«Приведение основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка на тему

Дегтярева Татьяна Валентиновна

Данная методическая разработка позволяет сформирвать компетентность у заместителя заведующего по УВР МБДОУ в приведении основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования. Была представлена на городском методическм объединении заместителей заведующих по УВР  г. Сургута в июне 2014г. Сопровождается электронной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

 «Приведение основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования»

Уважаемые коллеги! Сегодня в связи с выходом ФГОС ДО важной задачей для любого дошкольного учреждения является приведение основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования.  Анализируя ФГОС ДО, можно отметить, что в данном документе представлены ряд требований, одним из которых -требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Перед каждым заместителем заведующего по учебно -воспитательной работе стоит задача привести свою образовательную программу в соответствие с данным нормативно-правовым документом. Но как это сделать? - задача далеко непростая, требующая большого анализа педагогической и методической литературы, анализа важных сторон учреждения, начиная от индивидуальных психологических особенностей воспитанников и заканчивая материально-техническим обеспечением образовательного процесса. Сегодня мы попытаемся определить содержание основных пунктов Программы в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

Продолжить свое выступление хотелось бы с замечательных слов: «Кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир» (Антуан де Сент-Экзепюри).

Сегодня происходит ряд глобальных изменений в системе образования и в частности в дошкольном образовании. Конечно, нельзя не отметить тот факт, что для любых таких изменений требуется время, чтобы принять, понять и правильно выбрать стратегию своей деятельности по внедрению данных изменений.  Что чувствуем мы, заместители заведующих по УВР?

  • Напряжение.
  • Осознание того, что отсутствует готовый алгоритм действий.
  • Задачи стоят  серьезные и требуют принятия эффективных решений.
  • Готовые решения отсутствуют.
  • Страх совершения ошибок или неправильных действий.

Но, не смотря на это, мы понимаем, чего от нас ждут,  и мы обязаны  принять управленческое решение.

Управленческое решение имеет свой алгоритм.

  • Постановка задачи;
  • Сбор и изучение информации необходимой для принятия решения;
  • Выявление основного противоречия (проблемы);
  • Выдвижение версии (гипотезы) и прогнозирование возможных вариантов развития событий,
  • Выдвижение наиболее вероятных версий на основе теории управленческой деятельности;
  • Проведение проверки выдвинутых версий, по сути, представляющей собой проведение эксперимента с подбором методов и приемов;
  • Нахождение правильных решений; проверка правильности решений (выдвинутых версий), корректировка решения. 

Каждый из нас сегодня уже прошел определенный этап управленческого  решения. Пусть кто-то начало, кто-то середину. Но все мы приняли ФГОС ДО и готовы его реализовывать в ДОУ.

Хочется отметить, что сегодняшние изменения дошкольного образования вызваны многими причинами и подробно мы на них останавливаться не будем.

Имеют место быть проявления:

  • морально-нравственная дезинтеграция общества;(утратили свою ценность моральные ценности: добро, зло, смысл жизни, свобода; - нравственые качества, которые ругулируют поведение людей, совесть, честь, уважение.)
  • недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;(верность долгу, любовь к Родине, душевная чистота и бескорыстная помощь, понимание своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми)   
  • рост национализма;(верность и преданность своей нации, независимость собственного народа, культурное и духовное возрастание)
  • снижение ценности производительного труда; науки, творчества и образования;
  • снижение физического, социального и психического здоровья населения;(рождение нездоровых детей, рост различных заболеваний  у населения страны, рост индивидуальных стрессов);
  • демографический рост населения(высокая рождаемость, нехватка мест в детских садах).

Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства, проблемы в России, проблемы в дошкольном образовании выдвинули новую цель дошкольного образования - повышение качества образования дошкольников, Результатом реализации данной цели является формирование у ребенка базовой культуры с учетом ожиданий семьи и общества.

 Обществом предъявлены высокие требования к личности человека:

Он должен быть:

  • воспитанным;
  • высоконравственным;
  • творческим;
  • инициативным;
  • компетентным гражданином России (всесторонне-развитым).

Так, как в образовательный процесс включены многие участники. поэтому, всем участникам необходимо соблюдать единые требования, направленные на повышения качества дошкольного образования. Следовательно, необходим некий стандарт, позволяющий получить желаемый результат.

