Педагогика
статья на тему

Геворкян Светлана Григорьевна

Педагогика. Содержание и цели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_pedagogika_soderzhanie_i_tseli_obucheniya.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

                       Департамент образования города Москвы

          Государственное бюджетное образовательное учреждение

          высшего профессионального образования города Москвы

             «Московский городской педагогический университет»

                      Институт педагогики и психологии образования

                                           

       

                                       

                                          Педагогика

                                             РЕФЕРАТ

        Цели и содержание образования в современной школе

Направление: 050100.62  -  Педагогическое образование

Профиль подготовки: управление дошкольным образованием

                             (2 курс, заочная форма обучения)

                                                                     Преподаватель:  Щербакова                                                                            

                                                                     Елена Викторовна

                                                                     Выполнила:  Геворкян

                                                                     Светлана Григорьевна

 

                                           Москва  2013 г.

Развитие личности – цель современного образования

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

 Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие.

Понятие содержания образования и принципы его формирования

Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

      Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа - требований общества к образованию граждан, при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний. 

Цели образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру. Это цели, определенны в нормативных государственных документах, в нормативных и теоретических документах системы народного образования, сформулированные в учебных программах и, наконец, заданные в методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ.

Отечественный дидакт В.С.Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности.

Он выделяет следующие функции общего среднего образования:

массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности.

В соответствии с этими функциями могут быть сформулированы и цели общего среднего образования.

Образование представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до смерти, т.е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени.

В концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), принятой в 2000 г. на Всероссийском совещании работников образования, главная цель общего образования сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и т.д.).

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, принятой на том же совещании, были также сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно:

— преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

— восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

— создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Сущность содержания образования и его исторический характер

В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду».

Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний,  навыков  и умений,  опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне  развитой личности,  подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры  общества.

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:

- системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;

- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

- опыта ценностного отношения к миру.

В образовательном учреждении содержание образования — это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.

        Итак, при личностно-ориентированном  подходе  к  определению сущности  содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных,  духовных,  культурных и жизненных потребностей  личности,  гуманное  отношение  к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и  возможности  самореализации  в культурно-образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное содержание образования  направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных  свойств  (быть  гражданином,  семьянином,  тружеником)  и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).  При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность. 
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.  Это означает,  что оно  изменяется  под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

 Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация,  которая вызвана  двумя  обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.  Стандартизация содержания  образования  обусловлена  и  задачей вхождения России в систему мировой культуры,  что требует учета  тенденций  развития содержания  общего  образования  в  международной образовательной практике. 
Под стандартом образования понимается  система  основных параметров,  принимаемых в качестве  государственной  нормы  образованности,  отражающей  общественный  идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).
Наряду с "Законом об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом,  несущим толкование определенной части Закона.

Итак, стандарт образования отражает обязательства,  с  одной стороны,  государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует  от  своего  гражданина  достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в  свою  очередь  необходимый для этого уровень образовательныхуслуг.

Основополагающие педагогические документы: стандарты; планы; программы; учебники.

1. Стандарты образования, устанавливаемые государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания.  Стандарт — исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.Через создание и внедрение стандартов государство реализует свою руководящую роль в системе образования. Соблюдение стандартов обязательно для всех типов учебных заведений независимо от форм собственности. Главная цель их введения состоит в том, чтобы не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования для всех типов учебных заведений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обученности, а для выпускников общеобразовательных школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения.

2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения.

3. Учебная программа — еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине.

4. Учебник - еше один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стандартом и программой по данной дисциплине, что обычно удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа

Закон об образовании: что нового?

Новый закон "Об образовании в РФ" сменил два других закона — "Об образовании" 1992 года и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 года.                                                                               Данный закон объединил самые лучшие образовательные практики, сложившиеся в российском, а также в международном образовании.     Главное достоинство этого закона в предоставлении реальных механизмов для доступности образования высокого качества всем людям, независимо от возраста, пола, места жительства".  В новом законе четко прописаны уровни общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), а также уровни профессионального образования (среднее профобразование, высшее — бакалавриат, специалитет, магистратура, а также новый уровень — подготовка высшеквалификационных кадров).

1.О соответствии Конституции

Очень важная вещь, которую сделал этот закон: он привел в соответствие законодательство с Конституцией. Потому что предыдущие законы об образовании (их было два), вышли до Конституции, и ряд норм в них противоречил друг другу. Вследствие чего ежегодно в системе образования было 300–400 судов, где страдали тысячи людей. Были случаи, когда ректора могли посадить либо привлечь к ответственности за то, что он, например, КВН оплачивает своих студентов. Поскольку, мероприятие не воспитательное, значит, и оплачивать нельзя. Ну, и масса других подобного рода случаев. Сейчас закон наводит здесь порядок.

2.Самые большие изменения произошли в сфере дошкольного образования.

Образование начинается с детского сада; детские сады – стали полноценной ступенью образования. Следовательно, образование в целом теперь начинается не с начального общего, а с дошкольного. Дошколка станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Были утверждены новые государственные стандарты дошкольного образования, основной особенностью которых стало следующее — теперь развивать детей будут в игровой форме.  Стандарт необходим не для ребёнка, а для родителей и воспитателей. В последние годы так сложилось, что детский сад в какой-то степени подменял начальную школу. Теперь же задача детского сада не научить читать и считать, а подготовить их так, чтобы они хотели учиться и могли социализироваться в разных условиях. Учить должна всё же школа.

 Дошкольный уровень при этом не будет предусматривать никаких итоговых экзаменов либо других форм оценки знаний детей, чего так боялись и эксперты, и учителя. Поэтому в детских садах крайне недопустима какая-либо итоговая аттестация. Также впервые вводится чёткое разделение на дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу. Это следствие новых принципов финансирования деятельности ДОУ.

