ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
методическая разработка по физкультуре

Мария Геннадьевна Турбина

Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье-это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А.Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье-это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А.Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания.

Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Такой деятельностью являются физкультурные занятия, направленные прежде всего на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. В а именно личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.

Педагог обеспечивает целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

«Помоги себе и тому, кто рядом» - таково содержание интегрированных физкультурных занятий по формированию ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ. Дети на занятиях выступают в роли спасателей, в помощи которых нуждаются их друзья, а также персонажи сказок и мультфильмов.

Определяется 3 уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ.

Первый уровень - информационный, определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий(эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций и т. п. Все 3 уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможности детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом:

Создание проблемы (письмо-просьба) с участием знакомого детям персонажа.

Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.

Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни.

Занятия должны соответствовать сезонно-климатическим особенностям и связанным с ними проблемам в состоянии здоровья. К примеру, осенью по теме «Осенние неприятности» предлагаются советы-рекомендации профилактического характера, которые позволяют сохранить в условиях перепадов температуры: носить многослойную одежду, если потеплело, снять верхнюю одежду; при ветре уже ранней осенью ходить в легкой шапочке, чтобы не надуло в уши; пошел дождь – защищаться от сырости при помощи резиновых сапог, плаща и зонта. Простуды можно избежать, если вдыхать запах чеснока, выполнять точечный массаж и т.д.

На занятии по данной теме можно предложить такой сюжет:»Позвонили зайчата в службу спасения, им срочно требуется помощь. Они построили себе избушку, но медведь нечаянно ее раздавил, а скоро холода. Поможем зайчатам? Нужно спешить, поэтому будем использовать все способы передвижения: ходьбу (с мешочком на голове), греблю (тренируем брюшной пресс), езду на велосипеде, плавание (лежа на животе). Далее проводим эстафету «Строим дом».

Физкультурно-оздоровительные занятия, объединенные одним сюжетом могут проводиться в течение 2 недель. Знакомство с темой осуществляется в форме постановки проблемы, поиска и анализа предполагаемых действий по решению, освоения знаний и практических умений по оказанию конкретной помощи пострадавшему, закрепления и совершенствования изученного материала.

Комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное формирование представлений о ЗОЖ и развитие двигательных качеств.

Основа предлагаемой технологии – занятия в форме путешествия, требующих знаний, умений и навыков, а также двигательных способностей. Например, дети отправляются в трудное путешествие на Северный полюс, в тундру: там нет дорого, но оленеводы всегда знают, как добраться до стойбища – бег вокруг кочек (кубы) и деревьев (стойка). Пока упряжки мчались по тундре, началась пурга: подул сильный ветер, повалил снег, ничего не видно. Организуется упражнение «Снежный лабиринт»: проползи на четвереньках по сугробам (гимнастическим матам), не задев ни одного колокольчика (дуги). Проползая под дугами, кто-то задел колокольчик, и дорогу заваливает снегом, ее нужно расчистить (быстро переложить предметы из одного обруча в другой) и т.п.

Сюжетные занятия дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разностороннее воздействие на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон и т. п. в содержание занятий включаются и ритмические упражнения.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста детей используют специальные игры и упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности –эстафеты и специальные игровые задания, такие, к примеру, как «Собери человека».

Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу.»Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами), начался дождь (бег с открытыми зонтами), перепрыгиваем через лужи (прыжки с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед)».

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Такие упражнения способствуют формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.

Игропластика- основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика – служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Все средства физического воспитания, используемые на занятиях, подчинены определенному сюжету. Например, на занятии «Лечим дыхательную систему» используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус»), общеразвивающие упражнения («Рыбка», «Русалочка»), подвижные игры («Невод», «Водяной»),танец («Раки»), круговая тренировка(«Матросы на корабле в шторм») и т.п. использование имитации и подражания , образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию творчества, познавательной активности.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом.

Известно, что в связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях. Рекомендуется использовать упражнения с различными предметами и разным темпом выполнения.

После закрепления темы предлагается проводить встречу со сказочным персонажем, в процессе которой используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к встрече является для детей хорошим стимулом для тщательной проверки своих умений и знаний.

В конце занятия детям дается домашнее задание – заполнить дневник здоровья (вспомнить такие моменты , когда было особенно весело; подумать о том, в каких случаях у мамы и папы может быть такое же настроение). Дневники здоровья дети заполняют совместно с родителями, что помогает привлечь внимание родителей к здоровью ребенка.