Понятие стандарт происходит от латинского слова «standard», означающего «образец, норма».

Согласно словарю С.И. Ожегова: «Стандарт – образец, которому должно соответствовать, удовлетворять по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения об образце.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт ориентирован на: поддержку «разнообразия детства», признания детства как самоценного периода.

Одна из важнейших задач стандарта — формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Как вы уже знаете, Стандарт имеет свою структуру.

Стандарт состоит из разделов:

  1. Общие положения
  2. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

-требования к психолого-педагогическим кадрам.

-требования к материально-техническим.

- финансовым условиям реализации программы.

-требования к развивающей предметно-пространственной среде.

4.  Требования к результатам основной образовательной программы дошкольного образования.

Еще одно важное понятие-это Программа. Обращаясь к Ф.З. «Об образовании»  и ФГОС Программа имеет свое значение. Сейчас мы более подробно остановимся на требованиях  к структуре ООП и ее объему

Итак, структура программы состоит из трех разделов, что включено в каждый раздел, представлено на слайде.

Хочется отметить, что изучая основные нормативно-правовые документы, нам выделены наиболее встречающиеся понятия. Они представлены на слайде.

Разбирая каждый раздел, и входящие в них подразделы, мы  попыталась определить, какими нормативно-правовыми документами и методическими источниками можно их «закрыть».

Попутно, мы будем вас знакомить с теми проблемами, с которыми столкнулись в процессе работы.

В соответствие с ФГТ существовало четыре направления. С выходом ФГОС ДО добавилась область «Речевое развитие».

Сравнительный анализ двух областей: «Социально-личностное развитие» и «Социально -коммуникативное развитие» показал, что социально-коммуникативное развитие направлено на

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта,
  • эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Данные задачи являются более узкими и направлены на социализацию ребенка в обществе.

Но некоторые задачи на сегодня не закрыты, то есть не совсем понятно, какое содержание должно быть заложено для их реализации. Кроме того, некоторые из них, на пример, задача - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, требует изучения мнения психологов, что позволит определить подзадачи в соответствие с возрастом детей и подобрать необходимое содержание.

Следовательно, некоторые задачи (их большая часть) образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» требуют более тщательного анализа. Это задачи:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Таким образом, «Социально-коммуникативное направление» требует серьезного дополнительного анализа. Для этого необходимо:

  • Определить, каких авторов необходимо использовать для определения целей и задач по данной области.
  • Определить авторов, которые занимались и занимаются  вопросами:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, (изучение мнения психологов)

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

  • Проанализировать и соотнести задачи, содержание работы по каждому возрасту.
  • Определить ценности, нормы на сегодняшний день.

Анализируя такой раздел программы, как «Описание коррекционной работы» было выявлено, что в имеющихся программах ДОУ в основном рассматривается коррекция речевых нарушений и психолого-педагогическая коррекция. Данная работа на сегодняшний день хорошо организована в дошкольных учреждениях. Но не изучено и не представлено в различных источниках, в том числе и интернет - ресурсах содержание работы по коррекции нарушений развития детей.

Доступность дошкольного образования распространена на разные категории детей, в том числе и на детей –инвалидов. Следовательно, необходима грамотно выстроенная образовательная работа, учитывающая индивидуальные особенности такого контингента детей. Самостоятельно в учреждении невозможно выстроить такую работу: правильно определить задачи по реализации образовательных областей, определить методы, приемы, формы работы, способы поддержки детской инициативы и многое другое. Это позволяет судить о необходимости разработки общего  содержания работы с детьми с нарушениями развития специальными службами, с выработкой конкретных рекомендаций для МБДОУ, имеющих данную категорию детей. Определение общих требований к  коррекционной работе: планов, журналов, технологий, некого единства использования основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации программы) с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Заслуживает внимание описание основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации программы) с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Имеет место быть проблема выбора конкретных методов и приемов (с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов) общих для использования во всех МБДОУ. Также наблюдается разный уровень их использования. Некоторых МБДОУ активно используется проектный метод. Но есть и такие дошкольные учреждения, которые его не используют вообще.

