Формирование первичных ценностных представлений у детей дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни.
учебно-методический материал на тему

Алия Хаметулловна Абдрахманова

Самообразование воспитателя ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_dorabotannyy.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА

План самообразования

на тему: «Формирование первичных ценностных представлений у детей дошкольного возраста о здоровье и  здоровом образе жизни.

Воспитателя
Абдрахмановой А.С.

                                              г.  Саратов

Актуальность темы .

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проблема здоровья в настоящее время рассматривается и в широком социальном аспекте: как психическое и социальное благополучие. Человек благополучен и значит, здоров, если у него преобладают положительные эмоции.

Сухомлинский говорил: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

Работа начата 1.09.2015г.Предполагается закончить 20.05.2016г.

Цель:

            Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками , педагогами , родителями по теме самообразования

          создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

- создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей; разработать пособия, оформить картотеки пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, дыхательных гимнастик и т. д.

- разработать и оформить в виде информационных листов, папок – передвижек, материалы для родителей

- привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми

Ожидаемые результаты:

- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;

- положительная динамика показателей физического развития детей;

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.

Методическая работа

-   изучение методической литературы по теме:

Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» и т. д.

- оформление и пополнение папки по  здоровьесберегающим технологиям

- постоянно изготовление пособий для проведения гимнастик пробуждения, самомассажа, закаливания

- наличие пособий

- открытое мероприятие

Перспективный план работы по здоровому образу жизни в старшей группе.

Месяц

Тема

Работа с детьми

Работа с  родителями

Самореализация

Сентябрь

Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. 

Д/и «Что где растёт»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Д/и «Угадай по вкусу»
Цель: Учить по вкусу определять овощи и фрукты.
Д/и «Что лишнее»
Цель: развивать умение сравнивать и обобщать предметы в группы по признакам.
Д/и «Этот лимон жёлтый как …»
Цель: закрепить знания цветов фруктов и овощей детьми.

Индивидуальные консультации для родителей

 «Питание детей»

Изготовление коллажей по теме: «Полезные продукты»

Октябрь

В гостях у доктора Айболита

Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит»
Цель: учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.
Д/и «Что вредно, что полезно»
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель: развивать художественные способности детей.
С/р игра «Больница»
Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря.

Подготовка папок-передвижек: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»,

Беседы с детьми о ЗОЖ Наличие конспектов бесед Постоянно

 оформление картотеки дыхательных гимнастик.релаксационных упражнений, физминуток и т. д.

Ноябрь

Чистота – залог здоровья

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» 
Цель: развивать диалогическую речь детей, воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Д/и «Наши помощники»
Цель: закрепить знания детей об инвентаре младшего воспитателя»
Хозяйственно – бытовой труд: стирка кукольной одежды и дежурство по столовой.
Цель: приобщение детей к труду, воспитывать уважение к людям труда.
Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо»
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей.

Индивидуальные консультации для родителей

 «Как правильно одеть ребёнка на прогулку? »

оформление картотеки пальчиковых игр, гимнастик пробуждения

Декабрь

Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку)

Рассматривание книг и альбомов о спорте.
Цель: уточнить представления детей о различных видах спорта.
Д/и с мячом «Виды спорта»
Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
Рисование «Придумай значок на тему «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: формирование привычки здорового образа жизни; развитие воображения и творческих способностей детей.
Эстафета «Весёлые спортсмены»
Цель: развитие ловкости, быстроты и меткости.

Проведение тематического родительского собрания «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»

Анкетирование «Здоровье наших детей» Анализ анкет Постоянно

Пополнение физкультурно-оздоровительного

центра в группе

Январь

Здоровые ушки у моей подружки

Д/и «Как органы человека помогают друг другу»
Цель: сформировать представления о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга.
Д/и «Шумовые коробочки» 
Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учиться дифференцировать шумы.
Разучивание стихотворения Э. Мошковской «Доктор»
Цель: закрепить в памяти детей об уходе за ушами.
Д/и «Чтобы уши были здоровыми»
Цель: учить ребёнка бережному отношению к своему слуховому аппарату.

«Закаливание детей в ДОУ»,

изготовление пособий  по собранной информации

открытое занятие по данной  теме

Февраль

Чтобы глаза хорошо видели
(66, 99)

Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье»
Цель: познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером, телевизором. (71,56)
Разучивание зрительной гимнастики «Чтобы глазки отдохнули»
Цель: учить детей снимать усталость с глаз по средствам гимнастики.
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху.
С/и «Кольцеброс» Цель: учить детей метать в вертикальную цель, развивать глазомер.

Индивидуальные консультации для родителей

«Режим дня»

оформление картотеки пальчиковых игр, гимнастик пробуждения, гимнастик для глаз

Март

Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны
(66,89)
(71,55)

Д/и «У кого какие зубы»
Цель: познакомить с зубами различных животных (грызунов, травоядных, хищников)
Чтение рассказов Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра»
Цель: закрепить правила ухода за зубами.
Общение «На приёме у стоматолога»
Цель: познакомить детей с особенностями работы стоматолога, сформировать «+» отношение к посещению стоматолога.

Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковых гимнастик, динамических пауз, элементов релаксации.

Апрель

Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться.
(71, 60)

Д/и «Что лишнее»
Цель: упражнять детей в классификации предметов по определённому признаку.
Игра – эстафета «Полезные продукты»
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Загадки об овощах и фруктах.
Цель: учить детей называть предмет по заданным признакам.
С/р игра «Продуктовый магазин»
Цель: познакомить детей с отделами продуктовых магазинов, развивать у детей диалогическую речь.

«Учимся дышать правильно» Наличие папок-передвижек 1 раз в 2 месяца

Проведение «Недели Здоровья»

Май

Я и моё настроение
(70, 44)

Психогимнастика «Спасём доброту»
Цель: учить различать, называть эмоции и адекватно реагировать на них.
Этюд «Доброе слово товарищу»
Цель: упражнять детей в употреблении добрых слов, развитие чувства коллективизма.
Общение «Все люди разные»
Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу.
Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.

центра в группе

Подборка информации в уголке           «Неболей-ка! » Наличие - Обобщить опыт по исследуемой теме( наглядность  и т.д.)

информации Постоянно

изготовление пособий  по собранной информации

открытое занятие по данной  теме

   

Педагоги:

-показать открытое занятие  по данной теме

Самореализация :

- Обобщить опыт по исследуемой теме( наглядность  и т.д.)

Предполагаемый результат по теме самообразования .

В целом, дети к концу учебного года должны  бережнее относятся я к своему здоровью, лучше следить за культурно- гигиеническими навыками,  дети должны замечать и делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно соблюдать режим дня, дома делать утреннюю гимнастику. Также улучшить  показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. К концу года ребята лучше должны изучить  строение тела, они без труда должны показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширить  представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

                                                                     

   

                                                                          Приложение № 1.

.

Месяц

Тема

Цель занятия

Содержание

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. 
(71, 52)

Познакомить детей с понятием «витамины».
Закрепить знания об овощах и фруктах и их значении в питании человека.
Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.

1. И.М. В гости к детям приходит Степашка и рассказывает, что Хрюша заболел. Просит ему помочь.
2. Вопросы к детям:
— Как можно определить, что человек заболел?
— Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?
— Как помочь Хрюше поправиться?
3. Анализ ситуации «Хрюша любит, есть фрукты и овощи, но у него от них всегда болит живот. Что делать?»
4. Ритмическая пауза «Хороводная – огородная»
5. ИЗО деятельность «Любимые овощи и фрукты»
6. Итог занятия: Степашка благодарит ребят за помощь и угощает яблоками.

Уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования овощей и фруктов, раскраски «Овощи и фрукты»
Уголок для девочек– вывесить схемы приготовления салатов и компота.
В театральный уголоквыложить маски овощей для исполнения «Огородной – хороводной».
В уголок природы– выложить муляжи овощей и фруктов.
В учебную зонувывесить картину «Сбор овощей и фруктов»

Октябрь

В гостях у доктора Айболита
(241, 72)

Закрепить знания детей о понятии «здоровье».
Уточнить правила сохранения здоровья.
Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.

