Формы работы с семьей
консультация по теме

Татарникова Галина Михайловна

Рекомендации педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_semey.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с семьей

  • Презентация работы группы, ДОУ                                                            

  Цели: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, основными документами (уставом, программой развития и т. п.), группой, реализуемой в ней программой, педагогами. Показать (фрагментарно), основные виды детской деятельности.

  • Открытые занятия с детьми для родителей

Цель: Познакомить родителей со спецификой и структурой проведения занятий.

При проведении занятия воспитатель может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может сто-то рассказать  гостю, ввести его в круг своих интересов)

  • Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она  может  использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, на консультации и т.п.

Цель: Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль  здесь отводиться воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется начать беседу с нейтральных вопросов, затем переходить к нейтральным темам.

  • Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию. Стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут бать плановыми и неплановыми, индивидуальные и групповыми.Плановые проводятся систематически: 3-4 консультации в год в каждой группе и столько же общих консультаций. Продолжительность консультаций – 30 -40 мин.

  • Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной  в данный момент теме на данный момент; На собрание привлекаются медицинские работники  или другие специалисты, включаются сообщения родителей об опыте семейного воспитания, обсуждаются организационные вопросы.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4  групповых собрания. Готовят их, как правило, оба воспитателя по очереди. Продолжительность – 1,5 часа.

  • Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их.  Это дает возможность  родителям не только накапливать  профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения между педагогами и родителями.

Например. Конференция для пап «Самый дорогой мой человек».

1.Прослушивание записи бесед с детьми о папах.

2. мнения специалистов по поводу высказанных проблем

3. Конструирование и анализ поведения отца в  жизненных ситуациях.

4. Практическое задание: за три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

  • Родительские вечера

Проводятся 2-3 раза в год. Они прекрасно сплачивают коллектив родителей. Это праздник общения с родителями друзей твоих детей, это праздник воспоминаний собственного детства и своих детей, поиск ответов на вопросы, которые ставит жизнь.  Темы родительских встреч могут быть следующими:

- Будущее моего малыша. Каким я его вижу?

- Праздники в нашей семье.

- «Можно» и «Нельзя»  в нашей семье.

- Песни нашего детства и песни наших детей.

- Вопросы наших детей которые ставят в тупик.

-  Фотографии нашего детства.

Красиво организованный родительский вечер может сделать то, что не сделает беседа или хорошо организованная консультация. Непринужденная беседа,  душевность, отсутствие назидательности  способствует тому, что родители откровенно говорят о свои проблемах, спрашивают совет, предлагают свою помощь и поддержку тому, кто в ней нуждается.

  • Родительские чтения

Очень своеобразная форма, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим  изучать литературу по проблеме. Родители читают книги,  и через определенный период времени они участвуют в родительских чтения по книгам которые они прочли.

  • Устный журнал

Форма проведения встречи с родителями, которая имеет свои рубрики (страницы) как обычный журнал. Например, «Советы специалиста», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Это интересно знать». Каждая страница – это устное сообщение с иллюстрациями: фотографиями, поделками детей и взрослых, видеоматериалами.

  • Наглядная пропаганда

- Дни открытых дверей;

- Наблюдение за деятельностью воспитателя и детей;

- дежурства: участие в экскурсиях, прогулках, проведение праздников, досугов и т.п.

- информационные стенды.

Методы активизации воспитательного опыта родителей

  1. Обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос   настроит родителей на размышление. Например: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка: в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»
  2. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску наиболее подходящего родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство такта.  Например, родителям предлагается следующая ситуация: «Вы наказали ребенка, а позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так».
  3. Ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяют обогащать родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Покажите, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком (обидевшим сверстника) и др. 1
  4. Тренинговые  игровые задания и упражнения: дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать наиболее удачные, заменить  нежелательные формы обращения на конструктивные. Н-р, вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина». Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение…» Н-р, Воспитатель бросает родителю мяч, говоря: «Хорошо учится в школе – это значит…» или «Особенности моего ребенка – это…»
  5. Анализ родителями детского поведения  помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных особенностей: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»
  6. Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью», «Был ли у вас подобный случай? Расскажите о нем» или «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний». Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в воспитании, соотносить их с опытом других родителей.
  7. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует эмоциональному сближению детей и родителей, получению детьми и родителями опыта партнерских отношений.

