Отчёт по экологии
материал на тему

Песковацкова Алла Михайловна

Отчёт по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_ekologii.docx607.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    http://www.sbor.ru/news/ico/479-full.jpg

«УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

(В ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА)»

 Отчёт об опыте управленческой деятельности

                                     Отчёт подготовила:

                                                            Песковацкова Алла Михайловна,

                          заведующий

                                                     муниципальным бюджетным

                                                         дошкольным образовательным

                           учреждением

                                                                        Алексеевским детским садом «Сказка»

                                        Алексеевского района

                                           Волгоградской области

                                                              E-mail: all-peskovackova@yndex.ru

                                                Тел. раб.:8(84446) 3-15-30

                                                 Моб. тел.: 8 937 534 35 46  

                                                     

                                          ст. Алексеевская - 2013 год

                                                                    Всё хорошее в людях из детства!

                                                                           Как истоки добра пробудить?

                                                                           Прикоснуться к природе всем

                                                                           сердцем.

                                                                           Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                           Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                                           И росли, как цветы, малыши,

                                                                           Чтоб для них экология стала

                                                                           Не наукой, а частью души!

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.  Формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.

Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения.

Существенное значение в разработке проблемы развития основ экологической культуры имеют труды педагогов, исследовавших во второй половине XIX и начала XX веков процессы ознакомления детей с предметным миром и природой (Е.Н.Водовозова, Е.Л.Лихеева, К.Д.Ушинский и др.)- Их исследования во многом определили характер современных научных поисков, изучающих влияние ознакомления с окружающим миром на психическое развитие ребенка (ЛАЛЗенгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др.).

Особое значение для нашего исследования имеют концепции воспитания экологической культуры, в которых сформированы положения о самоценности экологической культуры личностиг развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе (ИЛ.Беккер, Э.В.Гирусов, И.Д.Зверев, Т.Д.Коростелева, И.Н.Пономарева)

Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе. Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте, дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется. «Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н.Н. Моисеев). С целью выявления уровня подготовленности практикующих педагогов к осуществлению экологического образования дошкольников в нашем детском саду был проведён опрос, который показал, что многие воспитатели не владеют понятиями "экологическая культура", "экологическое сознание", не дифференцируют философский, социальный, психологический аспекты экологии; явно проявилось стремление противопоставить человека природе, показать зависимость природы от человека. Главную задачу экологического воспитания детей дошкольного возраста 56% педагогов видит в количественном увеличении конкретных природоведческих знаний, а не в познании природы как единого сообщества с присущими ему связями и закономерностями. Воспитатели владеют методикой экологического воспитания дошкольников, однако в силу ряда причин не всегда эффективно используют профессиональные знания, умения и навыки.

«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

Алексеевский район входит в Волгоградскую область.

Включает 15 муниципальных образований.

Административный центр станица Алексеевская.

Дата образования        1928 год.

Население 20 400 человек. Площадь 2300 км². 

Алексеевский район относится к территории  «Нижнехоперского природного парка».

По территории Алексеевского района протекает красивейшая и самая чистая река Европы Хопер со своим притоком – Бузулуком.  

В поймах рек  леса и сенокосные угодья, благоприятные условия для производства сельскохозяйственной продукции и отдыха населения. По долинам рек живописно смотрятся лесные массивы, состоящие из дуба, клёна, тополя, вяза и различных кустарников.  Обитают животные: кабаны, лоси, волки, лисы, белки, барсуки, куницы.

На территории Алексеевского района находятся объекты особо охраняемых природных территорий: охотничий заказник «Усть-Бузулукский» (место охраны и воспроизводства диких животных в том числе бобра и выхухоли); государственный памятник природы озеро «Строкальное» (воспроизводство рыбы — лещ, рыбец); озеро «Култук» (воспроизводство водоплавающей дичи); озеро «Бабинское» (на поверхности водоема плавающие острова древесно-кустарниковой растительности, в ветреную погоду острова перемещаются по поверхности озера от одного берега к другому); урочище «Остров» (ценный пойменный лесной массив с преобладанием дуба, осины, ольхи); ландшафтный заказник «Тюльпанный» (участок целинной степи с тюльпанами Шренка).

Среди богатого разнообразия представителей растительного и животного  мира можно выделить ряд редких и исчезающих видов, нуждающихся в охране или занесенных уже в Красную книгу РФ, в том числе, по растительности: ковыли перистый, красивейший, опушеннолистный; бельвалия сарматская, иссоп меловой, астрагал белостебельный, пион тонколистный, тюльпан Гестнера, ветреница лесная, шалфей поникающий, василек русский, водяной орех (чилим), чабрец меловой и многие другие.

