"Талантливый ребёнок"
рабочая программа по теме

Киселёва Галина Юрьевна

Дополнительная образовательная программа направлена на создание условий для реализации и развития творческого потенциала  дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное  учреждение

                «Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

Принято:                                                                                                                                      Утверждаю:

На заседание педсовета                                                                                                                                                                                                                     Заведующий  МКДОУ  

МКДОУ                                                                                                                                                                                                                                        …………………  Гулакова Е.А.

Протокол № ………… от  201__ г.                                                                                                                                                                                     Приказ №…….. от ………201___ г

Дополнительная образовательная программа

дошкольного образования

«Талантливый ребёнок»

                                       

 

                               Музыкальный руководитель

 Киселёва Галина Юрьевна


Пояснительная записка

АКТУАЛЬНОСТЬ

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением талантливых и способных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.

Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.

          Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми дошкольниками становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.      

Исследование проблемы одарённости в дошкольном детстве, начиналось в лаборатории развития способностей научно-исследовательского института дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера, проводилось изучение музыкальной одарённости.  В фокусе внимания исследователей оказался процесс становления системы музыкальности, составляющих ее музыкальных способностей, индивидуальные и возрастные особенности их развития у дошкольников с выраженными задатками одаренности, в том числе музыкальной.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но даже нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми, сталкивается с рядом проблем:

                     Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

                     Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, обеспечение реализации творческого потенциала детей;

                     Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Для решения выше перечисленных проблем организации работы с одарёнными детьми музыкальным руководителем  была разработана программа дополнительного образования «Талантливый ребёнок» для дошкольников с выраженными музыкальными способностями.

            Педагогу дошкольного образования важно понять, что музыкальные способности ребенка — это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность.

Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником, отслеживающему ход его развития, необходимо знать, что, инициируя его познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих способностей ребенка, а значит, и музыкальных.

В детском саду должны быть созданы условия для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ « Талантливый ребёнок»

Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

Задачи:

1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

3. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

4. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Участниками проекта являются воспитанники детского сада, педагоги и родители.

1

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ « Талантливый ребёнок»

 

Этапы реализации программы

Задачи

Сроки

Подготовительный

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Разработать план по реализации программы

2012 г.

Диагностический

 

1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. Выявить детей с выраженной музыкальностью

2012 г.

Практический

 

1. Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми

2. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми

2013 - 2014 г.г.

Аналитический

 

Анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

2015 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

«Талантливый ребёнок»»

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям, а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в образовательной деятельности.

2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:

                     Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, музыкально-ритмические движения, музицирование;

                     Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

                     Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)

3. Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.

5. Одним из важнейших принципов развития музыкальности является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.

6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1. Диагностика – выявление одарённых детей.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей дошкольников.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММОЙ «Талантливый ребёнок»»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации

"Физическая культура"

Развитие физических качеств, для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

"Здоровье"

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации

"Коммуникация"

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи

"Познание"

Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества

"Социализация"

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

"Художественное творчество"

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества

"Чтение художественной литературы"

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

"Безопасность"

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности


ФОРМЫ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Содержание  

Возраст

Совместная  деятельность

Самостоятельная  деятельность

Взаимодействие  с семьей

1.   Развитие  музыкально-художественной деятельности;

 приобщение к музыкальному искусству

*Слушание

* Пение

* Песенное    творчество

* Музыкально-ритмические  движения

* Развитие танцевально-игрового творчества

* Игра на детских музыкальных инструментах

3-5 лет  

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

Игры, хороводы

- Рассматривание портретов композиторов (ср. гр.)

- Празднование дней рождения

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО.

Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты

Игры в «праздники», «концерт»

Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии

Импровизация танцевальных движений в образах животных,

Концерты-импровизации

Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками,

Музыкально-дид. игры

Консультации для родителей

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Посещения детских музыкальных театров

Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций

1.   Развитие  музыкально-художественной деятельности;

 приобщение к музыкальному искусству

 

*Слушание

* Пение

* Песенное    творчество

* Музыкально-ритмические  движения

* Музыкально-игровое  и  танцевальное  творчество

* Игра на детских музыкальных инструментах

5-7 лет

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

- Беседы с детьми о музыке;

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- Рассматривание портретов композиторов

- Празднование дней рождения

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Придумывание простейших танцевальных движений

Инсценирование содержания песен, хороводов

Составление композиций танца Музыкально-дидактические игры

Игры-драматизации

Аккомпанемент в пении, танце и др.

