитательно-оздоровительная работа (использование здоровьесберегающих технологий, мониторинг профилактической - оздоровительной работы, комплексная оценка уровня здоровья детей, предоставление возможностей для развития личности ребенка и формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье).

2. Привлечение семей воспитанников для решения проблемы формирования здорового образа жизни у детей (сотрудничество в вопросах воспитания, обучения и оздоровления, необходимо осознание родителями смысла здорового образа.

 

Таким образом, "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

Оценка результативности педсовета  Приложение 8

 Проект решений педсовета:

  1. Всем  воспитателям проработать содержание образовательной области «Здоровье» в рамках требований к формированию начальных представлений у детей по здоровью и ЗОЖ.

Срок – до 10.12.13.               Ответственные - воспитатели

  1. Привлекать родителей к образовательной деятельности в группах по формированию начальных представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников.

Срок – в течение года.          Ответственные – воспитатели

  1. Продолжать работу по реализации годовой задачи «Совершенствование работы по охране и укреплению здоровья детей посредством формирования начальных представлений о здоровье, здоровом образе жизни и правилах личной безопасности»

Срок – в течение года.     Ответственные – воспитатели, ст. воспитатель, медсестра

  • Приложение 7
  • Протокол рефлексивно-ролевой игры
  • «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?»

п/п

группа

Примерные идеи

1

Воспитатели

2

Родители

3

Администрация

4

Специалисты



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ

  1. Остеопатическая гимнастика (гимнастика после сна в постелях)
  1. Фитбол
  1. Ритмика
  1. Игровой час (бодрящая гимнастика после сна)
  1. Динамические паузы
  1. Подвижные игры
  1. Спортивные игры
  1. Пальчиковая гимнастика
  1. Дорожки здоровья
  1. Кинезотерапия
  1. Гимнастика для глаз
  1. Дыхательная гимнастика
  1. Физкультурные занятия
  1. Утренняя гимнастика
  1. Тематические занятия по здоровому образу жизни
  1. Самомассаж
  1. «Веселые старты»
  1. Физкультурные досуги и праздники
  1. Ролевые подражательные имитационные игры
  1. Плавание, купание
  1. ЛФК
  1. Арт-терапия
  1. Музыкотерапия
  1. Сказкотерапия
  1. Психогимнастика
  1. Ароматерапия
  1. Артикуляционная гимнастика
  1. Библиотерапия
  1. Сухое обтирание после сна
  1. Технология коррекции поведения



Предварительный просмотр:

Кинезотерапия

1 раз в  неделю

Комплексное применение различных движений для оздоровления детей: упражнения для развития межполушарного взаимодействия, для развития творческого мышления, для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Воспитатели

КИНЕЗОТЕРАПИЯ

Кинезотерапия это музыкально – пластическое искусство отражающая жизнь в двигательных образах. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из психоэмоциональной сферы человека бессознательно извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и регуляции психомоторного состояния.

Виды кинезотерапии: коррекционная ритмика, танцетерапия, ритмопластика, психогимнастика.

Тема: «Волшебство леса» (в сюжетно-игровой форме)

Цель: оптимизация тонуса, коррекция психических процессов (произвольности, концентрации внимания, воображения), управление собственным телом, обучение релаксации, снятию локальных мышечных зажимов, развитие целостного образа тела, пространственной ориентировки, формирование коммуникативных навыков.


Занятие проводит воспитатель (психолог), используя музыкальные аудиозаписи, подобранные к занятию. Специального обучения движениям не проводится, а используются двигательная импровизация, выполнение движений по показу воспитателя (психолога).
Первая часть
«Путешествие в лес» (аудиозапись «Волшебство леса» серия «романтические баллады»). Спокойная ходьба по залу. Дети с психологом идут в «лес» (в зале), слушают пение птиц.

«Гроза» (аудиозапись из серии «Звуки природы»). Передача в движении различных физических и эмоциональных состояний. Дети прячутся от дождя под «большие лопухи»: передают напряжение от холодного дождя, ежатся, собирают тело, группируются, присев на корточки.

«Лес после дождя» (аудиозапись «Рассвет в лесу» из серии «Звуки природы»). Передача радостного состояния от того, что прошел дождик, светит солнце, все просыхает, тело расслабляется под лучами солнца и тепла. Дети потягиваются, «сбрасывают напряжение».



Предварительный просмотр:

Технология БОС (биологическая обратная связь) создана отечественным ученым Александром Афанасьевичем Сметанкиным.  

 В основе технологии БОС лежит дыхание по Сметанкину (дыхание животом, дыхание на выдохе, диафрагмально-релаксационное дыхание). Научно доказано, что особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция доступная для произвольной регуляции уже с 3-4 летнего возраста, поэтому в процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является  сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как  диафрагмальное дыхание, т.е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека.

Инструкция по дыханию животом:

  1. Занять комфортное состояние (сидя, бедро полностью на сиденье, ноги на полу, колено на 100 – 110 градусов, тело откинуто назад, руки на коленях или  на живот)
  2. Вдох короткий, выдох – длиннее (1 - 2 – вдох, 3 - 4 – 5 – 6 – выдох).
  3. На вдохе – живот надувается, на выдохе – сдувается). Вдох  - через нос, выдох – через полуоткрытый рот.

Для дошкольников «Институт БОС» разработал учебное электронное пособие «Учимся и оздоравливаемся», которое включает в себя следующие части: «Азбука здоровья», «Здоровая математика» (книги и диск). Цель таких занятий – формирование  у  детей  навыка правильного дыхания.

Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятий. Урок стоится по следующей схеме: «Урок дыхания» - усвоение знаний – проверка. Говорить ребенок должен на выдохе.

  Группа для занятий не должна превышать 6 человек, чтобы отслеживать правильность дыхания.

  Обучение по предлагаемой программе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное  состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение уровня  ОРЗ и гриппа в 3 – 4 раза), помогает сформировать правильное речевое дыхание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования у детей начальных представлений о здоровом и безопасном образе жизни на 2019-2022годы

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активности творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В ...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность...