Педсовет на тему" Развивающая предметноо-пространственная среда ДОУ - это система условий, обеспечивающая воспитание любознательности у дошкольников". Выступление на тему "Требования к РППС в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
материал

Руденко Наталья Сергеевна

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает разнообразную деятельность воспитанников и повышает уровень их познавательного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_rpps.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к РППС

Чтобы дошкольники полноценно развивались, укрепляли здоровье, развивали способности, корректировали недостатки развития и получали необходимые знания, в детских садах по совокупности условий формируется образовательная среда, частью которой является развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Наполнение и структура РППС в ДОУ по ФГОС зависит от возрастных особенностей детей и ставит целью личностно-ориентированный подход без строгого регламента деятельности, а потому она может быть представлена: специальным инвентарем и развивающим оборудованием; развивающими материалами; особым образом оснащенным помещением группы и участком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Согласно ФГОС ДО первым и важнейшим требованием к развивающей предметно-пространственной среде является ее содержательная насыщенность, которая предполагает наличие необходимых и достаточных материалов для разных видов детской деятельности: игры (ролевой, режиссерской, с правилами), продуктивной, познавательной деятельности и физической активности. Эти материалы должны быть хорошего качества,  соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Важным требованием к развивающей предметно-пространственной среде является ее трансформируемость, которая подразумевает возможность

изменений пространства в зависимости от от образовательной ситуации, характера игры, сюжета, меняющихся интересов и возможностей детей.

Наличие в группе специальных предметов (легких перегородок, ширм, геометрических модулей, скамеек, больших лоскутов ткани и пр.) и их передвижение с целью создания новых зон и преобразования имеющихся позволяет оптимально использовать площадь помещения в предметно-пространственной среде и трансформировать ее под конкретную игру.

3) Следующее требование — полифункциональность материалов — предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды. Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Например, детская мебель в игре может стать маркером игрового пространства (стул — машиной или домиком, а стол, накрытый тканью, — жилищем или норой). Использование матов, мягких модулей, ширм также значительно расширит возможности игры.

 

4) Вариативность предметно-пространственной среды предполагает наличие различных игровых пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающее свободный выбор детей.

Вариативность игровой среды включает также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых игрушек и предметов, вызывающих у детей эмоциональный отклик и стимулирующих у них игровую активность и развитие игровой деятельности.

Так, игрушки для сюжетных игр должны дополняться новыми игрушками, регулярно обновляться для того, чтобы игра воспитанников не превращалась в воспроизведение штампов. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у них самостоятельности, инициативности и творческого воображения.

5) Среди требований к предметно-пространственной среде также выделяется ее доступность, которая предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, игровым материалам, пособиям воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обеспечивающим все основные виды детской активности; доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же исправность и сохранность материалов и оборудования.

Нередко в детских садах новые красивые игрушки экспонируются на верхних полках вне досягаемости воспитанников или заперты в шкафах с ориентацией на проверяющего. Такое хранение игрушек бессмысленно. Они нужны не для украшения помещений и не для сохранения своего товарного вида, а для того, чтобы дети в них играли.

Размещение игр и игрушек, орудий для рисования, лепки, конструирования должно обеспечивать каждому ребенку свободный к ним доступ, а также удобство их использования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая образовательная среда: современные особенности организации физического воспитания в соответствие с ФГОС дошкольного образования.

Основные особенности и требования к предметно-пространственной среде в части реализации образовательной области "Физическое развитие" в соответствие с ФГОС в ДОУ...

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Искусство начинается с удивления.  Умение удивляться (казалось бы  обыденному), и есть начало творчества. К сожалению, людей   которые видят лужу под ногами, а не звезды отра...

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"

Участие в семинаре по теме "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

   В данной статье описывается модель организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации....

«Правила и условия проведения конкурсов в дошкольной сфере образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...