Семинар - практикум "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду"
методическая разработка по теме

Федина Ольга Викторовна

 Методические рекомендации к семинару - практкуму по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семинар-практикум59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к семинару-практикуму по экологическому воспитанию

на тему:

 «Экологические наблюдения и эксперименты

 в детском саду»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №177»

Ленинского района г. Саратова

Проведен:___________

Дата:_______________

Детское экспериментирование

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

     Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Для того чтобы экспериментирование было доступным и интересным детям, необходимо создать предметно-развивающую среду, подобрать литературу по данной проблеме, создать уголки экспериментирования.

  Экспериментальная  деятельность, является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

     В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?). При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.

     Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию, используются сказочные герои- куклы. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их уголка – Зайчик-Любознайчик.

Детей  среднего возраста в уголке встречает Хрюша-Удивлюша или Утенок-Удивленок. Дети старшего возраста задают много вопросов, поэтому их герой – Почемучка.

     Эти герои «участвуют в опытах и экспериментах, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов для Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка- Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки – все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

     Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

Правила работы с различными материалами

С водой:

  Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.

 Пролил воду – не беда: тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог, и никто здесь не промок.

Со стеклом:

  Со стеклом будь осторожен – ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда, есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок и для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут.

С песком:

  Если сыплешь ты песок – рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил? Все на место положил?

Классификация наблюдений и экспериментов

     Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
  • опыты с растениями;
  • опты с животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  1. По месту проведения опытов:
  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в лесу, в поле и т.д.
  1. По количеству детей:
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективные

4.  По причине их проведения:

  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребёнка;
  1. По характеру включения в педагогический процесс:
  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические;
  1. По продолжительности:
  • кратковременные (от 5 до 15 мин) ;
  • длительные свыше 15 мин;
  1. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • однократные;
  • многократные или циклические
  1. По месту в цикле:
  • первичные;
  • повторные;
  • заключительные и итоговые;
  1. По характеру мыслительных операций:
  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта);
  • сравнительные ( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
  1. По характеру познавательной деятельности:
  • иллюстративные (детям уже известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • решение экспериментальных задач;

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

     В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько отличаются.

     Случайные наблюдения и эксперименты.   Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, уголке природы или на участке. От воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное.

     Плановые наблюдения и эксперименты.  Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинаются с определения педагогом дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике , и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

    Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание, обсуждение методики проведения опыта и затем привлекает детей к проведению  эксперимента.

     В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Это можно сделать в словесной форме, иногда избирать другие способы.

     Эксперимент как ответ на детские вопросы.  Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся на вопрос ребёнка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведёт себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или  «Ребята, Саша  спрашивает, будут ли голуби есть творог; давайте проверим»

Требования к оформлению и содержанию Уголков экспериментирования.

  1. Материалы, находящиеся в Уголках экспериментирования можно распределить по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина».
  2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

  • Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разнообразного объема и формы;
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д;
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, поролона, пробки и т.д;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т. д;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;
  • Красители: гуашь, акварель и др;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложечки, резиновые груши;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи, коктейльные палочки и др.

Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, коннейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

  1. Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
  2. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
  3. В каждом разделе должны быть в наличии правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Рекомендуемая литература

  1. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»  М. 2004
  2. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. М.2004
  3. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы»  М. 2004
  4. Дыбина О.В. «Что было до….»  М.2002
  5. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» М.2002
  6. Мальцева Л.М. «Мир природы и ребёнок"
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2003г;

                                                                   №7,8 2004.

                                                                 

Практическое занятие для воспитателей

«Переговорное устройство для игры»

Цель: Познакомить с историй изобретения и развития телефона; научить составлять алгоритмы; развивать логическое мышление, сообразительность.

Материал: иллюстрации переговорных устройств и телефонов; пустые спичечные коробки, нитки.

Ход занятия

     Ещё древние люди общались между собой жестами, мимикой, с помощью рисунков.

     Педагогам предлагается выполнить игровые задания: «Передай просьбу жестом», «Отгадай, что написано этими картинками».

      Шли годы, у людей появилась речь. Чтобы передать сообщение в соседнюю деревню, забирались на высокую гору и громко кричали, сложив ладони у рта воронкой. Затем изобрели рупор.

     И вот 150 лет назад был изобретён телефон. Он представлял собой две трубки, похожие на воронки. В одну из них говорили, а другую прикладывали к уху. Потом появился ручной телефон. Сначала нужно было вызвать свою станцию, а затем телефонная барышня вызывала другую станцию и переключала телефон на нужную линию. Позднее придумали современный телефон, которым мы пользуемся сейчас и сотовые телефоны.

     Для игры мы можем  сами сделать телефон.(Изготовление переговорного устройства из спичечных коробков и нити) 

Изображение схематично этапов эксперимента. Поведение итога.

     

Семинар-практикум для воспитателей

«Опыты, знакомящие детей с природой»

Цель: Совершенствовать знания педагогов по  организации исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Руководитель: старший Федина О.В.

Длительность работы: с ________________ по _________________

Категория кадров педагогов:  воспитатели, работающие с детьми

 от 2-7 лет

План работы семинара-практикума

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

План проведения

Задания педагогам

1.

Значение экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей

Консультация

  • Научное обоснование темы

Изучить методическую  литературу.

Составить перечень необходимого дидактического материала

2.

Методика организации экспериментальной деятельности

Элементы деловой игры

  • Обсуждение выполненных заданий 1 занятия
  • Методические требования к подготовке и проведению экспериментов
  • Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования
  • Проведения занятия с педагогами

Оборудовать уголки экспериментирования

Составить описание (конспекты) 1-2 опыта (эксперимента) и изготовить возможные варианты карточек-символов к ним

3.

Проведение поисково-познавательной деятельности

Практикум

  • Проведение опытов и

экспериментов педагогами

             

В перспективный план по экологическому воспитанию внести раздел опыты и эксперименты

4.

Итоги работы семинара

Смотр-конкурс уголков экспериментирования

  • Подведение итогов конкурса
  • Анализ работы семинара

Работу по экологическому воспитанию вести в соответствии с перспективным планом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в старшей группе по валеологии "Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду"

тема: "Внешнее строение человека". занятие проводится блоками используя методы, рассказа, беседы, самонаблюдение, экспериментирования, логические рассуждения....

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ...

Методическое пособие "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ"

В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни.Предназначается для работников дошк...

ПРОГРАММЫ ДОУ А.И. ИВАНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРОГРАММЫ ДОУ  А.И. ИВАНОВА   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕНАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУлМетодическое пособие 2-е издание...