Конспект педсовета «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
методическая разработка

Александрова Елена Владимировна

Педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический Совет № 2 

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» 

Форма проведения: Деловая игра

 
Дата проведения: 12 декабря 2019 года



Аннотация: педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности. 


Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах руководства и планирования сюжетно – ролевой игры детей. 


Задачи: 
- Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка. 

- Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевой игры. 


Предварительная работа: 

- Подготовка списка рекомендуемой литературы для изучения педагогами по теме педсовета.

- Изучение педагогами теоретических материалов по проблеме сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС. 

- Семинар – практикум: «Организация сюжетно – ролевой игры в ДОО»

- Тренинг – решение «Сюжетно – ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

- проведение смотра-конкурса уголков в  группах ДОО «Сюжетно-ролевые игры». 


План проведения педсовета:

- Вступительное слово «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»

- Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.

- «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

- Условия организации сюжетно-ролевой игры в ДОО на современном этапе

- Экспресс-опрос педагогов

- Итоги смотра-конкурса уголков в возрастных группах ДОО «Сюжетно-ролевые игры»

- Деловая игра «Повышение компетенции педагогов по сюжетно – ролевой игре»

- Принятие решения. 


Ход педагогического совета:

1. Заведующий: - Добрый день, дорогие коллеги. Вступая в инновационную деятельность на тему социального развития детей в ДОО нам необходимо разобраться,  что же такое социализация детей, какие формы, методы и приемы должен вводить в свою деятельность педагог, чтобы воспитать в детях социальные компетенции.

В связи с вступлением в силу нового ФГОС ДО впервые так много внимания стало уделяться созданию условий для развития игровой деятельности дошкольника. Что такое игра в свете ФГОС?  Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры детей, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

 

2. Подведение итогов предыдущего педсовета. (Старший воспитатель)

3. Старший воспитатель: - Прежде нам необходимо определить для себя, что такое социализация ребенка-дошкольника, какова важность игры для социализации дошкольника. Сообщение по данной теме нам подготовила педагог – психолог

Доклад педагога - психолога «Социализация дошкольника в ДОО»

Социальное развитие ребенка в ДОО современная наука и практика рассматривают как сложный процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Формируя социальное поведение ребенка, педагоги руководствуются специальными целями:

-  воспитывать у дошкольников представления о нормах поведения в

обществе;

-  приобщение к миру людей;

-  содействовать социализации личности ребенка.

Социальное развитие детей дошкольного возраста - новое направление в отечественном образовании. В педагогической деятельности ДОУ оно осваивается с учетом социальных доминант:

-  у ребенка формируется уверенность в своих возможностях {он нужен окружающим, его любят);

-  развивается чувство собственного достоинства и свободы (он выбирает друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

-  воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим (терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям  сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

-  у воспитанников ДОО развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОО необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОО отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОО:

-  педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;

-  педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к

окружающим;

- педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует социальную компетентность.

Базовые социальные навыки ребенка в ДОО:

-  навык соблюдать правила этикета;

-  навык соблюдать правила безопасности;

-  навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

-  навык соблюдения общих правил, договоренности;

-  навык применения позитивных способов решения конфликтных  ситуаций.

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко МИ. Смирновой Е. О.. Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

-  умение ребенка войти в детское общество:

-  умение ребенка действовать совместно с другими;

-  умение следовать и уступать общественным нормам;

-  умение ребенка контролировать свои желания и др.

Уровень социального развития ребенка в ДОО возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:

-  интерес ребенка к себе;

-  интерес к сверстникам;

-  отношение ребенка к группе детского сада и др.

Игра – как форма социализации ребёнка.

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями» . Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогащает дошкольников новыми впечатлениями, будет способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Детям нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

4. Старший воспитатель: - Спасибо, Наталья Алексеевна.  Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе так же остаются актуальны.

«Условия организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе»

Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевую игру в современных условиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек).

2. Организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям)

3. Наличие игрушек.

- Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т.д.). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – поэтому они называются – сюжетными

- Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемую в труде, средства связи и информации.

- Игрушка – забава. Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

- Маскарадно – елочная игрушка. (Она лишь чем – то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки) Но этого достаточно, что бы дети играли, жили в образе.

- Спортивно – моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания

- Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.

- Театральная игрушка. Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышле6ние, воображение, способность воспроизведения.

- Дидактическая игрушка предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные картинки)

- Строительный материал. Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.

- Игрушка – самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху. 

Требования к игрушкам:

- побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость

- быть динамичной

- отражать здоровый юмор,

- быть окрашеным стойкими, безопасными красками,

- легко подвергаться обработке.

4. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования: это прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства.

Необходимо заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры 

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра. 

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. 

3. Выполняйте требования СанПиН 2.4.1.1249-03 о режиме дня 

4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа. 

5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры 

6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями. 

7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве. 

8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике. 

