«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
методическая разработка по теме

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Задачи:

•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.

•         Способствовать использованию в практике современных требований к организации с/р игры.

Предварительная работа: проведение семинара-практикума  для педагогов "Играем вместе с детьми", проведение недели игры во всех группах, тематическая проверка «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры», проведение смотра-конкурса "Кукольная комната", изучение опыта работы педагогов, взаимопосещения, открытые просмотры сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_pedaoveta.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол педсовета №40 от 14 марта 2014 года

Тема:  «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Задачи:

  • Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.
  • Способствовать использованию в практике современных требований к организации с/р игры.

Предварительная работа: проведение семинара-практикума  для педагогов "Играем вместе с детьми", проведение недели игры во всех группах, тематическая проверка «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры», проведение смотра-конкурса "Кукольная комната", изучение опыта работы педагогов, взаимопосещения, открытые просмотры сюжетно-ролевой игры.

План подготовки педсовета:

  1. Подготовка списка рекомендуемой   литературы для изучения педагогами.
  2. Изучение педагогами теоретических материалов по проблеме сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС.
  3. Подготовка выступлений и материалов презентаций.
  4. Подготовка вопросов для рефлексии педагогов, материалов для изготовления макетов игры.
  5. Анкетирование педагогов и родителей.
  6. Подготовка справки по итогам тематической проверки.
  7. Проведение недели игры и смотра-конкурса "Кукольная комната", оформление итогов, подготовка дипломов и грамот.

План педсовета.

  • Анализ выполнения решения предыдущего педсовета. (старший воспитатель Невтеева С.В.)
  • Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности» (старший воспитатель Невтеева С.В.)
  • "Что такое социализация дошкольника?, важность игры в социализации дошкольника" ( воспитатель Кандаурова Т.А.)
  •  «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»  ( воспитатель Галкина В.Н.)
  • Условия организации сюжетно-ролевой  игры в ДОУ на современном этапе. (брейн-ринг воспитатель Кулакова И.С.)
  • Итоги тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры (старший воспитатель Невтеева С.В.)
  • Итоги смотра-конкурса "Кукольная комната"  (старший воспитатель Невтеева С.В.)
  • Представление опыта работы педагогов ДОУ по созданию оборудования к сюжетно-ролевым играм. (Юрова Л.И., Алексеева Н.А.- магазин, Галкина В.Н. -уголок уединения, Авдеева И.Н.-макеты) Опыт работы педагогов ДОУ Сорочинска.
  •  Экспресс-опрос педагогов
  • Рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта.
  • Домашнее задание. (представить макет и атрибут сюжетно-ролевой игры для своей группы на слайдах или в рисунках, оригинал приветствуется)
  •  Принятие решения.

Полезные ссылки для подготовки макетов:

http://blagkolosok28.ucoz.ru/publ/razrabotki_pedagogov_dou/ispolzovanie_maketov_v_sjuzhetno_rolevoj_igre/3-1-0-4

http://www.maaam.ru/detskijsad/maket-igra-domashni-i-lesnye-zhivotnye.html

http://www.maaam.ru/obrazovanie/syuzhetno-rolevye-igry/page4.html

http://festival.1september.ru/articles/515489/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/atributy-dlya-syuzhetno-rolevykh-igr-svoimi-rukami-0

Ход педсовета:

1.Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с итогами выполнения решения педсовета от 30.11.2013 года. Она рассказала, что из-за ремонта во многих группах нет возможности  разместить игровые уголки, уголки экспериментов, соответственно нигде нет уголка экспериментов в соответствии с требованиями, поэтому педагогам необходимо актуализировать данную деятельность. Решили: оформить экспериментальные уголки в соответствии с требованиями и ФГОС.

 Срок до мая 2014 года, всем воспитателям.

2.Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с вступительным словом к педсовету:

 «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила  во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и  для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС  игра рассматривается  как  один из сквозных механизмов развития ребенка,  как важное средство его социализации. При этом одним из целевых орентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок  должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;" Думается, что соседство этих фраз не случайно.

 Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).

 Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ, а теперь и ФГОС вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?  Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.

2. Слушали воспитателя Кандаурову Т.А. с докладом и презентацией "Что такое социализация дошкольника? Какова важность игры  для социализации дошкольника"  Она напомнила педагогам основные понятия процесса социализации ребенка-дошкольника, пути и условия социализации. (доклад прилагается)

Слушали вопитателя Галкину В.Н. В  с докладом «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО» Она свой доклад посвятила теоретическим основам теории игры.

«В свете современных требований выделяются два возможных  пути  организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.(доклад прилагается)

3. Слушали воспитателя Кулакову И.С. Она напомнила педагогам  основные условия организации с/р игры на современном этапе в свете ФГОС ДО. И сделала вывод о том, что для организации сюжетно-ролевой игры необходимо:

  1. Выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)
  2. Организация игрового пространства.
  3. Наличие игрушек.
  4. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту детей.

