Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
статья по окружающему миру (старшая группа)

     В данной статье описывается модель организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации. Раскрывается роль организации мини-музеев в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

     В данной статье описывается модель организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации. Раскрывается роль организации мини-музеев в ДОУ. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 В нашем дошкольном учреждении создана модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников, которая содержит в своей структуре несколько модулей:

1) методическое сопровождение педагогов

 2) образовательная деятельность с детьми

3) организация предметно-пространственной развивающей среды

4) методическое обеспечение

5) взаимодействие с субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования в рамках социально-педагогического партнерства.

Рассмотрим эти модули. Работа с педагогами включает в себя профессиональное развитие, в том числе дополнительное профессиональное образование по вопросам патриотического воспитания и развития нравственных качеств дошкольников; консультативную поддержку; организационно-методическое сопровождение процесса нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. Определены формы, методы и приемы сопровождения педагогов: тематические педагогические советы, постояннодействующий семинар-практикум «Пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников», мастер-классы «Народные традиции России в изобразительно-прикладном искусстве», консультации в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений района.

В дошкольном учреждении создано методическое обеспечение процесса нравственно-патриотического воспитания: библио- и медиатеки. В соответствии с целями и задачами определено содержание проводимой в детском саду работы.

Образовательная деятельность с детьми включает несколько направлений: развитие нравственных качеств личности дошкольника, патриотическое воспитание, приобщение к истокам народной культуры, формирование бережного отношения к природе, поликультурное воспитание. Учитывая психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие им окружающего, образность и конкретность его мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений), особую роль в воспитании нравственно-патриотических чувств играют праздники, развлечения, досуги, театрализованные представления; народные традиции (календарно-обрядовые): колядки, масленица, проводимые в детском саду. Особая роль отводится организации участия воспитанников в творческих и познавательных конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию, большая часть из них проводится в рамках городского подпроекта «Одаренные дети»: проект «Россия – многонациональное государство», интеллектуально-познавательная играконкурс «Люблю Санкт-Петербург», «Маленькие граждане большой страны», конкурс-праздник «Путешествие по сказкам мира» (театрализованная деятельность), «Юный архитектор», всероссийский конкурс «Моя малая родина».

Большое значение в воспитании нравственно-патриотических чувств имеет правильно подобранная предметно-пространственная развивающая среда. В группах детского сада осуществлена подборка дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России", художественной литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии.

В группах организованы центры развития: «Центр патриотического воспитания», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр дежурства». Одним из способов погружения личности дошкольника в специально организованную предметно-пространственную среду является музейная педагогика. Музей - эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании педагогов, детей и родителей. Дошкольники могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для малышей, пополнять экспозиции своими рисунками. В настоящих музеях трогать экспонаты нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! На сегодняшний день в дошкольном учреждении функционируют мини-музеи: «Помним! Гордимся!», «Россия-дружная семья», «Санкт-Петербург: вчера, сегодня, завтра», «Космос», «Мои традиции». Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей. В условиях взаимодействия с семьями воспитанников используем следующие формы работы: анкетирование, опрос; изготовление памяток, буклетов, листовок; в группах и помещении детского сада размещены информационные стенды для родителей; проводятся собрания и консультации: «Растим патриота», «Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Совместные праздники, досуги: праздник «Новогодний маскарад», спортивное развлечение с папами. Творческие выставки детско-родительских работ: выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии», «Космические путешествия», выставка мини-макетов «Мой город – Санкт-Петербург». В рамках социального-педагогического партнерства организовано сетевое взаимодействие с другими дошкольными образовательными учреждениями, филармонией детства и юношества Санкт-Петербурга. С целью обеспечения преемственности образования осуществляется сотрудничество со школой, библиотекой. В результате создания образовательного пространства нравственно-патриотической направленности у дошкольников развиваются следующие характеристики, близкие целевым ориентирам дошкольного образования: чувство патриотизма и гражданской солидарности; уважение к своей Родине; знания о государственных традициях и традициях страны, города ; приобщенность дошкольников к истокам православной культуры; сформированность у детей знаний о ценности физического и духовного здоровья; наличие знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике города; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, страны; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приведение основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования» (презентация)

Данная презентация к методической разработке позволяет сформировать компетентность у заместителя заведующего по УВР МБДОУ в приведении основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС до...

«Приведение основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования»

Данная методическая разработка позволяет сформирвать компетентность у заместителя заведующего по УВР МБДОУ в приведении основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образ...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Презентация "Разработка основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Презентация очень поможет начинающим педагогам, а также послужит хорошим подспорьем на консультации и семинарах, индивидуальных консультациях в "Школе молодого педагога"...

Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...

«Правила и условия проведения конкурсов в дошкольной сфере образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...