Характерен и разный уровень материально-технической среды (наличие интерактивных досок, использование ИКТ технологий), позволяющий использовать ИКТ ресурсы, как форму подачи информации и развития сторон ребенка-дошкольника. Здесь очень важно учитывать уровень материально –технической базы учреждения, уровень педагогической компетентности педагогов, их курсовая подготовка, активное самообразование.  Не исключено и обращение к тем дошкольным учреждениям,  которые работали в статусе методических, стажировочных площадок и смогли бы поделиться конкретным методическим опытом по данному вопросу.

Что касается способов и направлений детской инициативы, можно отметить, что наблюдается  низкая готовность педагогов к использованию проектной деятельности в МБДОУ, вызванная отсутствием знаний о ее организации, проведении. Проектная деятельность требует от педагога способность использовать новые формы, методы работы с детьми. Педагоги, получившие диплом об образовании в эпоху советских времен имеют единый подход  к организации любой деятельности  - использование итоговых конспектов, что не приемлемо для проектной деятельности. Кроме того, характерен низкий уровень организации проблемного обучения (создания проблемной ситуации, поиска способов ее решения и т.д.), что ведет к формированию субъект-объектного отношения, где ребенок-усваивает готовую информацию, а не стремиться самостоятельно ее узнать.

Для решения данного вопроса необходимы следующие шаги:

  •  Администрации ДОУ мотивировать педагогов на использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с целью развития и поддержки детской инициативы через формирование информационной компетентности.
  • Обратиться к МБДОУ, имеющих положительные результаты (в рамках деятельности методических и стажировочных площадок) представить свой опыт работы, его результативность. Данными учреждениями  осуществлять методическую помощь педагогам города по  организации проектной деятельности с дошкольниками.
  • Организовать курсы повышения квалификации педагогов по использованию в образовательном процессе развивающих методов в работе с детьми.

Описание в основной программе такого раздела, как «Особенности организации предметно-развивающей предметно-пространственной среды» так же содержит некие противоречия между имеющейся средой и требованиями, выдвинутыми ФГОС ДО. Во первых-это разный уровень материально-технической среды, зависимый от особенностей финансирования конкретного МБДОУ. Во вторых - это укомплектованность громоздкой мебелью, не позволяющей соблюдать основные требования в соответствие с ФГОС (трансформируемость и т.д.). В третьих – это проблема учета национально-культурных условий (какие условия считать доминирующими, если присутствует многонациональность). В четвертых- это отсутствие единых требований к наличию зон и их содержанию.

Следовательно, необходимо четкое определение требований к наличию зон (уголков) и определение их содержания, единство использования данных зон во всех МБДОУ, определение единых национально-культурных условий в ДОУ

Подводя итог, можно отметить, что написание программы в соответствие с ФГОС ДОУ требует серьезной, иной, нежели при написании ее при ФГТ,  работы. Она заключается в более подробном, детальном анализе всех условий в ДОУ, обращении к современным методическим, психологическим источникам, к детальному изучению индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении.  

Но важным моментом, на наш взгляд, является создание некой педагогической целостности по решению данного вопроса, то есть осуществление работы всех заместителей заведующих по учебно-воспитательной работе МБДОУ города. Это позволит определить пути приведения Программы в соответствие с ФГОС ДО.

Данная попытка приведения программы ФГОС ДО была осуществлена нашим МБДОУ №90 «Незабудка» (приложение№1).

Подготовила: Т.В. Дегтярева, заместитель заведующего по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приведение основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования» (презентация)

Данная презентация к методической разработке позволяет сформировать компетентность у заместителя заведующего по УВР МБДОУ в приведении основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС до...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ Детский сад "Ромашка" по физическому воспитанию детей 1,6-7 лет (в соответствии с ФГОС дошкольного образования)

Рабочая Программа разрабатывалась с учётом  основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ  детский сад «Ромашка», с. Теве-Хая Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыв...

Презентация "Разработка основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Презентация очень поможет начинающим педагогам, а также послужит хорошим подспорьем на консультации и семинарах, индивидуальных консультациях в "Школе молодого педагога"...

Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательн...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

   В данной статье описывается модель организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации....

Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...