Методический материал, отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Веретенник Наталья Михайловна

Представлен практический материал для воспитателей детских садов по реализации принципов системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях. Материал прдставлен в форме непосредственной образовательной деятельности. Область здоровье. Тема: "Поможем жителям "Мятного королевства" вернуть белоснежные улыбки". НОД поможет воспитателям в организации работы с детьми по формированию здоровьесберегающего поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_zdorove.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Детский сад  №  9» г. Владимира

Воспитатель: Веретенник Наталья Михайловна

Методический материал,

отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода

в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.

Образовательная область: «Познание. Здоровье»

Тема: «Поможем жителям «Мятного королевства»

вернуть белоснежные улыбки»

Возраст: подготовительная к школе группа детей.

Дата: 03.04.2015г.

                                           

2015

Задачи.

  • Воспитательные задачи: вызвать чувство сопереживания, желание помочь героям сказочного "мятного королевства"; вызвать желание следить за своими зубами, беречь их, правильно ухаживать за ними;  

воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в подгруппах;      

  • Развивающие задачи: развивать интерес к теме «здоровые зубы»; развивать эмоциональную сферу детей, умение понятно выражать свои эмоции; развивать воображение.
  • Обучающие задачи: закреплять умения и навыки по уходу за зубами, гигиене полости рта; закреплять умение отображать в рисунке свои эмоции; формировать умение оформлять плакаты по заданной теме.
  • Речевые задачи: помочь правильно сформулировать основные правила ухода за зубами; совершенствовать интонационную выразительность речи; расширять словарный запас, стоматолог, десна, эмаль.

Материалы

Демонстрационный материал:

  • макет «Мятного королевства»;
  • зубной порошок, зубная паста, щетка;
  • табличка  «группа художников»(2 шт.);
  • табличка «группа специалистов по здоровому питанию»;
  • табличка «группа специалистов по зубной пасте»;
  • табличка «рекламное агентство «Белоснежная улыбка»  
  • костюм доктора (стоматолога);
  • видеокамера.

Раздаточный материал:

  • Смайлики, карандаши простые, цветные (по количеству детей подгруппы), лист бумаги А4; плакаты "Зубная паста»", «Здоровая пища»; рекламные картинки о зубной пасте; картинки с изображением полезных продуктов питания; ножницы, клей, клеенки, тряпочки (по количеству детей).

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

До НОД:

  • тематическая неделя «Белоснежная улыбка»;
  • гигиенические процедуры "Полоскание полости рта после приема пищи";
  • рассматривание плаката "Строение зуба";
  • слушание песни "Зубы» М. Лазарева;
  • чтение и заучивание наизусть стихов о гигиене полости рта;
  • чтение сказки «Мятное королевство» (начало).

После НОД:

  • чтение всей сказки "Мятное королевство";
  •  рассматривание плаката «Белоснежные улыбки»;
  •  дидактические игры: «Пирамида здоровья», «Здоровый зуб»;
  • экспериментальная деятельность «Изготовление зубной пасты».

 

Взаимодействие с семьей

До НОД:

  • Анкета для родителей "Что знает мой ребенок о зубах?"
  •  Придумать рекламу детской зубной пасты.
  • Собрать коллекцию детской зубной пасты.
  • Помочь сделать съемку фильма «Белоснежная улыбка».

  • После НОД:
  • Вывесить плакаты, изготовленные детьми "Здоровая пища", "Зубная паста", "Белоснежная улыбка" в уголок здоровье "Неболейки".
  • Оформить коллекцию детской зубной пасты.
  • Продолжать пропаганду З.О.Ж.

Содержание деятельности.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Время

Процесс вовлечения в деятельность

После завтрака дети  вместе с воспитателем идут полоскать рот в умывальную комнату. В это время младший воспитатель выставляет макет "Мятное королевство" на видное место, затем рассыпает зубной порошок на макет и вокруг него. Дети заходят в группу и замечают изменения (рассматривают, удивляются, задают вопросы,  читают надпись на замке "Мятное королевство" и вспоминают, что вчера вечером начали читать эту сказку).

После завтрака, до НОД

 

Воспитатель. Дети, а вы хотите узнать, что произошло дальше с жителями этого королевства?

Ответы детей (да, конечно).

Воспитатель вспоминает вместе с детьми о том, как Коля попал в « Мятное королевство»

и продолжает читать сказку "Мятное королевство", С. Прокофьева "Румяные щеки".

«По улице шли люди. Все они были очень грустные и печальные. Поэтому весь город показался Коле очень грустным.

 Вдруг из ворот замка вышла маленькая девочка (воспитатель использует для инсценировки тряпичную куклу).

 Она была худенькая, бледная и очень-очень грустная. У нее были большие серые глаза, на которых виднелись слезы. Мальчику стало ее очень жалко. Он спросил: "Почему, ты такая грустная?"

Девочка « У нас в королевстве все грустные».

Коля « Ну, почему?»

Девочка « Мы не можем улыбаться потому, что у нас желтые, нечищеные зубы».

Коля « Да вы что, слепые? Посмотрите? Это же все зубной порошок. Вон его сколько!»