Детский ансамбль, оркестр

Игра в «концерт», «музыкальные занятия»  

Консультации для родителей

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров

Прослушивание аудиозаписей,

Просмотр видеофильмов

Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала дошкольников.

 2. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

  3. Формирование интереса воспитанников к личностно-творческой самореализации.

  4. Повышение качества образования и воспитания дошкольников.

 

СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

· проявление музыкальной впечатлительности малыша;

· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;

· потребность в музыкальных впечатлениях;

· проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности.

На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.

Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.

К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.

В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.

Следующий, шестой год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:

                    Выявить интересы и предпочтения родителей;

                    Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;

                    Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.

3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с музыкальным репертуаром, который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.


Раздел 2. Проектирование психолого-педагогической работы по реализации программы

 

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Талантливый ребёнок»»

№ п./п.

Мероприятия

 

Сроки

1

Составление списка музыкально одарённых детей.

Сентябрь

ежегодно

2

Распределение часов на кружковую работу.

Сентябрь

ежегодно

3

Организация взаимодействия между способными дошкольниками и музыкальными руководителями.

Постоянно

4

Организация и проведение детских творческих конкурсов.

Октябрь

ежегодно

5

Участие в муниципальных и  региональных  творческих конкурсах.

Ноябрь, декабрь ежегодно

6

Участие в различных заочных творческих конкурсах.

 

Ежегодно

7

Пополнение банка педагогической информации по работе с музыкально одарёнными детьми.

Постоянно

8

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с музыкально одаренными детьми.

Постоянно

9

Разработка системы поощрений победителей конкурсов, фестивалей.

2013 г.

10

Проведение научной-практической  конференции для педагогов и родителей одарённых детей  «Мир музыкальных увлечений» и «Шаги в  наше будущее».

Ежегодно

11

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  воспитанников в различные образовательные области.

Постоянно

12

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Талантливый ребёнок».

Постоянно

13

Обобщение опыта работы музыкальных руководителей, работающих  с одаренными детьми.

2014 г.

14

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

 

2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОГРАММЕ «ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЁНОК»»

 

1 младшая группа

 

Месяц

Тема

Программное содержание

 

Сентябрь

«Мои маленькие друзья»

1.     Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

2.     Учить слышать изобразительный характер музыки.

3.     Тренировать голос в пении легким звуком. Познакомить с новой песней.

4.     Побуждать к участию в игре.

5.     Тренировать детей в легком беге.

«Цыплята»

«Кисонька-мурысонька»

«Щенок»

Октябрь

«Солнышко и дождик»

1.     Осваивать основные виды движений: бодрая ходьба, лёгкий бег.

2.     Прививать желание слушать музыку. Воспринимать общий характер музыки.

3.     Продолжать осваивать понятие о силе звука (громко-тихо).

4.     Продолжать развивать певческие навыки: петь протяжно, ласково.

5.     Вызвать интерес к новой песне.

«Ветерок»

«Жёлтые листья»

«Что в корзинке?»

Ноябрь

«Кто живёт в лесу»

1.     Подводить к навыку точного интонирования на одном звуке.

2.     Передавать в образных движениях изобразительное содержание музыки.

3.     Продолжать разучивание песни. Петь легко, весело.

4.     Показать способы игры на дудочке. Заметить сходство звучания дудочки с голосом петушка (так же звонко, громко).

5.     Побуждать к активному участию в игре.

«Весёлые медвежата»

«Маленький ёжик»

«Лисичка-сестричка»

Декабрь

«Весёлая дудочка»

1.     Продолжать знакомить со способами игры на дудочке. Формировать ритмические навыки в имитации игры на дудочке.

2.     Познакомить с новой игрой. Побуждать к движению под музыку.

3.     Подводить детей к самостоятельному исполнению песни. Побеседовать по тексту новой песни.

«Шарики-фонарики»

«Дед Мороз»

Январь

«Зимние забавы»

1.     Воспринимать общий характер музыки. Подводить к понятию изобразительности музыки.

2.     Продолжать тренировать детей в бодрой ходьбе и лёгком беге.

