Консультация для педагогов ДОУ
статья по теме

Склярова Елена Викторовна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

 

ТЕХНОЛОГИИ

 

В  ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

В  ДОУ

2014 г.

Здоровьесберегающие  образовательные технологии -

это такая организация образовательного процесса

на всех его уровнях,

при котором качественное обучение ,

развитие и воспитание детей

происходит без ущерба их здоровью.

(Н.К. Смирнов)

     

           В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. В работе с детьми используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

           

          Инновационная деятельность в сфере  дошкольной физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает прежде всего использование основ здоровьесбережения в работе с детьми.

          Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности» для здоровья.

          Здоровьесберегающие технологии  представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:

  • здоровьесберегающую структуру ДОУ;
  • оптимальные условия жизнеобеспечения детей;
  • формирование основ здорового образа жизни;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

          Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах :

     1. медико-гигиенической,

  1. физкультурно-оздоровительной,
  2. образовательной,
  3. коррекционной,
  4. спортивно-досуговой,
  5. экологической и др.

          Медико-гигиенические технологии — представляют собой комплекс оздоровительных и реабилитационных мероприятий для дошкольников с функциональными нарушениями различных физиологических структур ( нарушение опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.) и часто и длительно болеющих детей.

Одним из эффективных средств реализации данной технологии является коррекционная гимнастика и лечебная физкультура. Для общеразвивающих упражнений наиболее целесообразно использовать современное реабилитационное оборудование: ортопедические мячи (фитболы), сухие бассейны, мягкие модули, детские тренажеры, а также целесообразно использование обычного спортивного оборудования (гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки и др.)

          Общеизвестно, что физкультурно-оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей. Одна из её  форм  - организация физкультурных занятий на основе полодифференцированного подхода. Такой подход к физическому воспитанию ребенка оправдан с физиологической, психологической и эмоциональной точек зрения, поскольку мужской и женский организм отличаются целым рядом свойств и особенностей.

          В результате применения дифференцированного подхода к организации занятий с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств, корректировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма и динамики становления физических качеств.

            Все большее распространение как средство здоровьесбережения получают различные виды театрализованной деятельности.

          Действенным средством физического воспитания и оздоровления детей по праву считается активный отдых, который способствует предупреждению утомления, повышению резервных возможностей детского организма, улучшению психоэмоционального состояния, активизации двигательной деятельности ребенка.

           На современном этапе в работе дошкольных учреждений широко используется мониторинг физического здоровья ребенка. Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, но и для осуществления последующей коррекционно-реабилитационной работы в ДОУ.

          Особую роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке.  Эта работа включает в себя широкий спектр новых здоровьесберегающих технологий:                 -    работа с цветомузыкальными пособиями,

  • разучивание большого количества песен,
  • регулярное выполнение дыхательной гимнастики,
  • знакомство со сказочными персонажами,
  • участие в музыкальных играх здоровья.

          Благотворное влияние музыки в процессе занятий распространяется на весь организм: центральную нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную  системы, а также на социокоммуникативные и адаптационные механизмы. Использование новых принципов организации и проведения музыкальных занятий способствует обеспечению наибольшего эмоционального комфорта детей.

           Особое внимание уделяется системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам. Формированию у них доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка. Как показала практика, дети 3 — 5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных настольно-печатных,  сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций. Для детей 5 — 7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческих заданий, проявлять творческие фантазии.

           Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

           Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьезберегающей  и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

           Немаловажное значение  в данном аспекте имеет разнообразные формы работы с родителями: игровые родительские объединения, собрания, в которых предусматриваются информационные беседы со специалистами. Игровые практикумы и тренинги, консультации педагогов, дни открытых дверей, школы успешных родителей, здорового досуга, обмен семейным опытом. Все это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....