Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
статья

Тарасова Татьяна Александровна

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по теме:

Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

                           Научные понятия не усваиваются

и не заучиваются ребенком, не берутся памятью,

а возникают и складываются с помощью величайшего

 напряжения своей активности его собственной  мысли.

Л.С.Выготский.

     

          Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация, обилие информации, получаемая ребёнком,  и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи, определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения, обуславливают возрастающее значение курса математического развития в процессе подготовки дошкольников в образовательных учреждениях.

          Актуальность темы диктует сама жизнь. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

          «Программа воспитания и обучения в детском саду» по изучению математики включает в себя: ознакомление с количеством, обучение счету, формирование знаний о числах, о геометрических фигурах, о величине предметов, об отрезках времени, ориентировку в пространстве. А также необходимость развития и познавательных процессов: восприятия, памяти, интереса к умственной деятельности. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию различных понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, а порой не очень интересно детям, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

В связи с этим перед каждым педагогом встает проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.

Основная идея опыта - предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей проводимая в нетрадиционной форме  в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Цель- выявление особенностей математического развития детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1. Изучить историю развития вопроса.

2. Выявить уровень математического развития детей  старшего дошкольного возраста.

3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до эксперимента и после.

4. Определить систему работы с детьми дошкольного возраста способствующую повышению уровня математического развития детей.

5. Разработать практические рекомендации. 

            Хочется отметить, что данная проблема в научной литературе малоизученна. Мне были интересны работы Р.П.Чудновой «Мишутка учится считать», «Математика для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей», в которых говорится о необходимости развивать познавательные процессы у дошкольников используя игровые методы обучения; работы Г.Н.Скоблева и А.А.Столяра, о формировании у детей определенной логической структуры мышления при помощи логико-математических игр. Методика Е.И. Щербаковой, Т.И. Ерофеевой, опыт работы Е.В. Камениковой, С.А.Вирясовой, которые говорят о том, что успешно обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие. Основные задачи формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов. Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Увеличение объёма внимания и памяти. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей). Развития речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях. Занятия должны состоять из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, с счётным материалом т.д. Игровые виды деятельности: имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения. 

Основные задачи, которые я поставила перед собой:

Развивающие: Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале). Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:  Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

Воспитательные:  Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе, воспитание навыков речевого обоснования действий.

Объект – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет – формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. 

Условия успешной работы.

1. Тщательность подготовки к каждому занятию.
2. Творческий подход к занятию.
3. Выполнять программу последовательно.
4. Доброжелательно и уважительно относиться к ребёнку.
5. Поддерживать интерес ребёнка.
6. Иметь наглядный дидактический материал.


   

             В своей работе я ориентировалась на возможности детей старшего возраста и стремилась учитывать требования современного обучения. Материал давала в соответствии с основным принципом дидактики – «от простого к сложному», от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.


          Большое значение отводила наглядности, так как ей уделяется первостепенное значение в обучении дошкольников математике. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.


Наибольшей степенью обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях.

 

В программе математического развития можно выделить 8 разделов:

1. Знания о количестве и счете.
2. Состав чисел первого десятка.
3. Решение арифметических задач.
4. Формирование представлений о размере.
5. Формирование геометрических понятий.
6. Формирование представлений и понятий о пространстве.
7. Ориентировка во времени.
8. Развитие логического и творческого мышления.


Необходимые условия и фундамент математического развития дошкольника – это умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше – меньше, равенство – неравенство. Формирование представления о величине предметов и понимания отношения длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, больше – меньше, позволяет наглядно показать детям математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функций отношений.


Опыт работы с дошкольниками показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Перспективным и важным является проблемно-поисковый метод обучения. Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач.
 

Известный советский психолог Л.С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения своей активности его собственной  мысли».[1] Поэтому один из правильных путей, ведущий к ускорению познания, состоит, по моему мнению, в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития – это обучение дошкольников в нетрадиционной форме, а именно - занятия по единому сюжету, по сказочному сюжету, различные занятия по типу соревнования: КВН, конкурсы, игры - путешествия, развлечения с математическим содержанием, а также занятия с сюрпризными моментами, дидактическими играми и игровыми упражнениями. Важно при проведении уяснить одно: ребенку, как и любому взрослому, кажется, что все, что он делает, нужно кому-то. И здесь на помощь опять приходят сказочные персонажи. Только в этом прекрасном мире, который называется игра, ребенок должен жить и учиться.