На территории Алексеевского района произрастают черноольшаники. В составе ольшаников произрастает несколько редких видов папоротников (щитовник шартрский, щ. гребенчатый, телиптерис болотный, кочедыжник женский), отмечены такие редчайшие растения, как лук савранский, прострел чернеющий, молодило русское. На территории района располагаются крупные залежи мела, извести, глины, строительного песка и бутового камня.Есть в районе и чистейшие родники. Постановлением Администрации Алексеевского района от 30.05.2002г № 292 три родника: Капошный, Явленный и Оржановский получили статус особо охраняемой природной территорией местного значения. Все родники обладают водой хорошего пищевого качества и используются населением. Посреди привольной казацкой степи  северо - западнее Волгограда  на 302 км расположена станица Алексеевская, районный центр (1986 год), Алексеевское сельское поселение  (21,7 тыс. га).  Площадь районного центра — 558 га, население — 4,5 тыс. чел., станица газифицирована, средняя школа, детский сад, больница, магазины, местный рынок, пекарня, мельница, маслобойня, молокозавод, центральное теплоснабжение.

В  центре   станицы Алексеевской находится муниципальное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад «Сказка». Оно расположено в типовом двухэтажном здании, общее количество воспитанников – 190 человек.

Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Целевое предназначение настоящего опыта состоит в создании системы работы педагогов по формированию экологической культуры старших дошкольников.

Задачи:     

  • Создание условий  для становления основ экологической культуры у
  • старших дошкольников /материальная база, экологизация развивающей среды, программное обеспечение /;

  •  Создание и реализация проекта по формированию основ экологической культуры  старших дошкольников;

  • Создание банка методического материала по формированию основ эко культуры;
  •  Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
  • Установление  преемственности со школой, связи с отделом по делам ГОЧС и охране окружающей среды администрации Алексеевского муниципального р-на, с Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, с  ГУ «Природный парк «Волго – Ахтубинская пойма»

Совокупность управленческих средств, найденных и проверенных в опыте:

  •  Проведение опроса педагогов с целью выявления уровня подготовленности практикующих педагогов к осуществлению экологического образования дошкольников; 
  •  Анализ карты педагогического мастерства (учёт профессиональных затруднений педагогов; 
  •  Деловая игра: «Экологическая культура – основа экологического воспитания» с целью выявления проблем в работе педагогов по воспитанию экологической культуры дошкольников; 
  •  Анкетирование родителей по изучению уровня экологической просвещенности;
  •  Диагностика  экологической воспитанности детей;
  • Изучение опыта работы дошкольных учреждений по экологическому воспитанию;
  • Круглый стол по изучению и анализу разделов  по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Кроха", "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки";

программ экологической направленности: "Мы", "Наш дом - природа", "Юный эколог»;

  • Семинар по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой;
  • Консультации с привлечением специалистов Нижнехоперского природного парка.

по вопросам организации совместной работы по формированию основ эко культуры дошкольников;

  • Круглый стол  по установлению преемственности со школой, связи с отделом по делам ГОЧС и охране окружающей среды администрации Алексеевского муниципального р-на, с Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, с  ГУ «Природный парк «Волго – Ахтубинская пойма»;
  • Подписка на журналы: «Эколошка», «Экология и  здоровье»;
  • Изменение нормативной базы; договора о сотрудничестве;
  • Создание творческой группы по созданию и  реализации проекта: «Экологическое воспитание в детском саду»;
  • Консультации для родителей;    
  • Проведение родительских собраний, акций "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой", "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня";
  • Мониторинг;
  • Создание и реализация проекта «Экологическое воспитание в детском саду»;
  • Выставка  «Творчество родителей в экологическом воспитании и просвещении»

(Выставка стенгазет, книжек – самоделок, дидактических игр,  викторин, информационно – консультативного материала, изготовленных родителями в рамках экологической проектной деятельности).

Экологический десант в местах отдыха людей;

  • Деловая игра:  «Разработка проекта по привлечению населения к участию в  раздельном сборе бытовых отходов»;
  • Пед. совет: « Экологическое воспитание средствами живой природы»;

  • Создание кружка: «Юный эколог»;
  • Создание эко территории детского сада (экологическая тропа, уголки природы, мини - лаборатория, Красная книга района, экологические дневники, паспорт комнатных растений «Комнатные растения в детском саду»)
  • Методическое объединение работников ДОУ района «Дошкольник и экология»
  • Создание банка методического материала по формированию основ эко культуры;
  • Создание экологического паспорта ДОУ.

В течение последних пяти лет в нашем детском саду ведется углубленная работа по созданию системы работы педагогов по формированию экологической культуры старших дошкольников. Начиналось все с опроса педагогов  по выявлению проблем в работе педагогов по воспитанию  дошкольников.

Для этого  использовала карту педагогического мастерства, которая представляет собой таблицу, в которой обозначены основные проблемы в организации  воспитательно - образовательного процесса с конкретизацией проблем по организации игровой  деятельности, физического воспитания, экологического воспитания и  развитию речи детей (см. Приложение 1).

