"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
презентация к уроку по теме

Крячкова Елена Тимофеевна
*Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к  успешному обучению  в  школе и  к дальнейшей жизни.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sayt.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 269

Ворошиловского района

г. Волгограда

Выступление

на районном методическом объединении педагогов, работающих по программе «Развитие» Л.А. Венгера

на тему: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

                                                               Материал  подготовила:

                                                               старший воспитатель

                                                               первой квалификационной категории

                                                                       Крячкова Елена Тимофеевна

Волгоград

2013-2014 уч.г.

   Социально-коммуникативная  компетентность  –    это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

           Развитие  социально-коммуникативной  компетентности  дошкольников  - важная социальная и  психолого-педагогическая проблема.  

          Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к  успешному обучению  в  школе и  к дальнейшей жизни.  

              Основные направления в   образовательной  работе по социальному   развитию дошкольников по программе «Развитие»  Л. А. Венгера:

  • Развитие игрового взаимодействия дошкольников;
  • Общение со сверстниками;
  • Взаимодействие  дошкольников в НОД;
  • Усвоение социальных норм и правил;

          Определяющий  характер  взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми -  личностно-ориентированная  модель  воспитания, предполагающая  уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация  детей на общечеловеческие ценности.

           Развитие  собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. 

  • Введение ФГОС дошкольного образования  определяет  характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический.

Выделяет  основные принципы дошкольного образования,

направленные  на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

  • содействие и сотрудничество  детей и взрослых, признание  ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей;

 

        ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации  образовательной  области «Социально-коммуникативное развитие»:

Содержание  направлено: 

  • на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

Требования к  условиям  реализации

образовательной  области

«Социально-коммуникативное развитие»:

                   

   

Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
  • Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
  • Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

Инновационные  формы  работы  с  родителями:

  • Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Родительские гостиные;
  • Тренинги по запросам родителей;
  • Клубы по интересам;
  • Родительские конференции;
  • Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
  • Творческие выставки и фотовыставки;
  • Тематические вечера и викторины;
  • Совместные досуги;
  • Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
  • Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
  • Совместное создание мини-музеев.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

  • Создание   атмосферы  доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • Обучение   умению  слушать и слышать другого;
  • Развитие  умения  использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  •  Развитие  у детей навыков общения в различных  жизненных ситуациях;
  • Обучение  умению  использовать  формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  •  Воспитание  доброжелательного  отношения  к сверстникам;
  • Формирование  чувства симпатии между участниками общения;
  • Объяснение  детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
  • Обучение  умению детей владеть собой;
  • Развитие  умения  анализировать ситуацию;
  • Целенаправленное  формирование  у детей коммуникативных  навыков.

 

          ФГОС  направлен на повышение качества и статуса  дошкольного  образования  что  соответственно,  предусматривает профессиональное  развитие  педагогических работников,  повышение их профессиональных и личностных компетенций.  Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог  должен постоянно самосовершенствоваться.

Социальное  развитие  дошкольников к 7 годам по программе «Развитие»  Л.А. Венгера:

  • В  игровом  взаимодействии  дошкольников - развитие сотрудничества в игровых действиях;
  • В общении со сверстниками - избирательное  и устойчивое взаимодействие с детьми, внимателен к собеседнику, даёт более точные  сообщения  сверстнику. Грамотно использует все части речи, строит  сложные  предложения.
  • Взаимодействие  дошкольников в НОД – ребёнок участвует в коллективном создании замысла;
  • Усвоение социальных норм и правил - регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами, отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.

Требования к результатам

(Целевые ориентиры по ФГОС  ДО):

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.;
  • может контролировать свои движения и управлять ими;

Рекомендуемые  инновационные  формы   работы

с детьми  по  «Социально-коммуникативному  развитию»

по ФГОС:

  • Младший дошкольный возраст 
  •  Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
  • Организация сюжетных игр;
  • Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
  • Игры с моделированием;
  • Литература и игра (чтение);
  • Средний  дошкольный возраст 
  • Организация сюжетно-ролевых игр;
  • Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
  • Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
  • Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
  • Старший дошкольный возраст 
  • Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
  • Использование метода проектов.
  • Использование метода коллекционирования.
  • Использование театрализованной деятельности.
  • Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
  • Самостоятельная деятельность детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)

Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОСдошкольного образования»...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с технологией «Мы вместе!».

Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает интересующие его сообщения, про...

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с технологией «Мы вместе!».

laquo;Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с технологией «Мы вместе!»....

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие - это комплексный процесс во время которого ребёнок усваивает традиции, культурные ценности общества или сообщества в котором ему предстоит жить....