Проект по теме "Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»
проект по теме

Васильева Любовь Александровна

Один из наиболее важных направлений в работе современного руководителя  - это работа по реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_word.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированный подход (взаимодействие педагога с ребенком принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие эмоционального благополучия).

Современные педагогические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Значит необходимо изучать, исследовать, учесть обобщить, проанализировать, спрогнозировать, т.е использовать аппарат научных методов, которые и помогут определить наиболее эффективные пути, средства. Процессы прямо или косвенно влияющие на развитие и становление личности воспитанника и воспитателя.

Проблема подготовки педагогов в условиях личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении требует глубокого изучения

Овладение его теорией и технологией становиться необходимым условием успешной работы педагогов.

Актуальность данного вопроса связана с резкими изменениями условий жизни в нашей стране и возникновением множества проблем связанных с приспособлением человека к этим новым условиям. Меняется стиль жизни, ее ритм. Взгляды в том числе и на воспитание, на подход педагога к ребенку, Ориентация на личностный подход означает и новый стиль педагогического поведения. Овладение личностно-ориентированной педагогической деятельностью предполагает, что у педагогов формируется и собственная личностно-смысловая сфера личности.

Цель: Самосовершенствовать и саморазвивать профессиональную деятельность воспитателя в условиях личностно-ориентированного подхода.

 Задачи:

1). Организовать работу по самосовершенствованию и саморазвитию воспитателя.

2). Уметь осуществлять самоанализ.

3). Оказать помощь в решении вопросов по

самосовершенствованию и саморазвитию воспитателей.

                    1 этап

Большое значение в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ имеет его постоянное самосовершенствование и саморазвитие. Наука не стоит на месте, она постоянно движется вперед. Появляются новые формы работы с детьми, новые программы. Родителей часто интересует вопрос об уровне профессионализма воспитателя. Чтобы соответствовать запросам родителей, уметь ориентироваться в новых формах и методах обучения и воспитания, нужно непрерывно повышать уровень своего профессионализма, самосовершенствоваться.

Проблема: «Информированность детей 21 века, запросы родителей ставят перед воспитателями задачи повышения своего мастерства, постоянно самосовершенствоваться, чтобы быть интересным детям и родителям».

Идея: «Повышать уровень мастерства, самосовершенствоваться, используя

инновационные формы и методы обучения и воспитания.

                                                                              2этап

 Прогностический Постоянное самосовершенствование и саморазвитие имеет положительные результаты, а именно:

-повышается уровень профессиональной деятельности -спрос родителей и интерес у родителей и детей к воспитателю -разнообразие образовательно-воспитательной деятельности -непрерывность в получение новых знаний -самоуважение

-интересен окружающим людям

Также можно отметить отрицательные моменты, связанные с отсутствием самосовершенствования:

-снижается уровень педагогической деятельности

-«падает» интерес к воспитателю у детей и родителей

-используются устаревшие методики в образовательно-воспитательном

процессе

-неинтересен окружающим людям -уходит в себя

Проектная программа развивается по следующим направлениям:

-научно-просветительская деятельность

-диагностическая

-творческая деятельность воспитателя


Накопленный опыт показывает, что для продуктивной деятельности педагог, воспитатель должен обладать рядом профессионально-этической. Коммуникативной, рефлексивной культуры;

  • способностью к формированию и развитию личностных креативных качеств;
  • знанием формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения воспитания, познания других людей и самопознания; творческого самосовершенствования человека;

методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;

способностью к выборке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Таким образом, совершенствование квалификации педагогов справедливо рассматривается как один из мощных факторов развития дошкольного образовательного учреждения, что явилось предпосылкой создания данного проекта программы.

Проект - программа самосовершенствования педагогической деятельности воспитателя в условиях личностно-ориентированного подхода.

Цель: развитие образовательного пространства на базе дошкольного учреждения, с целью саморазвития профессиональной деятельностью воспитателей.

Задачи:

  1. Выявить готовность воспитателей дошкольных учреждений строить профессиональную деятельность в условиях личностно-ориентированного подхода.
  2. Подобрать методы и методики для определения готовности воспитателей осуществлять педагогическую деятельность в условиях личностно-ориентированного подхода.
  3. Разработать и апробировать систему работы с педагогами.
  4. Оценить эффективность и результативность разработки и апробирования системы занятий.