Карта педагогического мастерства показала, что наибольшие затруднения у педагогов возникают по проблемам №№ 3, 4, 5, а именно в организации лексической работы или работы по развитию у детей словаря на занятиях и вне их, а также в формировании экологической культуры старших дошкольников.   

При проведении деловой игры с педагогами: «Экологическая культура – основа экологического воспитания» (см. Приложение 3) поняла, что многие  воспитатели не владеют понятиями "экологическая культура", "экологическое сознание", не дифференцируют философский, социальный, психологический аспекты экологии; явно проявилось стремление противопоставить человека природе, показать зависимость природы от человека. Главную задачу экологического воспитания детей дошкольного возраста 56% педагогов видит в количественном увеличении конкретных природоведческих знаний, а не в познании природы как единого сообщества с присущими ему связями и закономерностями. Воспитатели владеют методикой экологического воспитания дошкольников, однако в силу ряда причин не всегда эффективно используют профессиональные знания, умения и навыки.

Отсутствие экологической образованности, экологического мышления, ценностных ориентации, а главное слабая подготовка большинства педагогов делает малоэффективным процесс экологического воспитания дошкольников.

Для изучения уровня экологической просвещенности родителей было проведено анкетирование  по теме  «Экологическое воспитание детей» (см. Приложение 2).

Выявлено отсутствие понимания у родителей содержания экологической культуры, запрос родителей, смещенный в сторону интеллектуальной подготовки детей.

Для выявления уровня развития детей  используем педагогическую диагностику.

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
  • выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;
  • понять, какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).

Для решения указанных задач используем разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, дидактические игры.

Результаты изучения детей педагоги заносят в протоколы (см. Приложение 4).

По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами, по результатам анкетирования родителей, а также из опроса педагогов  планируем организацию педагогического процесса, направленного на воспитание основ экологической культуры, работу по созданию условий  для становления основ экологической культуры у старших дошкольников, по обновлению содержания, форм и методов работы с детьми, по созданию банка методического материала по формированию основ эко культуры и установлению связей с социокультурными учреждениями района в области экологического воспитания.

Для этого начинаем изучение опыта работы дошкольных учреждений по экологическому воспитанию.

Был изучен опыт работы педагогов  по экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях района и области, изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Кроха", "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и программы экологической направленности: "Мы", "Наш дом - природа", "Юный эколог", "Паутинка". Элементы этих программ внедряем в нашу работу.

Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы - взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

На семинаре по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой решили использовать эту программу, как парциальную. 

Зная  о том, что Алексеевский район расположен на территории  Нижнехоперского природного парка решила провести с педагогами консультации с привлечением специалистов Нижнехоперского природного парка по вопросам организации совместной работы по формированию основ эко культуры дошкольников.

Для установления преемственности со школой, связи с отделом по делам ГОЧС и охране окружающей среды администрации Алексеевского муниципального р-на, с Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, с  ГУ «Природный парк «Волго – Ахтубинская пойма» был проведён круглый стол. В результате работы заключены договора о сотрудничестве и оформлена подписка на журналы: «Эколошка», «Экология и  здоровье».

Для создания и реализации проекта «Экологическое воспитание в детском саду» создана творческая группа.

Воспитатель - главное действующее лицо в осуществлении проекта. Он является носителем экологической культуры и является образцом такого поведения в повседневном педагогическом процессе. Воспитатель работает с детьми с утра до вечера: его внимание к явлениям и объектам природы, забота о растениях и животных уход за ними, интерес к их жизни, которым он так или иначе увлекает детей, являются главными факторами, формирующими начала экологической культуры у дошкольников. Именно воспитатель отвечает за уровень экологической воспитанности своих питомцев. В экологическом проекте  принимают активное участие и другие педагоги ДОУ.

Музыкальный работник подбирает песни, танцы, инструментальные произведения, связанные с тематикой проекта, готовит с детьми пластические этюды, организует и проводит праздники.

Учитель-логопед на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи расширяет и углубляет представления и знания и предметах ближайшего окружения (растениях), систематизирует словарь, развивает устную и монологическую речь.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи проекта:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование   первоначальных   умений   и   навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями своего края;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; 

В рамках проекта предполагается организация кружковой работы «Юный эколог».

Цель работы кружка: формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи кружка:

  • Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, воспроизведение ее красоты и многообразия;
  • Формирование знаний о природе;
  • Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.

В  экологической проектной деятельности подготовлена и проведена выставка «Творчество родителей в экологическом воспитании и просвещении»

(Выставка стенгазет, книжек – самоделок, дидактических игр,  викторин, информационно – консультативного материала), 

прошёл экологический десант в местах отдыха людей,  

проведена деловая игра:  «Разработка проекта по привлечению населения к участию в  раздельном сборе бытовых отходов»,

создан кружок: «Юный эколог».