Идеи по вовлечению родителей в совместное сотрудничество

  1. Первые визиты в детский сад. Перед тем, как ребенок начнет посещать детский сад, инициируйте посещение родителей группы для знакомства с педагогами и другими детьми.
  2. Вводные собрания. После того, как ребенок запишется в группу, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с другими родителями и узнать о ежедневных мероприятиях, правилах совместной жизни взрослых и детей, другую полезную информацию от специалистов детского сада.
  3. Посещения на дому. Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать ребенка и его семью в домашней обстановке.
  4. Когда приводить и забирать ребенка. Воспитатель может составить расписание дня так, чтобы время, когда детей приводят и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
  5. Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с родителями.
  6. Конференции родителей и воспитателей. Конференции – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и дать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования программ развития и воспитания.

Используйте письменные формы общения

  Когда нехватка времени мешают вам встретиться с родителями лично или у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам  помогут некоторые формы письменного общения. В некоторых случаях бывает полезно дать информацию родителям в письменном виде:

  1. Брошюры. Брошюры помогают родителям получить подробный ответ на интересующую информацию.
  2. Пособие. Пособия позволяют развивать ребенка (память, речь, руку и т.д.). Семьи пользуются этим пособиям в течение всего года.
  3. Бюллетень. Бюллетень можно распространять раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях в детском саду, потребности в добровольцах и другие новости.
  4. Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о успехах, любимых занятиях ребенка, заданиях на дом.
  5. Неформальные записки. Педагоги могут также посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, или поблагодарить семью за оказанную помощь. Семьи также могут посылать записки, выражающие благодарность или содержание просьбы.
  6. Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях и мероприятиях, расписании на день, советы родителям и другую информацию о том, что происходит в детском саду.
  7. Информация для родителей и обучение их. Педагоги предоставляют родителям информацию на интересующие их темы в виде памяток, статей, поведение  лекториев  в «Маминой школе».
  8. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Некоторые мероприятия могут быть организованы с чисто социальной целью – дать возможность родителям и педагогам найти время немного расслабиться и ближе познакомиться друг с другом.
  9. Обмен литературой. Программы могут создать библиотечку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Советы по активизации работы с родителями.

  1. Создавайте условия и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать.
  2. Уважайте роль родителей. Укрепляйте взаимное уважение между педагогами и родителями.
  3. Поощряйте участие родителей. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в работе.
  4. Старайтесь разнообразить виды участия родителей – проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.
  5. Позвольте семьям самим решать, как они могут помогать работе наилучшим образом. Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их воспитание детей ценится, и что любой вклад с их стороны приветствуется.
  6. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала взаимодействия.
  7. Будьте терпеливыми. Участие родителей – возможно, новая область для воспитателей и семьи, а на развитие новых контактов требуется время. Работа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
  8. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка и семьи и давайте положительное  подкрепление. Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения того, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка  и семьи. «…даже опытные родители и воспитатели нуждаются в позитивном подкреплении друг друга относительно их уникального вклада в развитие ребенка».
  9. Поддерживайте тесные контакты. Сделайте так, чтобы каждый воспитатель разговаривал с родителями каждого ребенка, по крайней мере раз в неделю.
  10. Выражайте свою признательность. Давайте родителям знать, что вы цените их участие.
  11. Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольной жизни. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев и сестер и других членов семьи.
  12. Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
  13. Учитесь навыкам сотрудничества. Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.
  14. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе. Семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими учреждениями, которые обеспечивают детей и родителей необходимыми услугами (например,  школой - компьютерный класс, иностранный язык), и службой здравоохранения (Феникс, физкультурный диспансер, спортивные школы), культурными центрами (театр кукол, экскурсионное бюро).
  15. Обеспечивайте посещение родителями собраний. Назначайте время проведения собраний таким образом, чтобы это было в интересах семей.
  16. Создайте консультативную группу из числа родителей. «Чем выше степень вовлечения людей в разработку решений, непосредственно влияющих на них, тем охотнее они будут участвовать в их реализации» (К. Левин). Несмотря на то, что педагоги, занятые в процессе развития детей раннего возраста, могут быть хорошими специалистами в своей области, родители, со своей стороны, имеют собственные требования к развитию своего ребенка и являются в конечном счете «потребителями» достигаемого результата. Опыт показывает, что в тех случаях, когда семья может сказать свое веское слово,  результат, может быть значительно улучшен в силу того, что члены семьи вносят свои конструктивные предложения.  

