РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по теме

Орлова Татьяна Эриковна

В статье раскрываются основные положения компетентностного подхода применительно к дошкольному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_nauchno-prakticheskogo_seminara_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Научно-практический семинар ИИФ г. Серпухова

«Новые стратегии и подходы в образовании»

2009г.


РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Олеся Викторовна Якименко, заведующая МДОУ детский сад № 2 «Ёлочка», Чудина Татьяна Эриковна, зам.зав. МДОУ детский сад № 2 «Ёлочка» по научно-методической работе, методист по дошкольному образованию МОУ ДПО «Учебно-методический центр».

Основные положения компетентностного подхода в российском образовании нашли отражение в «Стратегии модернизации содержания общего образования», в которой понятие компетентности было определено в качестве центрального, узлового понятия, объединяющего интеллектуальную и навыковую составляющие образования и обладающего интегративной природой.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российского образования. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работе таких отечественных педагогов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и их последователей. Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования, поскольку современное образование требует существенной модернизации.

К инструментальным компетенциям относятся: способность к анализу и синтезу, к организации и планированию; базовые общие знания; коммуникативные навыки в родном языке; элементарные компьютерные знания; навыки управления информацией; способность решать проблемы. Перечисленные компетенции включают в основном начальные способности, базовые общие знания и общие знания по профессии.
           К межличностным компетенциям относятся: способность к критике и самокритике; межличностные навыки; способность работать в междисциплинарной команде, взаимодействовать с экспертами в других предметных областях; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и работать в международном контексте; приверженность этическим ценностям. Данные компетенции описывают готовность к социальному взаимодействию, умению работать в группе, способность к самокритике.

К системным компетенциям относятся: способность применять знания на практике; способность к обучению и адаптации к новым ситуациям, генерировать идеи, быть лидером и работать автономно; понимание культуры и обычаев других стран; способность к разработке проектов и их управлению; способность к инициативе и предпринимательству; ответственность за качество; воля к успеху. Системные компетенции отражают способность системно применять полученные знания на практике, осуществлять исследования, генерировать новые идеи, адаптироваться к новым ситуациям.
Дошкольное воспитание как первая ступень образования за последнее время прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и воспитания, а также к управлению этим процессом. Законом «Об образовании» утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) использовать наиболее оптимальный на их взгляд вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели. Такой выбор предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала педагогов ДОУ, способствует развитию инициативности, побуждает к использованию современных элементов, более эффективных методов обучения, к освоению различных педагогических технологий. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач в ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, что, в свою очередь, помогает реализовать цель образования - развитие индивидуальности ребенка.

МДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Елочка», учреждение, где каждого ребенка знают по имени; родители, дети, педагоги совместно преодолевают жизненные проблемы, радуются успехам друг друга. В основу концепции детского сада  положена идея гуманизма, в соответствии с которой каждый человек – это личность, обладающая универсальными и индивидуальными способностями.

Стабильное функционирование и развитие детского сада обеспечиваются

•        принципами, заложенными в Концепции детского сада,

•        личностно-ориентированным и компетентностным подходами к воспитанию и обучению детей,

•        все более расширяющимся образовательным пространством

•        эффективной воспитательной системой

•        традициями детского сада

Профессионализм воспитателя сегодня определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, уровнем владения проектировочными умениями. Отечественная наука достигла определенных успехов в разработке теоретических основ педагогического проектирования. Однако, опыт практической работы демонстрирует значительные затруднения воспитателей в создании педагогических проектов разных уровней.

В нашем детском саду проектная деятельность начала развиваться с 2004 года.  Внедрение новых технологий создало предпосылки для повышения эффективности обучения проектной деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. Большие возможности для этого предоставляет метод проектов, в основу которого положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие. В основе технологии проектного метода лежат механизмы синергетики, обеспечивающие переход от внешнего управления профессиональной деятельностью специалиста к его самоорганизации и саморазвитию.

Одним из достижений МДОУ детский сад № 2 мы считаем разработку и внедрение в работу проектов. В работе с проектом мы прошли три этапа:

  • Подготовительный: планирование работы над  проектом; выдвижение идей; обсуждение идей с воспитателями; выдвижение ими своих идей.
  • Организационный: формирование творческих групп; распределение заданий
  • Заключительный этап. Внедрение в образовательный процесс

Воспитатели очень творчески подошли к разработки проектов, из-за отсутствии опыта в составлении были свои трудности.