Сотрудничая с Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, с   «Природным парком «Волго – Ахтубинская пойма» детский сад принимает  участие:

- в областном конкурсе на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию и просвещению (проект «Экологическое воспитание в детском саду»);

 - в областном смотре – конкурсе на лучшую организацию эколого-просветительской работы в дошкольных образовательных учреждениях Волгоградской области  в 2009 году;

 - в шестой специализированной выставке «Образование -2010» Волгоградского образовательного форума;

- в семинаре по экологическому воспитанию дошкольников (г.Камышин) со своим выступлением по теме: «Организация работы по экологическому воспитанию в ДОУ».

Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.  Планомерная, целенаправленная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей нашего образовательном учреждении. Экологические знания стали включаться во все занятия и другие виды детской деятельности. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, педагоги  прежде всего стараются пробудить интерес к обитателям уголка природы: растениям, животным и птицам. Это дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения, эксперименты и позволяет удовлетворять любознательность детей.

Анализируя  работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада,  пришла к выводу, что необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда, на котором отражаются различные экологические события не только страны, региона, но и детского сада, эколого-оздоровительная работа с детьми и т.д. Анкетирование родителей, беседы позволяют выявить отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье. Результаты анкетирования затем анализируются и обсуждаются на родительских собраниях или семинарах-практикумах с целью наметить дальнейшую работу с детьми и родителями. Экологические праздники, походы, экскурсии, субботники совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом.

Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой  работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Совместно  провели акции "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой", "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня".

Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов,  использую анкетирование по вопросам экологии и экологического воспитания детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая методическая деятельность коллектива.

На пед. совете по теме: « Экологическое воспитание средствами живой природы»  был заслушан опыт работы воспитателей по формированию экологической культуры старших дошкольников. Так как  дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому важно  не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
В детском саду   создана   мини-лаборатория, экологическая тропа,  Красная книга района,
 экологические дневники, паспорт комнатных растений «Комнатные растения в детском саду», уголок живой природы.

"Уголок живой природы" - любимое место детей. Здесь они могут уединиться, понаблюдать за рыбками, здесь получают определенные знания по уходу за животными. Кроме рыбок в "живом уголке" содержится черепаха и  попугай. Ухаживая за обитателями "живого уголка" дети начинают понимать зависимость жизни живого существа от ряда условий. Они осознают, что за животными нужен уход, постоянное кормление и определенные условия для жизни. 

Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой, когда это общение направлено взрослым. Для реализации задач экологического воспитания в детском саду созданы определенные условия, продумана организация внутренней и внешней природной зоны.

Внутренняя природная зона: 

  • уголок природы в каждой группе,
  • "живой уголок",
  • аптека, на подоконнике,
  • огород на подоконнике.

Внешняя природная зона:

  • огород,
  • цветник,
  • фруктово-ягодный сад,
  • экологическая тропа,
  • фитогрядки.

Дети старших групп с удовольствием помогают ухаживать за животными и растениями. Малыши приходят играть в песочницу, круглый год узнают различные свойства песка. Важное место в группах занимает зона релаксации - мягкий диванчик, окружённый зелёными растениями, здесь дети отдыхают психологически. 

Территория детского сада хорошо озеленена. На ней произрастает свыше 20 видов деревьев и кустарников. Украшением нашего участка являются цветники, за которыми с любовью ухаживают и взрослые и дети. Растения, а их более 30 видов, подобраны с учетом цветения с ранней весны до поздней осени.  

На огороде вместе с детьми выращиваем овощные культуры: картофель, морковь, свеклу, огурцы, помидора, кабачки, зелень петрушки и укропа. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Выращенные на огороде овощи используем в детском питании.

Фруктово-ягодный сад заложен сравнительно недавно. Высажены  яблони, груши, сливы, вишни, черноплодная рябина, кусты черной и красной смородины. Плоды собираем вместе с детьми и используем их в приготовлении компотов.

Выращивая отдельные экземпляры растений  на окне дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития.  Дети очень гордятся результатами своего труда. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно наши воспитатели на прогулках обращают внимание детей на красоту родной природы. Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы предусматривает следующие объекты:

  1. Участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами.
  2. Цветник.
  3. Огород.
  4. Сад.
  5. Луг.
  6. Птичье дерево.
  7. Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.
  8. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания.
  9. Старый пень, покрытый мхом и грибами.
  10. Водоём.
  11. Сухой ручей.
  12. Альпийская горка.
  13.  Участки лекарственных трав.

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.

По, моему мнению, экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Постоянное общение с природой, выращивание цветов, уход за питомцами живого уголка, подкормка птиц в зимнее время - это необходимые условия выработки у детей заботливого и гуманного отношения ко всему живому.  Ребята наблюдают за лесными тружениками - муравьями, слушают шелест листьев, пение птиц, кваканье лягушек.