Рекомендации по содержанию наглядной информации для родителей:

1.Родительский уголок содержит  материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.

2. «Наша жизнь идёт день за днём». Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде фотографий, рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например.,«Сегодня Серёжа спросил : почему сахар сладкий?), текста песенки выученной на занятии, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д.Материал постоянно обновляется. На нём могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку» (текст) и т.д.

3. «Наши родители советуют» (название произвольное). В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (например ,давайте сводим детей на экскурсию и т.п), поделиться опытом (например ,профилактика простуды и т.д: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией ( в выставочном зале проходит неделя детской книги..), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д.Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос). Решение принимает родительское собрание.

4. «Права детей» Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении , в семье, адреса и телефоны , куда можно обратиться за помощью, официальные документы.

5. Режим возрастной группы . Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например

Прогулка: если целевая, то на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки-впечатления детей, возможен фотомонтаж, «репортаж с прогулки», рисунки детей и комментарии к ним и т.д.

6. Выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д. Выставки также могут работать, демонстрируя родителям важный раздел программы, например: «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль»,

7. Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи;  благодарность добровольным помощникам и т.д.

8. Памятки для родителей.

9. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

10. Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

11. Доска объявлений.  На неё помещается только официальная информация (собрание, родит. плата. и.т. д)

7. Меню.  Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями, сделав второй карманчик, в который родители, педагоги могут поместить оригинальные рецепты своих «фирменных блюд».

 В меню детского сада например, завтрак : «Любимая каша» Маши.С, Артёма Ш, Стёпы Ф) -манная.

 Или обед: плов (в советах родителей помещают оригинальные рецепты плова) .

8. Раздел для информации о занятиях

 Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т. д.) Готовит инструктор по физической культуре.

 Музыкальные занятия (готовит музыкальный руководитель) -репертуар занятия, какие произведения слушали. Можно предложить кассету для прослушивания в условиях дома с аннотацией музыкальных произведений.

9. Психолог, медицинский работник, узкие специалисты готовят материалы для папок передвижек.  Раз в квартал возможен выпуск специального журнала для родителей по актуальной теме. Эти журналы даются во временное пользование отдельным семьям на одну-две недели. После изучения родителями материала с ними проводится беседа по данному вопросу.

 Помимо стенда хорошо так же иметь  стол для газет и журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на КМО из опыта работы: "Формы работы с семьей по изучению второго языка"

В данном материале излагаются необходимые рекомендации родителям для гармоничного развития дошкольника....

Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

Формы работы с семьей по внедрению оздоровительных мероприятий в семье

В своей работе я стараюсь раскрыть современнын подходы по оздоровлению детей в детском саду....

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Работа с родителями «Использование разнообразных форм работы с семьей в ДОУ»

Цель: установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми; вовлечение семьи в общеобразовательный процесс;Задачи:ü привлечь родителей к активной деятельности, через проведение сов...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек

Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...