3.     Начать разучивание песни. Петь не громко.

4.     Заинтересовать детей новой игрой. Слышать изменения в музыке.

«Хорошо в лесу зимой»

«Птички зимой»

Февраль

«Зимний лес»

1.     Продолжать осваивать ритм ходьбы и бега.

2.     Познакомить детей с особенностями зимней природы. Подпевать протяжно, ласково.

3.     Продолжить разучивание знакомой песни. Петь лёгким, отрывистым звуком.

4.     Слышать изобразительность музыки, говорить о ней.

5.     Осваивать навыки исполнения четкого ритма.

«Снежная метель»

«Зимние сказки»

«Пушистые снежинки»

Март

«Зайка и мишка»

1.     Способствовать развитию навыков передачи игрового образа в движении.

2.     Услышать общий характер музыки. Понимать о ком рассказывает музыка.

3.     Продолжать знакомить с музыкальными инструментами. Показать способы игры на барабане.

4.     Побуждать к эмоциональному исполнению знакомой песни.

«Весёлые зайки»

«Неуклюжий медвежонок»

«Весенняя капель»

Апрель

«Любимые игрушки»

1.     Совершенствовать навыки основных движений.

2.     Внимательно слушать музыку спокойного характера. Говорить о ней. Осваивать жесты: «Качаю».

3.     Слышать и воспроизводить в движениях изменения в музыке.

4.     Продолжать развивать навык протяжного пения.

5.     Познакомить со звучанием колокольчика. Воспринимать ритмический рисунок.

«Куклы»

«Петрушки»

«Разноцветные мячики»

Май

«К нам гости пришли»

1.     Побуждать детей к активному, дружному исполнению песен в хороводе.

2.     Продолжать формировать навыки плавных, лёгких движений.

3.     Заинтересовать детей новой песней, побуждать к подпеванию.

4.     Побуждать детей к участию в игре. Двигаться парами «прицепом».

«Угощенье для друзей»

«Весёлые забавы»

 

2 младшая группа

 

Месяц

Тема

Программное содержание

 

Сентябрь

«Есть у солнышка дружок»

1.    Учит воспринимать общий характер музыки и воспроизводить его в образных движениях.

2.    Подводить к навыку устойчивого интонирования на одном звуке.

3.    Формировать певческие навыки: петь некрикливо, естественным звуком.

4.    Слышать изменения в музыке, реагировать на них сменой движений.

«Петушок»

«Маленький ёжик»

«Козлёнок»

Октябрь

«Бобик с нами попляши»

1.    Вспомнить песню, продолжить разучивание. Формировать навык свободного, некрикливого пения.

2.    Формировать навыки исполнения ритмического рисунка.

3.    Закрепление знакомой песни, исполнять в одном темпе, слушая других.

4.    Способствовать развитию навыков движения в характере музыки (пружинки, притопы, хлопки).

«Весёлый хоровод»

«Что нам осень принесла»

«Жёлтые листочки»

Ноябрь

«Гуляем-отдыхаем»

1.    Ввести детей в тему занятия. Услышать общий характер музыки.

2.    Слышать изменения в музыке, предавать их в движении.

3.    Продолжать разучивание песни петь слаженно в умеренном темпе.

4.    Познакомить с новой песней, беседа по тексту. Начать разучивание.

5.    Закреплять навык воспроизведения равномерного ритма.

«Ветер-ветерок»

«Прогулка в парк»

«Первый снег»

Декабрь

«Путешествие в лес»

1.    Реагировать на изменения в музыке сменой движений.

2.    Воспитывать культуру слушания музыки: дослушивать до конца. Говорить о характере музыки.

3.    Узнать по звуку колокольчик. Продолжать формировать навыки исполнения ритмического рисунка.

4.    Начать разучивание весёлой парной пляски. Научить кружиться в парах. Хлопать в ладош, стоя лицом друг к другу.

5.    Закрепить песню. Петь выразительно.

«Лесные жители»

«Подарки Деда Мороза»

Январь

«Прощание с ёлочкой»

1.    Способствовать развитию ориентировке в пространстве. Двигаться в характере музыки.

2.    Подготовить голосовой аппарат к пению. Побуждать к песенной импровизации. Продолжать разучивание песни.

3.    Слышать и передавать в импровизационных движениях общий характер музыки.

Продолжать формировать навыки движений в паре. Одновременно начинать и заканчивать движения.

«Белочка в гостях у ребят»

«Зимнее настроение»

Февраль

«Кто в домике живёт?»

1.    Развивать навыки ориентировки в пространстве. Менять движения со сменой музыкальных фраз.

2.    Развивать воображение. Подводить к импровизационному исполнению образных движений.

3.    Подводить к умению исполнять песню с движениями.

Улучшать качество выполнения танцевальных движений.

«Найди игрушку»

«В гостях у лесовичка»

«Скоро весна!»

Март

«Водим хоровод»

1.    Побуждать к песенному творчеству.

2.    Разучить движения на проигрыш песни. Петь в умеренном темпе с движением в хороводе.

3.    Способствовать активному участию в движении под музыку. Передавать лёгкость музыки в плавных движениях.

«Весёлые мелодии»

«Звонкие голоса»

«Мелодии весеннего леса»

Апрель

«На полянке»

1.    Побуждать детей к активному, дружному исполнению песен в хороводе.

2.    Продолжать формировать навыки плавных, лёгких движений.

3.    Заинтересовать детей новой песней, побуждать к подпеванию.

4.    Побуждать детей к участию в игре. Двигаться парами «прицепом».

«Первые цветы»

«Зелёный шум»

«Лесные домишки»

Май

«Грустно – весело»

 

1.    Ввести детей в игровую ситуацию.

2.    Услышать общее настроение музыки, говорить о ней.

3.    Продолжать формировать навыки исполнения ритмического рисунки.

4.    Совершенствовать навыки простейших движений (пружинки, притопы, хлопки).

5.    Побуждать к активному исполнению песни, дружно, но некрикливо.

«Настроение»

«Фантазии на тему лета»

 

Средняя группа

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

«Где же ты, кукушечка?»

1.    Способствовать развитию тембрового слуха (услышать перекличку двух весёлых кукушек).

2.    Учить петь протяжно, не торопясь, лёгким звуком. Чисто пропевать нисходящую терцию.

3.    Развивать умение двигаться  в темпе музыки: спокойная ходьба.

4.    Побуждать подбирать на металлофоне «песенку кукушки»

5.      Активизировать детей в подвижной

игре. Согласовывать движения с характером музыки.

«Лесная тропинка»

«Лес шумит»

«Кукушка-неведимка»

Октябрь

«Прогулка в лесу»

 

1.       Слышать и воспроизводить в движении спокойное и взволнованное настроение музыки. Выразительно исполнять жесты: «Ау!», «прислушаться».

2.       Воспроизводить равномерный ритм дождя в игре на ударных музыкальных инструментах.

3.       Развивать певческие навыки: петь легко, весело, не крикливо.

4.       Услышать зов кукушки. Познакомить со звучанием клавесина.

5.       Формировать представление о настроении в музыке.

«Дождик-огородник»

«Весёлые грибники»

«Посмотри, что я нашёл»

Ноябрь

«Краски осени»

 

1.       Слышать и воспроизводить в движениях и мимике разное настроение музыки.

2.       Ориентироваться в пространстве, развивать воображение.

3.       Продолжать развивать певческие навыки: петь легко, весело, дружно.

4.       Самостоятельно определять настроение музыки.

«Здравствуй, Ёжик».

«Песенка ветерка»

«Осенняя сказка»

Декабрь

«В гости зимушка пришла»

1.       Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку, характеризующую полётный танец снежинок. Развивать творческие способности в передачи характера музыки через пластику движений.

2.       Вызывать эмоциональный отклик на новую песню. Понимать её содержание.

3.       Развивать тембровый слух. Побуждать к активному участию в новой игре.

4.       Развивать воображение, побуждать детей к игровому взаимодействию.

«Вальс снежных хлопьев»

«Игрушки для ёлки»

«Шёл веселый Дед Мороз»

Январь

«Маленькая снежинка»

1.       Развивать воображение, побуждать детей к игровому взаимодействию.

2.       Обогащать словарный запас детей, говоря о музыке. Воспитывать культуру слушания музыки.

3.       Продолжать развивать певческие навыки (пение свободным, естественным звуком, протяжно).

4.       Побуждать к активному участию в игре. Закреплять знания о детских музыкальных инструментах.