Учим детей слушать "голос леса". Дети знают лесные ягоды, умеют различать съедобные и ядовитые грибы, знают много лекарственных растений.  Педагоги используют  различные формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию:

  • экскурсии,
  • экологические занятия,
  • экологические игры, чтение литературы экологического содержания,
  • опытническая работа,
  • проведение ежегодных акции "Берегите первоцветы" и "Птицы - наши друзья".

Считаю, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми широко используется поэзия, альбомы по временам года, таблицы, схемы. В детском саду много картин. Это пейзажи Шишкина, Левитана, Грабаря, Поленова и др. Педагоги используют серию картин "Диких и домашних животных". Собран наглядный материал по экологии.

 Дети вовлекаются в разные мероприятия: "Путешествие в город Природоград", "Осенний калейдоскоп", "Природа, Родина и мы" и другие.

На базе нашего детского сада проходит методическое объединение работников ДОУ района «Дошкольник и экология» На методическом объединении был представлен банк методического материала по формированию основ эко культуры и экологический паспорт ДОУ.

В результате целенаправленной работы по формированию экологической культуры старших дошкольников  произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и  наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. 

Выстроенная система работы способствует развитию экологического сознания дошкольников, уточнению и систематизации знаний об объектах и явлениях природы. Особое место в работе педагогов отводится формированию представлений об окружающем природном мире, навыков содержания и ухода за растениями и животными через трудовую, игровую деятельность, художественное слово, изобразительное искусство. Углубленная работа по данной проблеме способствовала достижению следующих результатов:

-  удалось уточнить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях   природы;

-  видна положительная динамика в изменении отношения дошкольников к окружающему миру, развитии экологической культуры, в формировании чувства малой родины и осознания себя частью большой страны, именуемой Родиной;

-  расширился и обогатился словарный запас.

В дошкольном учреждении педагоги организуют работу с детьми по формированию экологической культуры, опираясь на программу «Юный эколог» Николаевой С.Н.(подпрограмма «Экологическое воспитание дошкольников»), осуществляя при этом индивидуальный и дифференцированный подход в развитии и обучении детей.  Педагоги эффективно используют профессиональные знания, умения и навыки.

Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания.

Во-первых, практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.

Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Региональный компонент предполагает:

  • знакомство с природным ландшафтом нашего края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
  • знакомство с культурными достижениями, трудом жителей нашего края;
  • знакомство с русской культурой, обычаями, традициями / через выставочный зал, музей, тематические занятия /.

Педагогами детского сада  ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями  края. Разработаны маршруты в природу: на луг, в парк, к реке Бузулук.

В  ДОУ проводятся тематические выставки: "Русские умельцы",  выставка картин Алексеевских художников  и другие.

http://festival.1september.ru/articles/101709/img1.jpg

Силами сотрудников и родителей создана  Красная книга района, экологическая тропа, экологический паспорт ДОУ, банк методического материала по формированию основ эко культуры,  мини лаборатория, паспорт комнатных растений «Комнатные растения в детском саду», уголки природы и др.

За участие в областном конкурсе на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию и просвещению (проект «Экологическое воспитание в детском саду» получили благодарственное письмо от Комитета охраны природы Администрации Волгоградской области и ГУ «Природного парка «Волго - Ахтубинская пойма».

За участие в областном смотре – конкурсе на лучшую организацию эколого-просветительской работы в дошкольных образовательных учреждениях Волгоградской области  в 2009 году детский сад награждён дипломом от Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.

За участие в шестой специализированной выставке «Образование -2010» Волгоградского образовательного форума детский сад награждён дипломом от Комитета по образованию Администрации Волгоградской области и выставочного центра «Царицынская ярмарка».

Сотрудничая с родителями, школой, библиотекой, с отделом по делам ГОЧС и охране окружающей среды администрации Алексеевского муниципального р-на, с Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, с  ГУ «Природным парком «Волго – Ахтубинская пойма» в работе с детьми используются разнообразные формы и методы экологической работы.

 Картинка 67 из 11232

Больше внимания  стало уделяться проблеме охраны окружающей среды. Изменились условия  для экологизации учебно-воспитательного процесса.

2010-2011 уч. г.

2012-2013 уч. г.

Уголки природы
Огород
Цветники

Уголки природы
Огород
Цветники
Фруктово-ягодный сад

Экологическая тропа

"Живой уголок"

Тематика занятий с детьми варьируется с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда рождаются рукописные книги с рассказами и рисунками детей и родителей: "Что в природе самое красивое", "Книга добрых дел", "Наши домашние любимцы", оформляются выставки, выпускаются экологические стенгазеты. Воспитательные возможности местных условий поистине неисчерпаемы. Не могу не сказать, что в детском саду есть уникальный уголок живой природы - экологический блок "Верные друзья". Он неизменно вызывает восторг от непосредственного общения с животными и у детей, и у взрослых.