Педагогическая ценность макета в организации предметно-игровой среды ДОУ. Так же она познакомила  педагогов с оригинальным способом зонирования группы используя макеты. «Макет-это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).

Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:

-удовлетворять свои интересы;

-реализовывать свои возможности;

-создавать игровой сюжет и реализовать его;

-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

  1. Макеты-модели:

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость  с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).

  1. Макеты-карты:

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки0 и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.

-Ландшафтный макет-карта-это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т.д.

«Универсальный» макет-это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата.

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения различных объектов.

У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух или Баба - Яга.

Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).

В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.

Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т.д.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

Макет-это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках), настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем). Вывод:Подводя итоги, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.(доклад прилагается)

  1. Слушали  старшего воспитателя  Невтееву С.В. с итогами   тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры» (справка прилагается)

По итогам тематической проверки педсовет решил: 

1. В подготовительной группе необходима расположить предметно-пространственную предметную среду в соответствии с требованиями ФГОС, поточным принципом (до 15.03.14 год) Ответственный ст.воспитатель Невтеева С.В.

2. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации  необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты,  побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации. Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной  сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (постоянно; ст.воспитатель Невтеева С.В.)

4. Воспитателю Коваленко Н.П. повысить свой профессиональный уровень знаний и умений по данной теме через изучение методической литературы, посещение открытых показов, активное участие в методической работе МДОУ, организации предметной развивающей среды особенно (до мая 2014 год)

5. Во всех возрастных группах дошкольного возраста воспитателям использовать в общении с детьми личностно-ориентированный подход, предполагающий демократический стиль общения в различных видах деятельности (постоянно)

7. Во всех возрастных группах планировать и  проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п.(постоянно)

8. Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах. Срок: до мая, всем воспитателям.

9.Продолжить срок проведения смотра-конкурса «Кукольная комната» до мая 2014 года. Ответственные: воспитатели.

  1. Слушали  старшего воспитателя  Невтееву С.В. с итогами   смотра-конкурса "Кукольная комната"  (старший воспитатель Невтеева С.В.) Победители конкурса не были определены, т.к. во многих группах не созданы условия для игры из-за ремонта, поэтому решено продлить сроки конкурса до мая 2014 года.

Решение: Продлить сроки конкурса «Кукольная комната» до мая 2014 года, подвести итоги конкурса на итоговом педсовете. Срок: до мая 2014 года Ответственные : ст.воспитатель Невтеева С.В.

  1. Представление опыта работы педагогов ДОУ по созданию оборудования к сюжетно-ролевым играм.

Слушали Юрову Л.И.,  воспитателя 2 младшей «б» группы Она познакомила педагогов с опытом оформления предметно-развивающей среды, а конкретно сюжетно-ролевой игры «Магазин», показала на слайдах и оригинале варианты изготовления атрибутов этой игры.

Слушали  Галкину В.Н.  она познакомила педагогов с опытом создания -уголка уединения,

Слушали  Авдееву И.Н.. Она представила вниманию педсовета изготовленные макеты «Кукольной комнаты».

Слушали  Невтееву С.В. Она представила опыт работы педагогов Сорочинска по изготовлению пособий к игре «Магазин».

Решили: Изучить опыт изготовления атрибутов и пособий педагогов и внедрить в собственную работу с детьми. Срок: до мая 2014 года. Ответственные: педагоги

 Затем был проведен экспресс-опрос педагогов по заранее объявленным вопросам и обсуждение проблемы игрового развития детей в современном мире.

 Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям

5.Слушали  старшего воспитателя с сообщением о «Что такое ФГОС ДО» (выдержки из интервью разработчика ФГОС ДО А. Асмолова), так же познакомила с приказом о внедрении ФГОС ДО, составом рабочей группы по внедрению ФГОС, о плане мероприятий по внедрению ФГОС.

Решили: Изучить нормативную базу ФГОС, начать работу рабочей группы по составлению «дорожной» карты по внедрению ФГОС в ДОУ.

6.Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с вопросом о кандидатурах на награждение педагогов государственными, ведомственными наградами в 2014 году.

Решение: Обсудив кандидатуры, выдвинутые коллективом, педсовет решил представить на награждение следующих педагогов:

  • Грамота Минобрнауки РФ - Невтеева С.В.;
  • Грамота Министерства образования оренбургской области-Алексеева Н.А.- Юбилей 50 -летие;
  • Почетная грамота Курманаевского района -Тлеушева О.В.
  • Почетная грамота Отдела образования - Галкина В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО        Социальное развитие ребенка в ДОО сов...

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона...

Конспект педсовета «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности....

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» в рамках ММО музыкальных руководителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...