«Поймай снежинку на ладошку»

«Снежинки и ветер»

Февраль

«Угадай мелодию»

 

1.    Продолжать знакомить детей с жанрами в музыке

 ( марш, песня, танец)

2.    Узнавать и называть знакомые музыкальные произведения.

3.    Прививать детям любовь к пению. Учить петь выразительно, одновременно начинать и заканчивать песню.

4.    Развивать диференцированое восприятие музыки и движений, ориентировать детей на самостоятельное исполнение знакомого репертуара.

5.    Побуждать к самостоятельному, выразительному исполнению песен.

6.    Способствовать творческому самовыражению в игре.

«Любимая песенка»

«Весёлый танец»

«Дружный хоровод»

Март

«Кукляндия»

1.       Слышать три разные по характеру части пьесы, побуждать воспроизводить их в образных движениях.

2.       Двигаться чётким, бодрым шагом по кругу, идти смело, сохраняя осанку.

3.       Самостоятельно выбирать музыкальные инструменты. Воспроизводить равномерный ритм.

4.       Двигаться лёгким бегом, прямым галопом. Выполнять лёгкие прыжки.

«Разбитая кукла»

«Деревянные солдатики»

«Снова Кукляндия»

Апрель

«Детский сад»

1.       Познакомить с новым произведением. Побуждать к поиску изобразительных движений.

2.       Познакомить с новой песней. Побуждать к подпеванию.

3.       Петь легко, задорно, с настроением знакомую песню.

4.       Услышать и передать в движениях контрастный характер музыки. Побуждать к самостоятельному исполнению.

«Игра в мяч»

«Жмурки»

«Интересная находка»

Май

«Наши любимые игрушки»

1.       Услышать и почувствовать настроение в пьесе («Кукольный кэкуок»).

2.       Вызвать интерес к песне шуточного характера, побуждать к подпеванию.

3.       Услышать и передать в движениях контрастный характер музыки.

4.       Тренировать детей в упражнении: «сужение и расширение круга», разбегаться в рассыпную.

«Здравствуй, Мишка!»

«Мишка с куклой»

«Пожалеем куклу»

 

 

 

 

 

Старшая группа

 

Месяц

Тема

Программное содержание

 

Сентябрь

«Весёлый дождик»

 

1.       Развивать мелкую моторику. Передавать равномерный ритм.

2.        Продолжать формировать представления об образной природе музыки.

3.       Познакомить с новой песней. Развивать целостное восприятие песни. Слушать исполнение воспитателя на колокольчиках.

4.       Побуждать к эмоциональному исполнению знакомой песни. Петь по подгруппам (мальчики и девочки).

5.       Вспомнить игру с прошлого года. Исполнять выразительно.

«Осень бывает разной»

«Весёлая осень»

«Собираем урожай»

Октябрь

«Осеннее солнышко»

1.       Формировать навыки ритмичного исполнения движений. Развивать внимание и память.

2.       Воспринимать музыку лирического характера. Побуждать к танцевальному творчеству.

3.       Развивать певческие навыки (петь протяжно, без напряжения.

4.       Инсценировать песню. Побуждать к дружному, выразительному исполнению.

5.       Побуждать к активному участию в новой игре.

«Осенние заботы»

«Звенящие капельки»

«Осенняя песня»

Ноябрь

«Весёлая сказка»

1.       Развивать лёгкость, пластичность движений в характере музыки.

2.       Услышать общий характер музыки. Расширять словарный запас детей.

3.       Продолжать тренировать голос в пении лёгким, отрывистым звуком.

4.       Начать разучивание новой песни.

5.       Формировать умение определять голос по слуху.

«Первый снег»

«Весело – грустно»

«Нам шутить не лень»

Декабрь

«Чудеса зимой»

1.       Воспринимать музыку лёгкую, полётную. Пополнять словарный запас детей.

2.       Развивать певческие навыки.

3.       Побуждать к самостоятельному исполнению. Работать над чистотой интонирования.

4.       Побуждать детей к активному участию в игре.      

«Песни для ёлочки»

«Про Деда Мороза»

Январь

«Подарки для Деда Мороза»

1.       Совершенствовать выразительность в исполнении танцевальных движений и песен.

2.       Пополнять запас музыкальных впечатлений. Побуждать к самостоятельному исполнительству.