Приезжайте в гости в «Сказку».
В живой уголок  заходите,
Кто живет в нем, поглядите!
Здесь вас встретят не музейные витрины,
Не художников прекрасные картины,
Не игрушки, не машинки заводные,
А зверушки! Настоящие! Живые!
Мы их кормим, в клетках убираем,
Мы про них уже немало знаем!
Всем, что мы узнали сами,
Поделиться можем с вами!"

Так приглашают гостей ребята из кружка «Юный эколог». И действительно, есть на что посмотреть:  водоём, живой уголок, сад, огород, серебристый ручей, сбегающий по альпийской горке, огород на окне, где зимой созревают помидоры...

 Но экологическое воспитание не может быть успешным только на основе пассивного созерцания, поэтому экоблок служит развитию у детей активности, помогает пробудить сочувствие и понимание потребностей живых организмов в процессе наблюдений и труда. Под руководством воспитателей дошкольники  учатся ухаживать за растениями и животными. В специально оборудованном месте (мини-лаборатории) проводятся занятия и элементарные опыты.

Двери  живого уголка "Верные друзья" всегда открыты для родителей. Здесь можно получить полезные советы, воспользоваться литературой о природе и просто отдохнуть, насладиться пением птиц. В ДОУ сделаны скворечники и кормушки для птиц.Совместные походы и праздники, забота о питомцах уголка «Верные друзья» объединили педагогов, детей и родителей в большую дружную семью, и это - еще одно из слагаемых успеха большой совместной работы.

Я пришла к выводу, что эффективность работы учреждения зависит:

- от стиля управления коллективом;

В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Развивая и совершенствуя свои личные качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

- от способности руководителя принимать правильные решения;

Так как руководители выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений – это творческий  процесс в деятельности руководителя.

- от умения руководителя «прочитать» результаты;

- от понимания руководителя, с какой отдачей используются ресурсы, выделяемые на учреждение, какие мероприятия или задачи являются наиболее результативными, а какие следует сократить;

Это становится особенно актуальным в жестких экономических условиях, когда каждая статья затрат существенным образом влияет на финансовую стабильность учреждения.

Руководителю важно помнить: любая система показателей только тогда приносит эффект, когда она регулярно анализируется, и на её основании принимаются управленческие решения. Только тогда оценка эффективности управления персоналом поможет коллективу своевременно отреагировать на изменения во внутренней и внешней среде.

Считаю, что выбранное  приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

"Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина",- писал В.А.Сухомлинский.

В детском саду  педагоги стремятся достичь этого. Ведь впереди у нас новые поиски, новые открытия, новые ребята-дошколята, которые навсегда запомнят нехитрый закон доброты:

Давайте любить все живое,
Ведь это чудесно, коллеги!
Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,
Чтоб ежик свой нос любопытный не прятал,
Бежал по тропинке жучок без помех,
И белки доверчивы были,
Нам "нужно всегда быть в ответе за тех,
Кого мы к себе приручили".

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

                                               СЛОВАРЬ

1.  Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и ... логия) -  наука об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Термин Э. Предложен Э. Геккелем в 1866 г. Сегодня существует более 100 определений Э. С 70-х гг. XX в. складывается Э. Человека, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Актуальна экологизация современной науки и практики. Современные экологические проблемы вызвали к жизни ряд всемирных общественно-политических движений («зеленые» и др.).

2. Экосистема (от эко ... и греч. systema - целое, составленное из частей, соединение) - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.).

3.  Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологические ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

         4.   Экологическая тропа - разновидность «учебных троп» природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Первоначально экологические тропы использовались в основном в образовании школьников и студентов. Однако опыт показал, что они могут быть созданы и в дошкольных учреждениях и иметь большое значение в работы с детьми младшего возраста.

          5.  Культура - многогранное явление, объединяющее различные аспекты  

человеческой деятельности в целостное бытие. Важнейшим из них

является взаимодействие с природой, обеспечивающее возможность

физического существования и культурного развития человека.

        6. Экологическая культура - это личностное качество, отражающее степень развития экологического сознания человека, уровень владения системой экологических знаний и его умений осуществлять взаимодействие с природой во всех его видах и формах.

       7. Экологическая культура  это совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого, эмоциональный отклик на любые проявления животных, желании беречь, сохранить все живое.

           8. Экологическая культура -  это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».

              9. Экологизация – процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и т.д. Он означает не только внедрение ресурсосберегающих технологий, очистных систем, принципа "загрязняющий платит", но прежде всего осознание конечности нашей планеты, суши и океана, экологического пространства  и существование предела антропогенной деформации естественной окружающей среды, за которым наступает экологическая катастрофа  и возникает проблема выживания человека как вида.

