Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения
материал на тему

Григорьева Наталия Владимировна

Обмен опытом работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_obmenu_opytom.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня

профессиональной подготовки педагогов

в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В современных условиях модернизации образования подготовка специалистов в области дошкольного воспитания приобретает особую значимость. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал.

      Стало необходимым затронуть вопрос о том, что же означает профессиональная подготовка педагога и как повысить уровень профессиональной подготовки  в условиях ДОУ.

       Профессиональная подготовка педагога- специально организованный процесс профессионализации и результат овладения системой профессионально-педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно-ценностного отношения к педагогической культуре.

      Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

      В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки.

      Самообразование-это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью: у человека развивается умение самостоятельно организовывать свою деятельность по приобретению новых знаний. Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

      Анализ результатов исследования по изучению способности педагогов ДОУ к саморазвитию показал: 73% педагогов стремятся к саморазвитию и самопознанию; 27%- их развитие зависит от определенных условий.

      Руководитель должен так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью. Поэтому становится актуальным оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего его развитие.

      Методическая работа- важное звено в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров, комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

      Поделюсь опытом работы по повышению уровня педагогического мастерства в нашем ДОУ.

      В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной  и методической литературы, оформляются тематические выставки, выставки новой литературы. Книги, журналы систематизируются по годам, используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми. Во время работы с методической литературой часто встречаются незнакомые слова и словосочетания. В этих случаях наши педагоги пользуются имеющимися словарями, энциклопедиями, справочниками. Виды справочной литературы весьма разнообразны.

      Наиболее распространенной формой методической работы с активным включение педагогов в творческую деятельность являются консультации. Чтобы консультации способствовали повышению квалификации воспитателей, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс- тестирование или экспресс- опрос. Например, работа с перфокартой или тестовым задание, которые имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его.

      Активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами.

      На педагогических советах используется такой метод, как педагогический ринг. Здесь предлагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан  ответ «да» или «нет». Цель ринга- уточнить и систематизировать знания педагогов или провести мини- диагностику их знаний по целому комплексу вопросов.

      Следующим методом активизации педагогов является проектный метод. Умение пользоваться проектным методом- показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Главное их условие- интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Но сначала интерес должен появиться у воспитателей.

      Сведения о самообразовании педагогов фиксирую документально. В 2007 году ввела в действие «Педагогические часы». Данная форма работы помогает по выявленным проблемам совместно повышать уровень педагогической компетентности.

      Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в ДОУ. Оптимальный психологический климат- такие социально- психологические условия, при которых в максимальной степени реализуются интересы коллектива и личности.

      На существование в коллективе неформальных приятельских и дружеских микрогрупп педагогов, отсутствие конфликтов благотворно влияют совместное проведение досуга, свободное общение. Мероприятия, проводимые в ДОУ, способствуют созданию атмосферы психологического комфорта.

      Немаловажный фактор- стимулирование деятельности педагогов. Какой должна быть система стимулирования, чтобы она обладала мотивирующей силой? Анализ показал:

- на высоком уровне стоят психологические условия, административное управление, административное управление, методическая работа;

- чуть выше среднего уровня- материальные и социальные условия.  

Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы и соответствующая оплата труда. Несмотря на то, что у части сотрудников ДОУ материальные стимулы преобладают, использование морально- психологического стимулирования все-таки остается наиболее значимым. Многие воспринимают в качестве подобной нормы похвалу в свой адрес на собрании коллектива, благодарность с занесением в трудовую книжку и другое.

      Подводя итог, еще раз подчеркну, формы самообразования многообразны:

- работа с книгами, периодическими изданиями;

- участие в работе научно- практических семинаров, конференций;

- получение консультаций на кафедрах психологии и педагогики высших учебных заведений;

- работа с банками диагностических и коррекционно- развивающих программ и методик;

- ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

      Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

      В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят намного быстрее, мастерство и уровень профессиональной квалификации, способность оперативно принять решения, адекватные новой ситуации, умение нацелить коллектив на непрерывное развитие- оцениваются в первую очередь. Над этим приходится постоянно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен миро...

Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

материал представлен в помощь воспитателям д/с , где отражены особенности экологического воспитания в доу...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....

Рекомендации, направленные на повышение адаптационных возможностей детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Рекомендации, направленные на повышение адаптационных возможностей детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....