Основная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО
презентация к уроку по теме

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oop_fgos_do.rar271.7 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, коллеги!

Мой доклад на тему «Образовательная программа детского сада: согласование с ФГОС ДО»

Новый проект ФГОС  ДО для Вас не является сенсаций. Для более легкого восприятия ФГОС До были введены ФГТ к структуре ООП ДО и ФГТ к условиям реализации ООП ДО. На курсах повышения квалификации в июне 2011 года докладчиками, Коломийченко Л.В., Токаевой Т.Э., были произнесены такие слова: «Сейчас мы набиваем только  руку». Этим было объяснен тот факт, что разработанная нами ООП ДО не является последней.

Слайд № 2

ФГОС ДО разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

-к структуре Программы,

-к условиям реализации программы, включающим требования  к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно- пространственной среде.

-к результатам освоения Программы.

Остановимся к требованиям к структуре ООП ДО

Слайд № 3

 Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образования в России. появление Программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности воспитателей.

-1919г.- «Инструкции по введению очага и детского сада»;

-1932г.- Первый проект программы работы детского сада;

-1934г. – «Программа работы детского сада»;

-1938г.- «Руководство для воспитателей детских садов»;

-1953г.- Руководство переиздается;

-1959г. – Появляется новый вид ДОУ – «ясли -сад»;

-1962г. – «Единая программа воспитательно- образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу»;

-1969г. – Программа переиздается;

- 1978г.- Издается 8-е издание Единой программы;

-19865г.- «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

-1989 г.- «Концепция дошкольного воспитания»;

-1989 г. –»Программа «Радуга»;

-1991 г.- Программа «Детство»;

-1994 г.- Программа «Развитие»;

-1995 г.- Программа «Истоки»;

-2004 г. –Новое издание «Программы воспитания и обучения в детском саду»;

-2009 г. – «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП ДО» от 23.11.2009 № 655;

-2010 г.- Новая редакция программ «Радуга», «Детство», «От рождения до школы», «Успех», «Истоки»;

-2011 г. – Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации ООП ДО» от 20.07.2010 № 2151;

-2013г. – Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Слайд № 4

ООП ДО- комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты и тд), а также организационно – педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

В соответствии с Проектом ФГОС ДО ООП ДО проектируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования: объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно- педагогические условия образовательного процесса.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально- нравственного  и познавательного развития развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующей дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка.

Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно- временные (гибкость, трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрации), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия. 

Слайд 5

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и учетом Примерных программ (ФЗ РФ «Об образовании», ст.12.6).

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психоло- возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

-сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

-формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

-формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка социального статуса, психофизиологическим особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

-определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Слайд 6

        

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

-предметно- пространственная развивающая образовательная среда;

-характер взаимодействия со взрослыми;

-характер взаимодействия с другими людьми;

-система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Слайд 7

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников в четырех образовательных областях (коммуникативно- личностное развитие, познавательно- речевое развитие, физическое развитие).

В разделе  «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены  выбранные и /или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциональные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Если данная часть программы не дублирует  содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развернуто. В противном случае оформляется в виде ссылок на соответствующую Примерную программу.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциональных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Слайд № 8

Структура ОО ДО включает в себя 3 раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, целевые ориентиры.

Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи (развитие специфических видов деятельности, становление первичной ценностной ориентации и социализации, развитие первичных представлений, коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и детей- инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении ООП.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений ООП.

Слайд № 9

Требования к разделам ООП ДО

Целевой раздел ООП ДО

Пояснительная записка должна раскрывать:

Цели и задачи реализации ООП ДО,

Целевые ориентиры,

Приоритетные направления деятельности,

Специфику условий (региональные, национальные, этнокультурные),

Принципы и подходы к формированию ООП ДО.

Слайд № 10

Содержательный раздел включает:

-цели и задачи образовательной работы  с учетом психолого – возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

-содержание образовательной работы по видам детской деятельности и учетом используемых примерных ООП ДО и методических пособий, обеспечивающих  реализацию данного  содержания;

 -описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приемов, средств образования) с учетом психолого – возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Слайд № 11

Содержательный раздел. Обязательная часть

Направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

-формирование уважительного  отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине,

-формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира ( в быту, социуме, природе),

-овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

-овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни и питания,

-развитие эмоционально- ценностного восприятия произведений искусства, мира природы.

Слайд № 12

Для решения задач развития детей  содержание Программы отражает направления образовательной работы в четырех образовательных областях:

Коммуникативно- личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

Слайд № 13

Также решение задач развития детей  должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

-двигательной,

-игровой,

-коммуникативной,

-познавательно- исследовательской,

-восприятия художественной литературы,

-трудовой,

-конструктивной,

-изобразительной,

-музыкальной.

Слайд № 14

Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

-о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях).

-о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др),

-о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии культур стран и народов мира.

Слайд № 15

Содержательный раздел- часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

Составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциональных и иных программ и /или созданных ими самостоятельно.

Слайд  16

Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов.

Может быть ориентирована на:

-специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс,

- поддержку интересов педагогических работников \организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы,

-сложившиеся традиции Организации.

Также может включать иные характеристики.

Слайд № 17

Содержательный раздел – содержание коррекционной работы (инклюзивного образования)

Включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ, включая детей- инвалидов.

 

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей –инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставлению услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведения групповых и индивидуальных занятий.

Коррекционная работы должна быть направлена на:

-обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и и детей- инвалидов, оказание им квалифицированной  помощи в освоении Программы,

-освоение детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Слайд № 18

Организационный раздел  ООП должен включать:

-характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

-особенности работы в четырех основных образовательных областях в разных видах детской деятельности,

-особенности организации предметно- пространственной развивающей среды,

-характеристику основных принципов, методов, технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе),

-способы и направления поддержки детской инициативы,

-особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Слайд № 19

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

В презентации должны быть указаны:

-возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается,

-реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть,

-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,

-иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения аторов.

Слайд № 20

Требования к результатам ООП ДО

Представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детьми.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Слайд 21

Целевые ориентиры:

  • Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.
  • Ребенок уверен в своих силах, отрыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
  • Ребенок обладает развитым воображением. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству. Умеет подчиняться  разным правилам и социальным нормам.
  • Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, пении, танцах, придумывании сказок.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
  • Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности.
  • Ребенок проявляет любознательность. Склонен наблюдать и экспериментировать. Способен к принятию собственных решений.

Слайд № 22

Сравнительный анализ ООП ДО в соответствии с ФГТ и ФГОС ДО.

ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО

ООП ДО в соответствии с ФГТ

Возраст детей

Для детей с 2 месяцев до 8 лет

С 3- 7 лет

Структура Программы

Три раздела Программы:

Целевой

Содержательный

Организационный

Две части Программы:

Обязательная (инвариантная).

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная).

Соотношение частей Программы

Обязательная часть -60%.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса– 40%.

В каждом из разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Обязательная часть – 80%.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса- 20%.

Содержание работы по освоению Программы

Четыре образовательных областей:

Коммуникативно - личностное развитие

Познавательно- речевое развитие

Художественно- речевое развитие

Физическое развитие

Четыре направления:

Физическое развитие

Социально- личностное развитие

Познавательно- речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Десять образовательных областей:

«Физическая культура», «Здоровье»

«Безопасность», «Социализация»

«Труд», «Познание» «Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество» , «Музыка»

Мониторинг

Целевые ориентиры

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг детского развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация основной образовательной программы в соответствии с ФГОС

Программа  разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов, обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных и инди...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО в группах общеразвивающей направленности для детей с ОВЗ

Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО в группах общеразвивающей направленности для детей с ОВЗАннотация: адаптированная основная обра...