                  10. Экологизация - понятие, раскрывающее процесс проникновения экологического подхода, экологических принципов в различные виды и сферы жизнедеятельности людей. Суть этого феномена в науке состоит в выявлении и обследовании связей, существующих между изучаемым той или иной естественнонаучной или социально-экономической наукой объектом и окружающей его средой.

        

                                       

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»,
  2.  Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  3.  Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
  4.  Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
  5.  Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 52-64.
  6.  Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
  7. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа».1993.
  8. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа».1995.
  9. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. «Новая школа».1996.
  10.  Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. АСТ.1998.
  11.  Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение».1999.
  12. Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе». М. «Новая школа». 1999.
  13. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. М. «Мозаика- синтез».2002.

  1.  Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39.
  2.  Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
  3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.
  4. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С.58-63.
  5.  Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
  6.  Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
  7.  Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 18-20.
  8. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.
  9. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.

   

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ.

                                                                                            Приложение 1                                                                                                                

 Карта педагогического мастерства

   Ф.И.О. педагогов

Заявленные проблемы

Направления педагогической работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мартынова Т.В

V

V

V

?

V

?

V

V

V

1.Эффективная   организация двигательного режима детей в течение дня.организация двигательного режима детей в течение дня.

2. Организация подвижных игр детей в различных режимных моментах.

3. Система работы по развитию речи детей.

4. Проблемы формирования грамматического строя речи

Терновая О.В.

V

V

V

X

X

V

V

V

V

двигательного  режима в течение

Васильева О.А.

V

V

V

?

?

V

V

V

V

дня.

Филимонова В.А.

V

V

V

V

V

V

V

V

V

2.Организация  подвижных  игр

Сёмина Л.А.

V

V

X

X

X

X

V

?

?

детей  в различных режимных

Гордеева Л.С.

V

V

X

X

X

?

V

?

X

моментах.

Медведева С.А.

?

V

?

?

?

?

V

?

?

3. Система работы по развитию

Степыгина Л.А.

V

V

V

V

V

V

V

V

V

речи детей.

Александрина З.В.

V

V

V

?

X

?

V

V

V

4. Проблемы формирования

Сухоиванова Н.А.

V

V

V

?

V

?

V

V

V

экологической культуры старших дошкольников.

Сушилина А.А.

V

V

Х

?

V

?

V

V

V

5.Лексическая работа на

Одинцова Г.И.

V

V

V

?

V

?

V

V

V

занятиях по развитию речи и

Болдырева М.И.

V

V

V

Х

V

V

V

9

?

V

вне их.

Кубракова С.О.

V

V

V

X

X

?

V

V

V

6.Система работы по развитию

сюжетными играми детей.

9.Дидактические игры:

их значение и применение

применение в пед. процессе

Условные обозначения:

v — хорошо ориентируюсь в проблеме и могу поделиться опытом;

? — проблему знаю, но опытом делиться не готова;

х — испытываю затруднения.

                                                                                                                 

       

                                                                                                            Приложение 2

             Анкета «Экологическое воспитание детей»

1.   Ф.И.О.

2.   Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3.   Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?

4.    Ощущаете ли вы по ребенку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т.д.).

5.     Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?

6.     Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется? (беседа с ребенком о природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, охраняете природу).

7.      Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

8.       Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу?

9.       Ваши предложения, пожелания.

                                                                                                         

     

                                                                                                      Приложение 3

Деловая игра

 «Экологическая культура – основа экологического воспитания»

Задачи:

1. Обогащение педагогического опыта в направлении экологического воспитания дошкольников.

2. Оказание практической помощи молодым специалистам.

3. Выявление проблем в работе педагогов по воспитанию экологической культуры дошкольников.

Организация игры:

Воспитатели разбиваются на команды воспитателей групп младшего и раннего возраста, воспитателей групп старшего возраста. В каждой команде примерно по четыре – пять человек. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столах раскладываются ручки, карандаши, листы бумаги. Ведущий игры поочередно дает игровые задания. На выполнение задания дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают устные ответы на поставленные вопросы. Ответы выносятся на суд всех участников. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри: старший воспитатель, заведующая, воспитатель. После обсуждения жюри формулирует правильный ответ на задание.

Для определения степени профессионализма воспитателя составляется простая таблица, в графах которой проставляются оценки (в баллах) за ответы на вопросы и выполнение заданий деловой игры.

Вопросы к деловой игре:

  1. Что вы понимаете под термином экология? Каково значение этого слова?
  2. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
  • Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;
  • Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;
  • Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;
  • Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

  1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»
  • Достаточно занятий по экологии
  • Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.
  1. На ком, по вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей – на экологах, или на воспитателе?
  2. Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Попробуйте смоделировать,  как элементы экологического воспитания можно ввести  в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла.
  3. Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду:
  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • Наличие объектов живой и неживой природы;
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода;
  • Безопасность
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • Обеспечение для детей возможности  наблюдать за объектами живой природы;
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами живой природы.
  1. Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме: «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:
  • Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.
  • Назови и покажи части деревьев.
  • Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
  • Как и откуда дерево получает питательные вещества.
  • Зачем дереву ствол, ветки, листья?
  • Чем дерево отличается от кустарника?
  • Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?
  • Как человек помогает деревьям и кустарникам?
  • Для каких обитателей живого мира дерево является домом?