На сюжетных занятиях рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету.

При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение.

В процессе общения педагога с детьми происходит не только передача знаний, умений, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.

Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику, попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку; чтение потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

Структура занятия.

За основу построения взята традиционная структура, но ее содержание имеет определенные специфические особенности.

Вводная часть занятия начинается с просьбы (в форме письма) – обращения сказочного персонажа к детям. Например, на занятии «Очищение души» дети получают письмо от Карабаса Барабаса и Дуремара: «Мы попали в затруднительное положение. У нас все болит: голова, живот, сердце. Мы лечились пиявками, но, к сожалению, они не помогли. Наверное, это от голода, ведь сейчас мы съедаем всего одну курицу в день , а раньше съедали целых пять! Дело в том , что нас ограбил дерзкий деревянный мальчишка! Он присвоил себе наш любимый театр, настроил против меня, самого Карабаса, всех артистов. Я полностью разорен, нет денег даже на еду. Если вы не поможете, мы пойдем к папе Карло и отберем у него шарманку, чтобы зарабатывать себе на еду. Спасите дедушку Карабаса и Дуремара! Поймайте этих противных Буратино и Пьеро, а мы с ними разберемся!».

Воспитатель обращается к детям: «Мы должны им помочь. Поймать Буратино? Конечно, нет! И болеют они не оттого, что голодны, а от злости, зависти и гордости. Им следует освободить душу от нечистых мыслей, но в этом их надо убедить! Чтобы не болеть, человек должен любить людей и заботиться о них , душа его должна быть доброй. Дуремар утверждает: - пиявки – самое эффективное средство от всех болезней. Но даже лягушки на болоте имеют другое мнение».

Далее совместно с детьми уточняется суть проблемы. Обсуждаются способы ее решения. Такая методика ориентирует детей на творческое выполнение задания и позволяет развивать у них интеллектуальные способности, рефлексивное мышление.

Частные задачи вводной части: настрой детей на деятельность, организация группы, мобилизация внимания, ориентировка на сюжет занятия, умеренный разогрев организма, перевод его на другой уровень функционирования. Средняя продолжительность этой части 5-7 мин.

Средства: построение, строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега, прыжки, танцевальные упражнения, упражнения на внимание и координацию движений, вплетенные в сюжет физкультурного занятия.

Основная часть занятия. На нее приходится смысловая нагрузка всего занятия, поэтому в ней предусмотрено выполнение образных физических упражнений, соответствующих теме и сюжету занятия. Это этюды, упражнения , игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, на освоение и закрепление знаний и практических действий по организации ЗОЖ, а также игры и упражнения оздоровительной направленности.

Основная часть занятия занимает 80% времени всего занятия. Начинаем с выполнения общеразвивающих упражнений из различных исходных положений для развития и укрепления различных мышц, подвижности позвоночника, с ходьбы и дыхательных упражнений. Иногда ОРУ заменяем элементами ритмики, игроритмикой, игрогимнастикой. После комплекса ОРУ следуют ОВД. Как правило, на занятии происходит разучивание одного движения и закрепление и совершенствование 2-4, хорошо знакомых детям. Основная часть заканчивается подвижной игрой, соответсвующей сюжету занятия.

Задачи данной части: обучение ОВД, развитие физический качеств, функциональных способностей.

Средства: различные виды ходьбы и бега, прыжки, лазанье, акробатические, ритмические упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты, элементы сказкотерапии, психодрамы, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения.

Заключительная часть – итог физкультурного занятия. Дети обмениваются впечатлениями, обсуждают письмо- благодарность от сказочного персонажа, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, получают домашнее задание, и т.д. Совместно с педагогом формулируют советы по укреплению здоровья герою сказки, который обращается к детям за помощью .

Задачи данной части: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Средства : игры малой подвижности, упражнения на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики.

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, в сочетании с естественными природными звуками (например, на одном из занятий звучат музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита», «Морские сны», «Путь дельфина», «Морские мелодии и др.). музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, пение китов, шум морского прибоя), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человек а и природы.

Большое значение на интегрированных физкультурных занятиях имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету занятия, способствующие развитию образного восприятия, творческого мышления. Спортивный инвентарь должен соответсвовать возрасту и росту ребенка.

Важную роль в организации занятий играет личность педагога: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, идеально выполнять предлагаемые детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большой степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.

Важную роль в решении поставленных задач играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна , даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...