Идея: совершенствования педагогической деятельности воспитателей в условиях личностно-ориентированного подхода строится:

  • в умении анализировать педагогическую деятельность;
  • строить отношение к детям;
  • умение осуществлять самоанализ;
  • развиваться при условии повышения педагогической деятельности в условиях личностно-ориентированного подхода и при проведении рефлексивных занятий с ними.

2 этап - прогностический;

  1. Повышение педагогической грамотности воспитателей.
  1. Улучшения психологического состояния воспитателей и детей.
  2. Повышения качества образовательной и воспитательной системы в дошкольном образовательном учреждении;
  3. способствует объединению воспитателей к созданию дружеской обстановки всего коллектива;
  4. нарабатывать и обобщать свой опыт;
  5. реализация занятий в своей работе;
  6. применять новые подходы в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  7. возможность оценить свои профессиональные качества.
  8. Можно отметить следующие отрицательные моменты, связанные с отсутствием данного процесса;
  9. 9.        снижения творческого потенциала воспитателей;
  10. 10.осуществление формального подхода к воспитанию детей: 11. отсутствие возможностей преобразовать свое педагогическое мастерство.

3 этап - мероприятия;

1.   Определить педагогические качества воспитателей в режиме самооценки.

2.        Провести анкетирование воспитателей для определения:

а)        факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию,

б)        способность к саморазвитию,
г) типы личности.

Выявить стиль педагогического общения воспитателей через тестирование.

Провести   анализ   занятий   воспитателя   в   условиях   личностно-ориентированного подхода.

Методы исследования;

анкетирование;

наблюдение;

тестирование;

диагностика.

3. Провести педсоветы - совместное обсуждение вопросов воспитания, обучения детей, что включает в себя теоретический, аналитический материал, рефлексивный тренинг для педагогов, выработка методических рекомендаций данной проблемы. Педсовет организован в форме:

  • круглый стол - где обсудить проблему в одном из направлений каждым присутствующим;
  • дискуссия - высказывание общего мнения, выработка своей точки зрения, публичное обсуждение спорной проблемы;
  • диспут - публичный спор, глубокое знания направлений;
  • мозговой штурм - полное раскрепощение мыслей, осознание возможностей применять в дальнейшей работе. Поиск выхода решения.
  • брифинг - обсуждение разных точек зрения на предложенную информацию.

Во всех этих формах работы есть общее - это анализ состояния по данной теме, обсуждение проблемы. Разная наглядность, проблемные вопросы, социометрия, карты, диаграммы способствуют созданию атмосферы педагогического сотрудничества.

Все эти формы работы вызывают высокую активность, совершенствуют умение в разрешении реальных педагогических проблемах - метод игрового моделирования, « педагогический бой», метод имитации рабочего дня воспитателя.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей провести обучающий семинар, здесь огромное внимание уделяем повышению

теоретической подготовки воспитателей. Эта форма работы позволяет каждому воспитателю развить педагогические способности, мышление, коммуникативность, получить запас знаний с практическим применением.

Проводим консультации - индивидуальные и групповые. Они

связаны с познавательными интересами воспитателей.

Повышения квалификации педагогов проводим через открытые просмотры занятий - это позволяет всем увидеть, как работают коллеги, использовать их, как позитивный опыт, осознать свои недочеты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса.

Изучение лучшего опыта работы позволяет решить такие задачи как, целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов педагогической деятельности, взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения.

Диагностика - позволяет развивать творчество и инициативу каждого.

Проект рассчитан на один год.

Кадровое обеспечение проекта

1.Заведующая, дошкольного образовательного учреждения.

          2.Методист.

         3.Воспитатели групп.

         4.Психолог.

    5.Возможно привлечение методистов Отдела образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает ли...

Методический материал, отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.

Представлен практический материал для воспитателей детских садов по реализации принципов системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях. Материал прдставлен в форме непосред...

Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной ат...

Консультация для педагогов "Профессиональная деятельность воспитателя в условиях личностно-ориентированного подхода"

Консультация для педагогов "Профессиональная деятельность воспитателя в условиях личностно-ориентированного подхода"...

Из опыта работы «Создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольное детство – это благотворный период каждого ребёнка, во время которого очень быстро формируются физические и психические качества, которые становятся определяющими его как человек...