Как вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов? Что бы вы добавили в него или, наоборот, исключили?

8. Попробуйте сформулировать для детей правила безопасной игры в природе; правила поведения при наблюдении за живой природой.

В перерывах между заданиями небольшие практические показы: 

 - Хлеб и его значение;

- Экологическая тропа;

- Экспериментальная работа в зеленом уголке;

- Работа с песком.

После занятия подводится итог и составление плана работы на учебный год в направлении экологического воспитания дошкольников.

   

                                                                                                               

                                                                                                         Приложение 4

ФОРМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О РАСТЕНИЯХ
(примерная)

Фамилия, имя ребенка
Возраст
Дата обследования

Задания воспитателя (психолога)

Ответ ребенка

Особенности проявлений и действий ребенка

1

Беседа по карточкам с использованием комнатных растений:

  • как называется это растение (или найдите на подоконнике, группе герань, бальзамин);
  • что будет, если растение не поливать?
  • живое ли растение?
  • как догадался, что живое?
  • найдите картинку, где изображено растение зимой (летом)?
  • как догадался?

 

«Это герань»

«Вянуть будут»

«Живое»
Картинку нашел правильно

Ответил уверенно

2

Воспитатель организует игру «Путаница» (разрезанные карточки с изображением частей растения)

  • сложи правильно, как бывает?

(перепутать расположение частей)

  • можно ли сложить так?
  • почему нельзя?
  • назови, что это?

(указать на ту или иную часть растения)

 

Сложил с помощью взрослого

«Да»

Перепутал названия
Стебель-ствол»

 

Результаты протоколов анализируем

Для анализа и характера освоенных детьми знаний используем следующие показатели (критерии оценки):

  • Полнота (или объем знаний).
  • Глубина освоенных знаний.

Объем знаний - это количественный показатель освоения знаний. Он показывает степень полноты освоения программы.

Глубина освоения знаний - это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень проникновения ребенка в сущность происходящих явлений природы, степень обобщенности представлений детей, а также степень системности освоенных знаний.

Критерии освоения познавательных умений:
(в баллах)

0 - узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

1 - нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов.

2 - нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.

3 - установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщенности знаний.

4 - системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

 ФОРМА ПРОТОКОЛА ДИАГНОСТИКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УХОДУ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ
(примерная)

Задание воспитателя

Оценка и действия детей

Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий

Степень самостоятельности

Качество
выполнения труд

Культура труда

В планировании

В выполнении трудового процесса

- обеспечить уход
за комнатными растениями
(уборка пыли,
поливка, рыхление);

- игра «Научи Незнайку»
(как правильно
поливать растение,
рыхлить почву, убирать
пыль с растений);

- убрать необходимое
для труда оборудование;

- рассказать о
последовательности
трудовых действий.

 

Ребенок принимает
(не принимает) цель
труда в игровой
(вне игровой)
деятельности

 

Самостоятельно
цель не ставит
(ставит)

 

Предметы труда
выделяет
(не выделяет)
с помощью
воспитателя

 

Отдельные трудовые
операции осуществляет
самостоятельно,
не качественно
(получаемый результат
хорошего качества)

 

Выполняет
аккуратно
(делает
неряшлево)

            Николаева С. Н. - Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников

            Программа

        «Юный эколог»

        Автор: С. Н. Николаева.

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.

Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

В программе представлено пять разделов:

первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;

третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных;

в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;

пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».

К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Работа с родителями по экологическому воспитанию в МБДОУ.

         

           


                 

                               

                                                       

                       

             

           

                   

                 

 

   

                                       

         

           

   

   

 

                         

                               

     

   

 

                                                               

 

             

                           

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию по экологии

В процессе освоения экологических знаний ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания приобретают качестве системности. Тем...

Творческий отчёт в области охраны окружающей среды. К окружному конкурсу "Эколог Югры"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и ...

Отчёт по Году Экологии 2017

Отчёт по Году Экологии 2017...

Отчёт по самообразованию на тему: «Экология в старшей группе»

Отчёт по самообразованию на тему: «Экология в старшей группе»...

Отчёт по экологии за 2017 год.

В  течение 2017 года  работа в группе «Земляничка» по экологическому воспитанию строилась на основе плана мероприятий по экологии в МАДОУ СЦРР Детский сад «Золотой ключик&r...

Отчёт по экологии (2022г)

Экология ( мусор)...