 Обучение ребенка в детсаду будет бесплатным, но родителям, как и раньше, придется платить за их присмотр. Родителям придется платить за питание и работу нянечек. Министерство проанализировало, какие суммы сейчас родители платят за детский сад. Переходить на новые стандарты детские сады будут постепенно, в течение трех лет.

3.Что принесет новый закон детям-инвалидам и сиротам?

Новый закон призван помочь детям с ограниченными возможностями. "Закон подразумевает переход к инклюзивному образованию. Это значит, что дети с ограниченными возможностями смогут учиться в обычных классах с другими детьми, но никто не говорит о закрытии или сокращении специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов" .

Если новый закон проявил заботу о детях-инвалидах, то дети-сироты были лишены части своих льгот. Так, теперь они вынуждены будут поступать в высшие учебные заведения по конкурсу (раньше дети-сироты шли вне конкурса).

4.Новый закон для школьников

По новому закону ученики смогут самостоятельно выбирать учебный график. Это позволит совмещать школьное обучение с семейным. Такой план выгоден в первую очередь детям, занимающимся спортом, музыкой, искусством, и которые не могут посещать школу в обычном режиме. Также он подойдет для детей, поменявших школу, так как школьные программы могут различаться, поэтому им понадобятся дополнительные занятия. Индивидуальный график также рассчитан на школьников с ограниченными возможностями, которые не могут в силу различных обстоятельств все время посещать школу.

Стоимость дополнительных часов в школах будут определять учредители данного учебного заведения. В школах и раньше существовали кружки, за которые приходилось платить родителям. Но кружки — это одно дело, а дополнительные уроки — другое.

Новый закон об образовании установил общий подход к применению школьной формы. Так, ученики должны носить форму светского характера, соответствующую общепринятым нормам делового стиля. Общий вид определяется родительским комитетом, советом школы и родительским собранием.

 Согласно новому закону, все школы будут обеспечены школьными учебниками бесплатно. Сельские школы не смогут закрыть без учета мнения местных жителей.

Старшеклассники смогут сами выбирать учебные курсы, причем, не только в своей школе, но и вне ее, благодаря электронному обучению.

Закон установил право применять в образовании дистанционные и модульные технологии, электронное обучение.

ЕГЭ сохранится, но их результаты будут действительны 5 лет после получения свидетельства. Раньше этот срок составлял всего лишь 18 месяцев. Причем экзамен можно пересдавать ежегодно, выбирая для поступления в университеты наиболее высокие результаты.

Еще одно новшество: могут появляться учебные заведения с несколькими учредителями. Например, предуниверсарии для старшеклассников, где станут преподавать лучшие университетские педагоги. Они познакомят школьников с тем, как устроена высшая школа, и избавят от необходимости заниматься с репетиторами. С сентября 2013 года предуниверсарии откроются при РГГУ и Высшей школе экономики. В 2014 году такое учебное заведение откроется в Бауманке на базе физико-математических лицеев № 1580 и 1581.

О дисциплинарной комиссии

Каждое образовательное учреждение  обязано иметь дисциплинарную комиссию. Когда конфликты разбираются коллективно людьми, у которых душа болит за это дело, и все вместе принимают решение, как в этом случае быть. Школы должны более ответственно относиться и к вопросам безопасности на своей территории. И если раньше виновных в несчастном случае, который произошел в стенах школы, найти было трудно, то сейчас все детали и ответственность прописаны законом. Там появилось даже особое понятие "безопасная школьная среда". 

Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной.  Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти. Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне.

 Учитываются индивидуальные потребности учащихся

Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу.

5.Новый закон для учителей

Новый закон прописывает положительные нормы для педагогов. Впервые признается особый статус педагога. "Государство гарантирует достойный уровень оплаты труда педагога. Зарплата учителя не может быть ниже средней зарплаты по промышленности в конкретном регионе", — заявила Третьяк. Так, оклады преподавателей вузов с сентября повысятся приблизительно на 10 000 рублей.

Педагогическим работникам, которые проживают в рабочих поселках или сельской местности, будут компенсированы расходы на оплату жилья, освещения и отопления. Если они проживали и работали в селах более десяти лет, новый закон гарантирует им сохранение этих норм соцподдержки даже после выхода на пенсию.

Отныне школы, а точнее их педагогические коллективы, могут самостоятельно выбирать учебные центры, в которых преподаватели будут повышать свою квалификацию. Не секрет, что раньше подобные тренинги во многом были простой формальностью: каждый педагог знал, что раз в пять лет он обязан пройти специализированные курсы по своему предмету. Однако наполнение таких программ и заведения, в которых они проводились, не всегда отвечали запросам и уровню учителя, а назначались по принципу распределения. Теперь ситуация изменилась: педагоги внутри коллектива смогут сами выбрать тот или иной образовательный центр, подобрать оптимальный курс, который бы соответствовал целям и задачам, поставленным учебным процессом в каждой конкретной школе.

Более того, согласно новому закону «Об образовании», курсы по повышению квалификации должны проводиться не раз в пять лет, а уже раз в три года. Преимущества этого новшества очевидны: методики преподавания, не говоря уже о самом наполнении каждого предмета, совершенствуются год от года, и в течение учебного периода педагоги часто настолько загружены, что не успевают отследить последние новости. Поэтому увеличение частоты курсов повышения квалификации поможет им постоянно находиться «в теме».
Учителям предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Репетиторство для своих же собственных учеников теперь запрещено законом. Учитель не сможет давать платные уроки своим же ученикам.

6.Правительство утвердило правила оказания платных услуг в образовании

ч.3 ст.54 закона об образовании в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического или юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. 
При этом увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...