3.       Побуждать к активному участию в игре.

4.        Вспомнить знакомые танцевальные движения.

«Снежная зима»        

«Зимние песенки»

Февраль

«Шутка в музыке»

1.       Закреплять знания о музыкальных жанрах.

2.       Продолжать знакомить детей с инструментальной музыкой. Воспринимать музыку шутливого характера.

3.       Формировать навык лёгкого отрывистого пения.

4.       Начать разучивание песни веселого характера.

5.       Закреплять навыки выразительных движений под музыку.

«Композиторы шутят»

«Все игрушки любят смех»

«Шуточные песни»

Март

«Мир игрушек»

1.       Развивать навыки основных движений.

2.       Слышать и передавать в движениях образ куклы.

3.       Познакомить с новой пьесой. Определять жанр музыки. Знакомить с творчеством П.И.Чайковского.

4.       Формировать навыки чёткого, ритмичного исполнения.

5.       Побуждать к активному участию, Менять движения с изменением в музыке.

«Весёлые куклы»

 

«В магазине игрушек»

«Кукла заболела»

Апрель

«Подарок»

 

1.       Выработка правильного дыхания.

2.       Вызвать интерес к новой песне. Начать разучивание.

3.       Формировать навык протяжного, неторопливого пения.

4.       Развивать метроритмический слух. Побуждать самостоятельно подбирать музыкальные инструменты к пьесе изобразительного характера.

5.       Тренировать детей в лёгких прыжках и беге.

6.       Воспитывать бережное отношение к игрушкам

«Коробка с карандашами»

«Сюрприз»

«Секретики»

Май

«Весёлый дождик»

1.       Развивать мелкую моторику. Передавать равномерный ритм.

2.        Продолжать формировать представления об образной природе музыки.

3.       Познакомить с новой песней. Развивать целостное восприятие песни. Слушать исполнение воспитателя на колокольчиках.

4.       Побуждать к эмоциональному исполнению знакомой песни. Петь по подгруппам (мальчики и девочки).

5.       Вспомнить игру с прошлого года. Исполнять выразительно.

«Радуга-дуга»

«Скоро лето!»

 

Подготовительная группа

 

Месяц

Тема

Программное содержание

 

Сентябрь

«Осенние мотивы»

1.       Формировать умение двигаться в паре лёгким подскоком.

2.       Услышать светлую грусть в музыке.

3.       Продолжать расширять певческий диапазон.

4.       Познакомить с песней лирического характера, начать разучивание.

5.       Продолжать формировать навык протяжного пения. Работать над чистотой интонирования.

6.       Совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах.

«Осень в саду»

«Путешествие в осенний лес»

 «Золотая осень»

 

Октябрь

«Осень разная бывает»

1.       В творческих движениях передать разное настроение пьесы.

2.       Познакомить с тремя разными пьесами. Определить о чём они рассказывают.

3.       Начать разучивание новой песни. Отрабатывать синкопированный ритм.

4.       Закрепить навык выразительного, дружного исполнения песни.

5.       Совершенствовать навык исполнения песни с движениями.

«Дождик»

 

«Осенняя фантазия»

«Весело – грустно»

Ноябрь

«Сказка в музыке»

1.       Продолжать пополнять запас знаний о средствах музыкальной выразительности.

2.       Расширять певческий диапазон. Чисто интонировать .

3.       Начать разучивание новой песни. Понимать о чём поётся.

4.       Передавать в движении легкость, подвижность музыки.

5.       Закреплять умение передавать в движении игровой образ.

«Сказочные звуки»

«Кто рассказывает сказки»

 «О чём сказка»

Декабрь

«Вот и зима»

1.     Побуждать к выразительному исполнению знакомых движений. Запоминать последовательность движений.

2.     Развивать представление о жанре. Говорить о характере музыки.

3.     Познакомить с новой песней, начать разучивание.

4.     Способствовать развитию умения петь с движением.

5.     Побуждать детей к активному участию в игре. Совершенствовать навыки игры на бубне.

«Скоро Новый год»

«Новогодняя ёлка»

 

Январь

 «Игрушки на ёлке»

1.     Формировать навык лёгкого, свободного движения под весёлую музыку.

2.     Продолжать тренировать голос в пении стаккато и глиссандо.