           Я провожу занятия в нетрадиционной форме уже несколько лет. Все они носят комплексный характер: на одном занятии дети учатся считать, различать форму, величину, ориентироваться в пространстве и все это они делают вместе со своим любимым сказочным персонажем. Проведение занятий с использованием сказочного персонажа показало, что  необходимо описывать затруднительные положения, в которое попадает персонаж, это вызывает у ребенка сочувствие, желание ему помочь. А это имеет и большое воспитательное значение. Занятия такого типа имеют нравственную направленность, способствуют воспитанию добрых чувств. Дети учатся быть доброжелательными, отзывчивыми, справедливыми, готовыми помочь попавшему в беду. Поэтому важно не только обозначить трудности, но и добиться отклика, поставить детей в позицию помощников. Ребенок, чтобы помочь своему сказочному другу, прилагает определенные усилия. Это приучает его не только сопереживать, но и предпринимать определенные действия. В ходе такого занятия все исправления, доделки ребенок  делает не по указанию взрослого, а по «просьбе» того, кому ребенок в данный момент помогает. При знакомстве с новым материалом на таких занятиях надо не спешить все показать и объяснить, а задать поисковые вопросы, предложить подумать, самим догадаться. Должное внимание на таких занятиях уделяется и речи. В ходе занятия задаются не только заранее подготовленные вопросы, но и идет непринужденный разговор с детьми по сюжету занятия, помощь ребенку при вхождении в игровую ситуацию. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-З минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или “пальчиковая гимнастика”, упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. В конце каждого занятия необходимо подвести итог. Детям необходимо задать вопросы: Что нового узнали? Чему сегодня научились? Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач- осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

      Чтобы не свести работу по ознакомлению с геометрическими фигурами к однообразным и скучным упражнениям, я стараюсь подбирать игры и упражнения, в которых дети знакомятся с геометрическими фигурами в интересной для них форме, например, «Найди пару», «Покажи такую же», «Помоги  Каркуше» и т.д.

              При ознакомлении детей с ориентировкой во времени я также стараюсь разнообразить методы и приемы обучения: использую картинки, иллюстрации; рассматривая их, ребенок рассказывает, когда это бывает. Также даются задания сгруппировать, например, картинки, где действие происходит днем. Широко использую загадки.

             Работая над темой «Количество и счет», я пришла к выводу, что можно знакомить детей с цифрами, опять же используя нетрадиционные формы и методы, игры разного содержания. Знакомя с числами, я сразу же даю детям цифры, как знаки для обозначения числа, и постепенно подвожу детей к понятию того, что цифра-это знак, показывающий определенное число предметов. При знакомстве с цифрами задействуются различные анализаторы: слух- воспитатель стучит, дети считают и показывают цифру; осязание - считают на ощупь мелкие игрушки и находят цифру; позже находят на ощупь нужную цифру.

           Занимательные игры и упражнения являются одним из средств, способствующих  активации мышления, закреплению математических представлений. Практика дает возможность выделить следующие направления воздействия этого материала на характер подготовки детей к школе:

  1. Под влиянием систематического использования занимательного материала вырабатывается умение быстро включаться в активный познавательный процесс.
  2. Занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, умения проявлять догадку.

            Головоломки, задачи – шутки побуждают детей мыслить. Не всегда ребенок с легкостью может найти ответ, но нас радует, что ребенок не торопится с ответом, а думает, рассуждает. Загадку на занятии надо загадывать эмоционально, неторопливо, дать возможность детям выслушать ее, если надо помочь отгадать ее, а после нахождения ответа спросить ход рассуждения.

            Наблюдения за поведением детей на занятиях по ФЭМП показывают, что  очень часто задачи, которые воспитатель ставит на обычном занятии, не отвечают интересам детей. Решение этой задачи ребенок проще и быстрее находит в игровых действиях. Место игры, игрового упражнения в структуре занятия определяется возрастом детей, целью и содержанием занятия. Они могут быть использованы в качестве учебного задания, уместны в конце занятия (с целью  воспроизведения, закрепления ранее изученного материала), в середине занятия (с целью снятия утомляемости). Проводя занятия по математике в нетрадиционной форме, я также  веду в этом направлении работу с родителями, подготовила  консультации для родителей «Организация игр с математическим содержанием дома»,  «Как организовать дома уголок занимательной математики.»

            Практика показала, что нетрадиционные подходы к  проведению занятий по математике являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста, и главное здесь то, что дети входят в мир математики через увлекательные игры, и обучение не кажется им трудным и скучным.

            Развитие математических способностей детей  я осуществляю не только на занятиях, но  и в свободное время, проводя математические конкурсы, развлечения с математическим содержанием, а также тематические дни.


[1] Выготский Л.С. Собр. Соч.-М.,1982. – Т.2. – С. 198.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме...

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

Консультация для педагогов "Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических предсталвений у детей дошкольного возраста"

Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...

Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы "Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам LEGO- конструктора.

Мастер класс. Изготовление дидаутического пособия для детей дошкольОпыт работы "Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам LEGO- конструкторан...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...