1. И.М. В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке.
2. Ритмическая гимнастика под музыку «Физкульт – ура!» (6, 109)
3. Беседа о здоровье:
— Что значит быть здоровым?
— Как сохранить здоровье?
— Расскажите, как вы укрепляете своё здоровье.
4. Итог занятия: драматизация отрывка сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница».
В учебную зону– выложить дидактическую игру «Что вредно, что полезно», наглядное пособие «Первая медицинская помощь»
В театральный уголок– вывесить элементы костюмов для драматизации сказки «Доктор Айболит»

Ноябрь

Чистота – залог здоровья
(68, 25)

Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела.
Закрепить сформированность культурно – гигиенических навыков у детей.
Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде.

1. И.М. В группу к детям Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Как вы думаете, о чём Айболиту хочется, чтобы мы поговорили на нашем сегодняшнем занятии.
2. Вопросы к детям:
— Почему от героев сказок убежали их вещи?
— Почему плохо ходить неопрятным?
— Назовите случаи, когда нужно мыть руки.
3. Ритмическая физминутка «Все ребята любят мыться»
4. Чтение стихотворения «Чистюля енот»
5. Загадки детям о средствах гигиены.
6. Итог занятия: сюжетно – ролевая игра «Прачечная»

В раздаточной– спец. одежда для детского труда (фартуки и косынки)
В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» и «Прачечная»
В учебную зону –выложить дидактическую игру «Наши помощники»
В библиотекувыложить книги со сказками и рассказами «Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним.

Декабрь

Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку
(67, 105)

Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой.
Формировать привычку здорового образа жизни у детей.
Воспитание положительного отношения к утренней гимнастике.

1. И.М В группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию.
2. Ритмическая гимнастика «Путешествие по Спортландии»
3. Рассказ воспитателя о том, как древние люди ценили физические упражнения.
4. Вопросы к детям:
— Для чего нужна зарядка?
— Кто из вас дома делает зарядку?
— Покажите своё любимое упражнение.
5. Чтение сказки «Зарядка и Простуда»
6. Итог занятия: научим пластилиновых человечков делать зарядку.

В учебнуюзону — выложить серии иллюстраций «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» и «Спортивный инвентарь»; дидактические игры «Что перепутал художник», «Кому что надо», «Кто лишний».
В физкультурный уголок– выложить атрибуты для игры – эстафеты «Весёлые старты»
В уголок творчества– выложить образцы рисования спортивного инвентаря и людей, занимающихся спортом.

Январь

Здоровые ушки у моей подружки
(67, 102)
(66, 113)

Познакомить детей со значением органа слуха.
Научить ребёнка осознано заботится о своём слухе.
Воспитывать привычку следить за чистотой своих ушей.

1. И.М. В группу пришёл зайчик. Осмотрел детей и очень удивился, что у них нет ушек на макушке. Ребята докажем зайчику, что у нас есть ушки и они хорошо слышат.
2. Д/и «Кто зовёт тебя в лесу»
3. Рассказ воспитателя о строении и значении слуха для человека.
4. Ритмическая пауза «Заинька» 
5. Работа по иллюстрациям «Чтобы уши были здоровыми»
6. Итог занятия: зайчик в подарок детям дарит их портреты, но без ушей. Задача детей дорисовать уши.

В учебную зону– выложить дидактическую игру «Чтобы уши были здоровыми» и вывесить плакат «Строение уха»
В уголок природы– выложить раковины морского моллюска.
В музыкальный уголок– выставить шумовой оркестр.
В библиотеку– выставить энциклопедию «Животные»

Февраль

Чтобы глаза хорошо видели
(66, 99)

Познакомить детей со значением органа зрения.
Сформировать у детей навыки ухода за глазами.
Воспитывать у детей бережное отношение к глазам. 

1. И.М. В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит?
2. П/и «Жмурки»
3. Проблемный вопрос «Легко ли ориентироваться в пространстве, если наши глаза ничего не видят?
4. Беседа о значении органа зрения:
— Для чего человеку зрение?
— Из-за чего зрение может испортится?
— Можно ли смеяться над детьми в очках?
5. Игра для профилактики усталости глаз «Буратино» (6, 69)
6. Д/и «Чтобы глаза хорошо видели»
7. Итог занятия: чтобы наше зрение не ухудшалось – разучим гимнастику для глаз.

Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан».
Игровая зона– приготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кабинет окулиста»
В учебную зону–выложить альбом «Наши врачи» и дидактическую игру «Чтобы глаза были здоровыми»

Март

Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны
(66,89)
(71,55)

Дать некоторые представления о видах и значении зубов.
Закрепить знания детей о способах укрепления зубов.
Воспитывать осознанное желание заботиться о здоровье своих зубов.

1. И.М. В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника.
2. Беседа о зубах:
— Для чего нужны зубы человеку и животным?
— Чем отличаются молочные зубы от коренных? 
— Что делать если разболелся зуб?
3. Физпауза «Сказочная зарядка» (6,31)
4. Рассказ Королевы Зубной Щётки о видах зубов и их значении.
5. Д/и «Чтобы зубы были здоровыми»
6. П/и «Полезные продукты»
7. Итог занятия: дети отдают Королеве Зубной Щётке корзину с продуктами, содержащими кальций. 

В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На приёме у стоматолога» 
В учебную зону– 
вывесить плакат «Как правильно чистить зубы», выложить альбом «Наши врачи» и дидактические игры «Что сначала, что потом», «Чтобы зубы были здоровыми»
В уголок творчества– выложить образцы рисования, шаблоны и трафареты полезных продуктов, зубной щётки и тюбика с пастой» 

Апрель

Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться.
(71, 60)

Познакомить детей с принципами правильного питания.
Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Воспитывать любовь к здоровой пищи.

1. И.М В гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться?
2. Чтение стихотворения «Робин Бобин Баробек»
3. Вопросы к детям:
— Отчего у Робина разболелся живот?
— Как нужно питаться, чтобы оставаться здоровым?
— Сколько раз в день надо питаться?
— Что лучше есть на завтрак, обед, полдник, ужин?
4. Ритмическая пауза «Огородная – хороводная»
5. Д/и «Полезные продукты»
6. Рисование «Полезные продукты»
7. Итог занятия: дети отдают свои рисунки с полезными продуктами героям, чтобы они не забыли, как нужно питаться.

В уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования продуктов питания.
В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Продуктовый магазин» и «Кухня», а также вывесить схемы – модели приготовления полезных блюд.
В библиотеку–выставить книги: «Откуда к нам хлеб пришёл», «Колосок», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Стакан молока», «Лёгкий хлеб», «О девочке, которая наступила на хлеб», «Вершки и корешки»
В учебную зону– выложить разрезные картинки «Овощи»

Май

Я и моё настроение
(70, 44)

Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению.
Познакомить со способами улучшения своего настроения и окружающих.
Воспитывать у детей внимательное, толерантное отношение друг к другу.

1. И.М. Дети получают письмо от царя из Тридевятого царства с просьбой помочь развеселить его дочь – Несмеяну. Как можно помочь Несмеяне?
2. Д/и «Продолжи фразу»
— Когда у меня плохое настроение, я …
— Меня огорчает, если …
— Мне очень весело, когда …
— Чтобы поднять себе настроение, я …
— Когда я болен, то мне …
3. Вопрос к детям: «Как узнать, какое настроение у твоего друга?»
4. Физпауза «Физкультуре каждый рад!» (6,13)
5. Этюд «Стиральная машинка»
6. Рисование «То что мне поднимает настроение»
7. Итог занятия: дети отсылают свои рисунки Несмеяне, чтобы она смогла себе поднять настроение.

В уголок эмоций– выложить альбом с фотографиями людей с различными эмоциональными состояниями; дидактические игры «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Что такое хорошо и что такое плохо»
В уголок творчества– выложить образцы рисования лиц с различными эмоциональными состояниями; вывесить репродукции портретов.
В библиотеку поободрать книги с юмористическими рассказами Н. Носова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Презентация для педагогов "Развивающие игры на формирование первичных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Презентация развивающих игр для средней группы ДОУ на  формирование первичных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".

Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье-это...

Формирование первичных ценностных представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Формирование первичных ценностны представленийу детей младшего дошкольного возраста 3-4 года...