9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками. 

10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства. 

11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть». 

12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей. 

13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. 

14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Сюжетно-игровую среду для своих воспитанников необходимо «строить» совместно с родителями. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей, и для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В практике работы ДОУ используются разные формы сотрудничества с семьёй. Исходя из актуальности вовлечения родителей в образовательный процесс, необходимо подключать их к созданию сюжетно-игровой среды группы.

Эта работа проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с воспитателями и группой в период адаптации детей.

2. Родительское собрание, с целью обогащения сюжетно-игровой среды группы.

3. Работа с родительским комитетом.

Постепенно, в ходе решения поставленных задач, нам удалось привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу. С помощью пап и мам мы сформировали игровую, экологическую, учебную, физкультурную, музыкально-театральную зоны и начали их обогащение.

Создавая игровую зону, необходимо расширять гендерные представления детей, воспитать в процессе игры уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, углублять представления детей о семье и её истории, воспитать любовь к родным людям, дать представление об основных профессиях людей. Главная задача игрового уголка — научить детей общаться друг с другом.

Механические, электронные игрушки приближают ребёнка к современной науке и технике, расширяют технический кругозор, поэтому для мальчиков целесообразно будет создать игровую зону с машинами, дорожными знаками, разметкой, разнообразными видами конструктора. 

Важные составляющие предметно-развивающей среды для девочек в детском саду: 

- уголок ряженья с атрибутами (бижутерия, сарафаны, платья, платки); 

- кукольный уголок; 

- больница; 

- салон красоты; 

- магазин; 

- кафе. 

Для девочек необходимо наличие в группе уголка для рисования (центр творчества). Театрализация в различных видах, наборы животных, мелкие игрушки для проигрывания сюжетов, игрушечные домики и куклы, музыкальные инструменты. 

5. Старший воспитатель: -Коллеги, для разминки этой темы, предлагаю провести экспресс-опрос (с использованием мяча). Под быструю музыку мяч передается из рук в руки. По окончании музыки, в чьих руках остается мяч, тот отвечает на вопрос.

1. Перечислите предпосылки сюжетно-ролевой игры. 

Ответы: ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная. 
2.
Назовите этапы становления сюжетно-ролевой игры. 

Ответы: воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение. 
3.
Назовите компоненты сюжетно-ролевой игры. 

Ответы: сюжет, содержание, роль. 

4. В каком международном документе зафиксировано право на игру? Ответ: Конвенция о правах ребенка, статья 31. 

5. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры?

Ответ: внимание, память, мышление.

6. Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом

Ответ: магазин, поликлиника, кафе, школа, парикмахерская, автосервис и т.д., общественно-политическим сюжетом - в войну, в индейцев, в митинг, в выборы, в спасателей и т.д.

7. Творческий характер игры определяется наличием …?

Ответ: замысла.

6. Итоги смотра – конкурса уголков в возрастных группах ДОО «Сюжетно – ролевые игры» (Справка по итогам смотра прилагается. См. Приложение 1)

7.ДЕЛОВАЯ ИГРА

Старший воспитатель: - Коллеги, сегодня в рамках педсовета проводится деловая игра «Повышение компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о сюжетно-ролевых играх и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.

Оценивать выступления команд будет жюри: заведующий - , педагог – психолог -, педагог – организатор -  .

Организационный момент: - Предлагаю отправиться в путешествие по области «Социализациально – коммуникационная» на поезде под названием «Игра».

Станция первая «Размышляй - ка»

- Все мы знаем, что результативность нашей профессиональной деятельности зависит от того насколько правильно мы подобрали методы и приемы обучения.

Перед вами 2 –е доски «Методы» и «Приёмы». А это карточки, на которых напечатаны методы и приемы. Одна команда выбирает методы, другая приемы.

Вспомним что методы обучения это –

(Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на достижение ими образовательных целей. Прием – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Станция вторая «Отвечай-ка»

Викторина «Вопрос - ответ»

1. Основа сюжетно ролевой игры – это вооброжаемая ситуация, которая включает в себя ….(сюжет, роль и игровые действия)

2. Этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

3. В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяют три типа игрового материала, какие? (предметы – оперирования, игрушки-персонажи, маркеры (знаки) игрового пространства)

4. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль… (взрослого человека)

5. Назовите 3 сюжетно – ролевые игры :

5.1. с производственным сюжетом… (магазин, больница, автосервис, школа и т. д.)

5.2. связанных с искусством … (цирк, театр, кинотеатр)

6. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

7. В чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? (Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей

8. В чем заключается прямое руководство педагога играми детей? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.)

9.Определите к какому возрасту относится характер игровых действий:

- Отдельные игровые действия, носящие условный характер; (мл)

- Отображение в игровых действиях отношений м/у людьми (подчинение, сотрудничество) (подг.)