3.     Исполнять песню с солистами, ритмично подыгрывать на треугольниках.

4.     Способствовать творческому самовыражению через пластику движений.

5.     Побуждать детей к сольному исполнению на бубне. Закреплять навык движения в хороводе.

«Мы поём и пляшем»

 

«В зимнем лесу»

Февраль

«Настроение в музыке»

1.       Слышать и передавать в движениях изменения в музыке.

2.       Совершенствовать умения петь с движением в хороводе.

3.       Способствовать развитию творческих способностей через движения под музыку.

4.       Развивать навыки игры на знакомых музыкальных инструментах.

5.       Побуждать к творческой активности. Развивать коммуникативные качества.

«Волшебный сундучок»

«Музыкальные загадки»

«Любимые животные»

Март

«Моя мама».

1.       Воспитывать любовь, бережное отношение к маме через разные виды искусства (музыка, поэзия, живопись).

2.       Побуждать детей петь с нежностью, проникновенно песню о маме.

3.       Активизировать детей в играх. Способствовать развитию умения ритмичного исполнение движений.

4.       Развитие певческих навыков, внимания.

5.       Продолжать учить петь легко, спокойно, с чёткой дикцией.

6.       Формировать умение сравнивать пьесы с похожим названием.

7.       Познакомить с новой игрой. Разучить слова и мелодию.

«Цветы для мамы»  

«Золотые ворота»          

«Весенняя капель»

Апрель

«Наши любимцы»

1.       Пополнять запас музыкальных впечатлений. Знакомить со средствами изобразительности в музыке.

2.       Воспитывать доброе отношение к животным.

3.       Развивать чувство ритма.

4.       Вспомнить песню с прошлого года. Исполнять выразительно.

5.       Побуждать детей выразительно исполнять имитационные движения.

«Кто с нами рядом живёт»

«В зоопарке»

«Карнавал животных»

Май

«Добрая сказочка»

 

1.       Совершенствовать умение двигаться четко под музыку вместе со всеми.

2.       Развивать музыкальную память. Говорить о музыкальном образе.

3.       Услышать в музыке добрые, светлые нотки, рисующие добрых волшебников.

4.       Продолжить разучивание песни. Пение по подгруппам.

5.       Привлечь детей к подвижной игре. Вызвать положительные эмоции.

«Добрые волшебники»

«Вот оно, какое наше лето!»

 

Раздел 3. Содержание психолого-педагогической работы по реализации программы «Талантливый ребёнок»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

«ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЁНОК»

Программы, технологии

Методические пособия

 

1Примерная основная образовательная программа дошкольного образования  «Успех». Науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г.Асмолов; рук. авт. колл. Н.В.Федина. - М: Просвещение. 2010г.

2.«От рождения до школы» \ под  редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

 3.Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999.

4.Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.

5.Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6.Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.

 7.Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. — М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010

3.Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2005-2010.

4.Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

5.Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб. - метод. пособие. - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.

6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).

7. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.

8. Петрова В.А. МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

9. Петрова В.А. «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ И ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЁНОК!»

Планируемые результаты освоения детьми дополнительной дошкольной образовательной программы «Юные таланты» описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К семи годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Интегративное качество «Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности»

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Музыка»

Узнает мелодию Государственного гимна РФ.

Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.

Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.

Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).

Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).

Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.

Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

 

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ»

Мониторинг развития музыкально одарённых детей проводится музыкальным руководителем. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в разделе образовательной программы «Юные таланты».

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития музыкально одарённых детей в рамках образовательной программы «Юные таланты» Приложение 1.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса.

Предлагаемая система мониторинга поможет музыкальному руководителю объективно оценить уровень музыкального развития дошкольников, учитывая их возрастные особенности, осуществить индивидуальный подход, спланировать перспективные линии в образовании конкретного ребенка.

Мониторинг развития музыкальных способностей детей осуществляется, с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводится путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников по следующим направлениям:

        восприятие музыки

        звуковысотный слух

        пение

        чувство ритма

        музыкальное творчество

Диагностику следует проводить 2 раза в год в ноябре и апреле, в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – игровые ситуации, дидактические игры, экспериментальные ситуации. Диагностические задания для  исследования уровня музыкальных способностей детей дошкольного возраста представлены в Приложении 2. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы.

 


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Талантливый ребёнок»

Формы работы

 

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Лекции

«Комплексный подход к музыкальному воспитанию в детском саду»

«Влияние классической музыки  на  эстетическое воспитание ребенка».

«Праздники – это мосты от взрослых к детям».

 

«Влияние искусства на эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников».

«Войти в мир искусства».

Советы по продолжению занятий музыкой в школе

«Домашний концерт».

«Музыкальная терапия для всей семьи».

 

Консультации

 

«Колыбельная песня для ребенка».

 

«Растем и развиваемся с музыкой».

 «Ритм в музыке, в природе - движение жизни».

«Развлечение - одно из ярких компонентов содержания повседневной жизни ребенка».

«Влияние классической музыки  на  эстетическое

воспитание ребенка».

 

«Как провести день рождения ребенка дома?» Индивидуальные консультации  по подготовки ребенка к празднику.

«Детский праздник в семье: рецепты хорошего настроения». Индивидуальные консультации  по подготовки ребенка к празднику.

 

Беседы

 

Создание домашнего оркестра.

Организация домашней фонотеки.

 «Как сочинить песенку»

«Театрализованная деятельность в детском саду».

«Ритмическая мозаика и театр».

«Поведение детей и родителей на праздниках, как основной принцип уважения друг к другу». Беседа о музыкальных способностях детей

«Как помочь ребенку преодолеть страх перед публичным выступлением»

«Какие песни из репертуара детского сада Ваш ребенок поет дома?»

Стенд «Музыка и дети»

 

«Талант с колыбели»

«Остановись мгновенье»

«Яркие звёздочки»

«Жемчужины»

«Юные дарования»

Фотовыставка «Мир сказки».

 

Фотовыставка «День знаний». «Рисуем музыку осени».

 «Рисуем музыку Весны».

Анкетирование

 

«Музыка в вашей жизни».

«Праздники в детском саду».

«Какая музыка звучит в Вашем доме?»

Результаты музыкального воспитания детей.

 

Практическая работа

 

Привлечение родителей к поделке музыкально-   дидактического материала в музыкальные уголки.

 

Пошив костюмов  праздникам совместно с родителями.

Приобщение родителей к оформлению зала          

к празднику

Демонстрация детских музыкальных инструментов и советы по приобретению их для детей.

Открытые мероприятия

Совместный праздник

Приглашение на занятие кружка «Юные таланты».

День открытых дверей

« Взрослые - детям» показ кукольного    спектакля родителями.

 

Отчет работы кружка «Юные таланты»

 

Рекомендации

1 . Охрана детского голоса.

2 . Домашний концерт.

3. Играйте вместе с детьми.

Поощрения

 1.Благодарственные письма за активную помощь в подготовке к праздникам.

 2. Грамоты.

 3. Подарки детям.


ЛИТЕРАТУРА

 

1.                   «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 2009.

2.                   «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2008 г.

3.                  Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 2008 г.

4.                  Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 2010.

5.                  Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

6.                  Готсдинер А. Музыкальная психология. — М., 2008.

7.                  Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

8.                  Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

9.                  Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

10.               Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.

11.               Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Серия «Ладушки» - «Композитор», Санкт-Петербург, 2010.

12.               Корчак Я. Как любить ребенка. — Калининград, 2002.

13.               Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия, Москва – Воронеж; 2009.

14.               Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

15.               Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия равзития, 2010..

16.               Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

17.               Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

18.               Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

19.               Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.

20.               Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 2009.

21.               Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

22.               Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

23.               Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. – М., 2010.

24.               Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 2009,

25.               Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 2009.

26.               Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 2007, № 8

 

 

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности "Мой ребёнок - талантливый художник!"

В группе любого ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться своими художественными способностями от других детей группы.Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она во...

Буклет "Талантливый ребёнок"

Буклет можно использовать как консультацию для родителей, так и для педагогов....

Родительское собрание «Мой ребёнок - талантливый ребёнок»

Цель: помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, как основы развити...

«Как распознать талантливого ребёнка» тест-анкета

ТЕСТ-АНКЕТА  «Как распознать таланты ребёнка?» У вашего ребёнка технические способности, если он:интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;любит ко...

Консультация для воспитателей «Талантливый ребёнок в группе детского сада»

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренност...

Программа по развитию одарённости у детей дошкольного возраста Талантливый ребёнок

При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как ...