Вся деятельность детского сада строится в рамках проекта, который называется «Пространство любви». Проблема: как сохранить здоровье ребенка и воспитать его социально-активной личностью. Педагогический коллектив детского сада делает акцент на интегрированное решение поставленной   проблемы.

Проект содержит в себе несколько важных подпроектов:

  1. В работе по обеспечению психоэмоционального здоровья и благополучия нам помогает проект «Лучик».
  2. Эффективная  познавательная деятельность организуется в рамках проекта «Умка».
  3. Сохранение физического здоровья и активность дошкольников обеспечивается проектом «Малыши-крепыши».
  4. Задачи эстетического развития решаются в рамках проекта «Разноцветный мир».
  5. Проект «Я-ты-мы» направлен на нравственное, социально-личностное развитие ребенка.
  6. Экологическое развитие осуществляется с помощью проекта «Зеленая планета».

Проект «Зеленая планета» реализуется в рамках эксперимента по экологическому воспитанию, который введется в ДОУ № 2 «Ёлочка» с 2006 г.  Проект рассчитан на долгосрочное время (2-3 года), по форме организации является смешанным. Участие в проекте совместно с детьми родителей, педагогов воспитывает у дошкольников готовность к социальному взаимодействию, умению работать в группе. Взаимодействие  педагогов разной направленности: воспитателей, специалистов по развитию речи, ознакомлению с окружающим, изодеятельности, инструктора по физо, психолога, - обеспечивает глубокие междисциплинарные связи и глубокую интегративность образовательного процесса. При разработке концепции экспериментальной работы педагогами нашего ДОУ  была выявлена такая проблема, как недостаточный уровень развития экологической культуры как детей, так и их родителей. В связи с выявленной проблемой была поставлены цели:

  • Выработка правильного отношения к окружающему миру;
  • Формирование положительной познавательной мотивации;
  • Развитие мыслительных операций, логического мышления;
  • Формирование гуманистического отношения к природе;
  • Развитие воображения;
  • Формирование практических навыков и умений деятельности в природе природоохранного характера;
  • Обеспечение нравственного и духовного здоровья личности.

Основным результатом проекта должно стать качественно новое отношение к природе, высокая познавательная мотивация,  развитие уверенности в собственных возможностях.

Проект включает в себя 3 подпроекта:

  • Осенние превращения
  • Поёт зима, аукает
  • Да здравствует жизнь!

Работа с детьми не только обогащает их новой информацией в области экологии, но и нацелена на самостоятельное получение знаний и применение их на практике.

Организация взаимодействия с родителями позволяет вовлекать их в образовательный процесс на правах полноценных участников, играя при этом значительную роль в воспитательном процессе.

Работа с педагогами нацелена на организацию взаимодействия, умение работать в команде, повышение своего профессионального уровня.

Значительное  место в организации проекта занимает деятельность администрации ДОУ, которая направлена на создание условий для осуществления образовательного процесса по принципу развивающего обучения.

На наш взгляд, технология проектирования как одна из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста является источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых.  По определению В. Ротенберга, поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Творение - это всегда эмоционально насыщенный процесс, активное стремление к воплощению своих мечт.

В системе  дошкольного образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой деятельности, направленной на решение реальных жизненных задач, что тем самым, обеспечит преемственность различных звеньев образовательной системы со стороны своего главного основания, в качестве которого выступает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ррррр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

"Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает ли...

Проект по теме "Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»

Один из наиболее важных направлений в работе современного руководителя  - это работа по реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке воспитателей....

Методический материал, отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.

Представлен практический материал для воспитателей детских садов по реализации принципов системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях. Материал прдставлен в форме непосред...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая программапо реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образовательного учрежденияОбразовательная область «Музыка» в контексте ФГОСдля детей дошкольного возраста (2-7 лет)...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет)

Настоящая рабочая программа «Музыкальное воспитание в ДОУ» осуществляется на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Н.Е. Комаро...

Тема: «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении».

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично.  Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития...