Тема: «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении».
консультация

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично.  Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития, ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества. Все это требует обновления подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением, поиска путей развития образования через создание новой практики дошкольного образования, внедрение научно-методических разработок, рассматривающих инновационную деятельность, обеспечивающую формирование ключевых компетентностей детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому очень важной является проблема реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_doc.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

      МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

   ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

                                    Консультация для педагогов

Тема: «Реализация компетентностного подхода

 в дошкольном образовательном учреждении».

МБОУ «Начальная школа-

детский сад №14»

старший воспитатель

Мелешкина Т.В.

Февраль 2018 г.

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Эти изменения предполагают ответные действия на них со стороны дошкольного образовательного учреждения. Развитие данной системы определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития, ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества. Все это требует обновления подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением, поиска путей развития образования через создание новой практики дошкольного образования, внедрение научно-методических разработок, рассматривающих инновационную деятельность, обеспечивающую формирование ключевых компетентностей детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому очень важной является проблема реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании. Компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации:

  • компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И. Д. Фрумин);
  • компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В. А. Болотов);
  • компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б. Д. Эльконин);
  • компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В. В. Башев);
  • И. А. Зимняя определяет компетентность как актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека.
  • компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.
  • компетентность определяется как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» (А. М. Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П. Г. Щедровицкий) .

                 При компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными дети, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей. Например, итогом дошкольного обучения и воспитания является не только учебное содержание самих программ, т. е. знания и информация, которые ребенок усваивает в детском саду, но и сформированность у детей этого возраста необходимого уровня развития воображения, знаково-символической функции, замещения, умения действовать в соответствии с ролью и правилами. Перечисленные функции формируются у ребенка в ходе его игровой деятельности со сверстниками, организованной воспитателем. Если же в детском саду ребенок не столько играет, сколько учится (что на сегодняшний день становится к сожалению главной особенностью дошкольного детства), то детский сад в минимальной степени способствует их формированию. Особое значение при организации работы с детьми в условиях компетентностного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор – работать одному в подгруппе, то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми, могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнером, но может быть, в равной степени, и воспитатель, и педагог–психолог или другой специалист ДОУ, и родители кого-то из детей, присутствующие в группе в качестве или помощников), в случае, ели это не противоречит их собственным планам. Право самоопределения в сотрудничестве как с взрослыми, так и с детьми, дает ребенку возможность приобретения опыта установления и расширения социальных контактов с разными людьми, опыта достижения договоренностей, распределения полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае, их согласия), опыта достижения общего результата и «презентации» общего результата. Рассмотрим психолого-педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного образования в ДОУ:

  • субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
  • ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;
  • формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка,
  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы мониторинга, развивающая предметная среда;
  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), т. е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
  • вовлечение семьи.

Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость детского сада для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов с семьей – путь к успешному развитию малышей. С этой целью проводятся  родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы; воспитатели сотрудничают с родителями в рамках реализации групповых проектов. Важно проинформировать семью, что существует психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, оно может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее, это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Ученым хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные институты социализации способны обеспечивать полноту и целостность социально–педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка, предупреждения каких-либо деформаций. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. В контексте социального и психолого-педагогического благополучия ребенка взаимодействие дошкольного образовательного учреждения целесообразно выстраивать на основе глубокого знания своеобразия семейного воспитания ребенка. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает дифференцированный подход при организации работы с родителями. Для осуществления дифференцированного подхода специалистами детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Все вышеперечисленное напрямую обеспечивает будущим специалистам развитие специальной компетенции в сфере социального взаимодействия и позволяет совершенствоваться в личностном и профессиональном планах.

Итак, организация взаимодействия с семьями воспитанников, прежде всего, должна быть основана на знании правовых основ регулирования этого процесса, который разворачивается в едином образовательном пространстве. Только компетентное управление взаимодействием с семьей и педагогический такт воспитателя могут помочь родителям найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребенком, установить с ним деловые и эмоциональные контакты.

Литература

  1. Арнаутова Е.П. Социально–педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. – №4. – с. 23–35.
  2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико–методологический аспект) // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 4. – С. 20–27.
  3. Жирикова Ф.А. Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, компетентностный подход, интерактивные методы в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, www.edukbr.ru.
  4. Компетентностно-ориентированное образование в ДОУ, www.detsad.com
  5. «Разработка и апробация системы оценки качества дошкольного образования в условиях НСОТ в ДОУ», www.eurekanet.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения по физической культуре кружка «Юный спортсмен»

        Работа кружка «Юный спортсмен» направлена на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, ра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматривается тема  эффективности использования мультимедийных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ...

Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"

Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.Задачи:1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;2. Раскрыть основну...

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении

В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...