Девочка « А что же с ним делать?»

«Как что?» удивился Коля.

Воспитатель. Дети, кто знает, для чего нужен зубной порошок?

Ответы детей. Этим порошком можно чистить зубы.

Воспитатель продолжает чтение сказки.

« Чистить зубы! Чего же еще?» ответил Коля.

«Мы не умеем и не знаем как» грустно покачала головой девочка.

5-7 минут

Целеполагание

Воспитатель. Дети, а вы знаете правила, которые нужно соблюдать, чтобы зубы были крепкими и белоснежными?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, а какие чувства, вы, испытываете к этой маленькой девочке и жителям « Мятного королевства»?

Ответы детей (нам было ее жалко, захотелось ей помочь).

Воспитатель. Почему вам стало ее жалко?

Ответы детей (она и все жители грустные, не умеют улыбаться, потому что у них желтые, нечищеные зубы)

Воспитатель. Дети, как вы думаете, мы можем помочь девочке и всем жителям "Мятного королевства" вернуть белоснежную улыбку?

Ответы детей (да, конечно можем)

Воспитатель. Как помочь? Что нужно делать, чтобы улыбка была белоснежной?

Ответы детей. Нужно научить жителей «Мятного королевства» правильно ухаживать за зубами, правильно питаться, вовремя обращаться к врачу.

5-7 минут

Процесс планирования

Воспитатель. Как мы можем научить жителей "Мятного королевства" ухаживать за зубами?

Ответы детей. Можем показать, рассказать, нарисовать, сделать аппликацию.

Воспитатель. Мы в детском саду, а они далеко в сказочном королевстве(пауза). Но к нам из сказочного королевства вышла девочка. Какие будут предложения?

Ответы детей (научить девочку, попросить взрослых сделать видеосъемку)

Воспитатель. Да, мы можем рассказать и показать все девочке из сказочного королевства, а она научит остальных жителей королевства правильно ухаживать за зубами.

Так же мы можем попросить, присутствующих взрослых, сделать видеосъемку нашей деловой игры и передать видеозапись жителям королевства.

Воспитатель обращает внимание детей на рекламное агентство «Белоснежная улыбка», организованный в группе.

 Предлагает прочитать названия отделов.

 Дети читают: 1отдел «зубная паста»; 2отдел "здоровая пища", 3отдел-группа художников.

Дети, кто знает, чем занимаются рекламные агентства? Зачем нужна реклама?

Ответы детей.

Если дети затрудняются, то воспитатель помогает правильно сформулировать ответ.

Воспитатель. Как вы думаете, подходит нам такая форма работы, чтобы научить и убедить девочку и жителей «Мятного королевства» правильно ухаживать за зубами.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на сколько подгрупп нам нужно разделиться?

Ответы детей. Если не отвечают, то обращает внимание на количество отделов.

Воспитатель. Давайте определим, чем будет заниматься каждая группа?

1 группа оформит плакат «Зубная паста», расскажет какой пастой и как правильно чистить зубы.

2 группа оформит плакат « Здоровая пища», расскажет о продуктах, которые надо есть, чтобы укрепить и сохранить зубы.

3 группа нарисует жителей «Мятного королевства» грустными и с белоснежными улыбками.

Физминутка (приложение)

10 минут

Процесс осуществления действий

Дети делятся  на  подгруппы по желанию, учитывая свои способности и подготовку для того, чтобы они могли справиться с заданием.

Воспитатель вместе с детьми повторяет алгоритм создания плаката.

Затем посоветовавшись между собой дети выбирают материал для своей деятельности,

договариваются о том, кто и что будет делать.

(материалы и оборудование разложено для каждой подгруппы отдельно)

Дети осуществляют деятельность по подгруппам, советуются между собой и с воспитателем по возникшим вопросам.

Воспитатель готовит врача стоматолога  (ребенок надевает белый халат и шапочку).

После выполнения задания  каждая группа

делает презентацию своей деятельности, обращая внимание на себя девочки из сказочного королевства.

Одновременно взрослые снимают видеофильм «Белоснежная улыбка»  для жителей «Мятного королевства».

Выходит 1 группа с плакатом о зубной пасте.

Дети представляют рекламу о зубной пасте, рассказывают о том, как правильно чистить зубы, ухаживать за ними, чтобы они были крепкими и белоснежными.

Выходит 2 группа с плакатом о здоровой пище.

Дети рассказывают о тех продуктах, которые они выбрали и почему.

Выходит доктор-стоматолог (переодетый ребенок)

Чтобы зубы не болели

Знают звери, знают дети

Каждый должен дважды  в год

Показать врачу свой рот.

Выходит 3 группа детей с рисунками.

Дети рассказывают о своих рисунках.

Воспитатель. Дорогие жители «Мятного королевства»! Если вы будите соблюдать все правила, о которых рассказали вам наши дети, то белоснежная улыбка вам будет обеспечена!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы научили девочку и жителей «Мятного королевства» правильно ухаживать за зубами

Ответы детей (да)

15-20 минут

Рефлексия

Воспитатель. А, вы, дети соблюдаете эти правила? Давайте улыбнемся друг другу и покажем жителям "Мятного королевства" свои белоснежные, ослепительные улыбки.

Звучит песня "Улыбка"(1 куплет и припев)

Воспитатель. Фильм нам помогли снять,  а как его показать жителям королевства?

 Ответы детей (можно отправить по электронной почте), другое.

Воспитатель. Дети, какое у вас настроение?

Что вам понравилось больше всего?

Что вызывало трудности?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям выбрать цветные полоски, соответствующие их настроению в начале и в конце занятия.

5 минуты

ПРИЛОЖЕНИЕ

Песня «Карамелия»

1. В стране Карамелии уже который год,

В стране Карамелии живут все без забот.

Жуют с утра до вечера здесь дружно шоколад.

Конфеты, вафли, бублики и сладкий мармелад.

Припев:

Ели, ели, ели карамели. (3 р.)

Ели, ели, ели мармелад.

2. В стране Карамелии одни лишь толстяки.

Большими крокодилами здесь стали червяки.

Жуют с утра до вечера все сладости подряд.

Животики и зубики у жителей болят.

3. В стране Карамелии песни не поют.

Танцев не танцуют, а только лишь жуют.

В стране Карамелии сегодня побывали.

По маминому супу мы невольно заскучали.

Припев

Песня «Улыбка» В. Шаинский

1. От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

 И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

Загадки

Собрались в загон, встали с двух сторон

32 овечки, белые, как свечки!

Стережет овец смелый удалец –

Пес в загоне темном, лает неуемно!»

Что это за овечки? Что это за пес? (зубы, язык).

Полон хлевец белых овец.(рот, зубы)

За белую поленницу хлеб кидают.

Там его толкут, перетирают(зубы,рот)

Стихи

***

1. Чтобы зубы не болели, вместо пряников, конфет

Ешьте яблоки, морковку – вот вам дети наш совет.

2. Чистим зубы дважды в сутки,

Чистим долго три минутки,

Щеткой чистой, не лохматой,

Пастой вкусной, ароматной.

Чистим щеткой вверх и вниз,

Ну, микробы, берегись.

3. Чтобы зубы не болели, знают звери, знают дети.

Каждый должен дважды в год показать врачу свой рот.

4. Всем девчонкам и мальчишкам

Надо брать пример с зайчишки.

Репка, яблоко, морковка,

Детским зубкам тренировка.

Микроб Зубоед.

Я микроб – зубоед.

Где кариес? Где дырка?

Ох люблю я вредить, люблю зубы гноить.

Люблю делать плохо другим органам –

Желудку, сердцу, почкам, глазкам.

Зубная щетка

Утром, чистя зубы, помни про себя,

Что зубная щетка, только для тебя,

Ты ее хозяин, властелин,

На всем белом свете ты один,

Только ты один.

Реклама зубной пасты

Рано утром по утру

Пасту я свою беру

Чтобы зубы не болели,

Чтоб белели и блестели

Ведь улыбочку свою

Больше всех я берегу

Чистить зубы каждый день

Нам с сестричкою не лень

Чтобы не болели зубы

И не портилась эмаль,

Нам потратить две минутки

Перед сном совсем не жаль

Aquafresh – детская зубная паста для молочных и постоянных зубов.

Полезные продукты для зубов

Йогурт, творог, молоко –

Очень много кальция,

Зубки белые всегда,

И никакого кариеса!

В белом тюбике с зайчонком,

Волшебство одно сидит.

Всем мальчишкам и девчонкам

Чудо-зайчик говорит:

Чистить зубки всем нам надо.

От пирожных, шоколада…

Чтоб здоровыми остались,

Не крошились, не ломались.

Чтоб белее снега были,

Не болели и не ныли.

Вам этого даю

Пасту вкусную свою.

Только вы её не ешьте,

Хоть она и ароматна.

Ароматна паста если,

Чистить зубки ей приятно.

Пальчиковая гимнастика

«ЗАМОК-ЧУДАК»

ТЕКСТ

ДЕЙСТВИЯ

На двери замок-чудак,                                 Пальцы сцеплены в замок.

Не открыть его никак                                   Выворачивают в разные стороны,

Я его и так, и сяк                                          Пытаются открыть замок

Я его туда, я его сюда

Ну никак не открывается

Вынул связку я ключей                               Поочередно, начиная с мизинца

Ну ка ключик поскорей                               крутить пальцы одной руки

Этот ключик не подходит                           в кулаке другой.

Этот ключик не выходит

Этот ключ не открывает  

Этот ключ не вылезает

Этот ключик от сарая                                  Поднять большой палец вверх

Вынул связку я другую

Дверка милая, откройся!

Входите пожалуйста!                                    Развести руки в стороны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает ли...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье раскрываются основные положения компетентностного подхода применительно к дошкольному образованию....

Проект по теме "Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»

Один из наиболее важных направлений в работе современного руководителя  - это работа по реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке воспитателей....

Тема: «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении».

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично.  Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития...

СОЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОВОЛОНТЁРСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье описана деятельность дошкольной образовательной организации по созданию новой педагогической модели экологического образования, основанной на объединении детских эковолонтёрски...