10. Определите к какому возрасту относится развитие сюжетав воображаемой ситуации:

- сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям м/у людьми. (под)

- Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. (ср)

11. Дата вступления в силу ФГОС ДО (01.01 2014г)\

12. Дата вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании»

13. Назовите 5 направлений развития и образования детей дошкольного возраста.

14. Какой должна быть РППС ДО по ФГОС ДО. / задачи какой обр. обл. решает в большей степени с/р игра.

Станция третья «Угадай - ка»

На карточках напечатано определение одного из требований к РППС по ФГОС ДО

Вам необходимо прочитать и назвать какое требование описано:

1… предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

2. …предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. Так наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заместители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

3….предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.

4….наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5…. Возможность самостоятельно использовать тот или иной игровой материал. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины - лодки или льдины. Вносят разнообразие в оформление. Самостоятельно пользоваться играми, игрушками, материалом, пособиями в разнообразных видах детской деятельности.

6… игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Не следует забывать о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть. В группах образовательной организации создаются различные центры сюжетно-ролевых игр,центр театрализации, центр ряженья, музыкальный центр, размещается мягкая мебель,игрушки: куклы, машинки и др.
       
Станция четвёртая «Творческая»

В каждую строчку напротив буквы вписать слово, можно 2 -3, на эту букву, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием – с сюжетно – ролевая игра. И пояснить свой выбор.

Станция пятая «Продолжи предложение»

Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:

- «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»

- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

-«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»

-«Я думаю, что игра полезна тем, что…»

-«Моя самая любимая игра…., потому что…»

-«Я считаю, что в игре дети учатся…»

-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»

- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

Станция шестая «Конечная»

Выбрать любое понравившееся выражение об игре и зачитать.

Итоги игры (слово жюри)

Итог обсуждения

Старший воспитатель:- Люди играют в любом возрасте. Для дошкольника игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям. 

8. Принятие решения.

Педсовет, рассмотрев и обсудив проблему создания условий  социализации  дошкольников в сюжетно-ролевой игре отмечает,  что в ДОУ создаются необходимые условия для  успешной социализации дошкольников, при этом используются сюжетно-ролевые игры бытового характера,  редко используются игры общественного и трудового характера. В группах организованы  игровые уголки, уголки ряжения, наборы атрибутов к сюжетным и творческим играм. Но при этом отмечается у многих детей  низкий уровень игровых умений, неумение развивать сюжет, выполнять социальную роль, принятую во время игры, сюжеты игр отражают бедность сюжета, ролевых диалогов. Исходя из вышеизложенного, педсовет решил: признать удовлетворительной работу коллектива по проблеме социализации дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, наметил пути решения пробелов в работе педагогического коллектива:

1. В группах необходимо расположить предметно-пространственную развивающую  среду в соответствии с требованиями ФГОС, принципами организации ПРС (по Петровскому)  (Срок: до 15.01.20 года; Ответственный:  ст. воспитатель, воспитатели)

2. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации  необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты,  побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации. Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной  сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (Срок: постоянно; Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели)

3. Воспитателям - стажерам повысить свой профессиональный уровень знаний и умений по данной теме через изучение методической литературы, посещение открытых показов, активное участие в методической работе ГБДОУ, организации предметной развивающей среды особенно (Срок: до мая 2020 года; Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели)

4. Во всех возрастных группах дошкольного возраста воспитателям использовать в общении с детьми личностно-ориентированный подход, предполагающий демократический стиль общения в различных видах деятельности (Срок: постоянно, Ответственный: воспитатели)

5. Во всех возрастных группах планировать и  проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п.(Срок: постоянно, Ответственный: воспитатели)

6. Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах. (Срок: до мая; Ответственый: воспитатели)

7. Подготовить для педагогов памятку наполняемости ПРС по ФГОС ДО. (Срок: до января 2020; Ответственный ст. воспитатель)

8. Подготовить консультацию для родителей о значении сюжетных игр для детей дошкольного возраста.  (Срок: до15.01.2020; Ответственный ст. воспитатель, воспитатели)

В завершении педсовета педагогам была представлена памятка по организации игровой деятельности. (Приложение 2)

Используемая литература и источники: 

1.Детский сад и семья/ под редакцией Т.А. Марковой, Москва, 1986, с.93- 114 

2.Зворыгина Г., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры.// Дошкольное воспитание, № 5, 1989. 

3.Игра дошкольника/ Под редакцией С.Л. Новоселовой, Москва, 1989. 

4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- Москва , 2004. 

5. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей. – Москва, 2008. 

6. Ткаченко И.В. Играют – значит интересно живу. – Москва, 2008. 

7. Практикум по дошкольной педагогике. / Г.С. Красницкая и др., Москва, 1998. 

8. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – Москва, 2008. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО        Социальное развитие ребенка в ДОО сов...

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона...

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» в рамках ММО музыкальных руководителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...

Педагогический Совет № 3 Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Педагогический Совет № 3 Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника...