Главные вкладки

    Группа кратковременного пребывания в системе работы ГБОУ школы №37 структурного подразделения детский сад №2696 (из опыта работы педагога-психолога Бондаренко С.Б.)
    статья на тему

    Светлана Борисовна Бондаренко

    Реализация современных требований социальных заказчиков в системе дошкольного образования обусловила введение новых организационных форм, в частности создания групп кратковременного пребывания (ГКП) в детских садах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Группа кратковременного пребывания в системе работы ГБОУ школы №37 структурного подразделения детский сад №2696 (из опыта работы педагога-психолога Бондаренко С.Б.)

    Реализация современных требований социальных заказчиков в системе дошкольного образования обусловила введение новых организационных форм, в частности создания групп кратковременного пребывания (ГКП) в детских садах.

    В связи с этим на базе ГБОУ д/с №2696 в 2011 году была создана адаптационная группа кратковременного пребывания (ГКП).

    Первостепенная и ответственная задача стояла перед педагогами – своевременное воспитание и образование детей раннего возраста: обеспечение социально-эмоционального, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка. От того как сложатся отношения детей в ГКП, зависит эмоционально-положительный настрой последующего пребывания их в ДОУ.

    Для эффективной работы ГКП  детей раннего возраста в нашем учреждении были созданы организационно-управленческие и организационно-педагогические условия.

    К сожалению, на момент открытия ГКП мало было педагогов с опытом работы с детьми раннего возраста, поэтому многие педагоги обучались теоретическому и практическому опыту непосредственно в работе.

    Для работы в ГКП заведующим нашего учреждения  были назначены такие специалисты как: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО, инструктор по бассейну.

    • Работа воспитателя ГКП (адаптационной группы) направлена преимущественно на достижение цели освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
    1. развитие игровой деятельности детей;
    2. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
    3. формирование гендерной семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

    Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы: «рука об руку», поощрения, порицания, контроль за ходом выполнения действий ребенка.

    Особенностью развития ребенка раннего возраста является в первую очередь орудийная деятельность и лишь за тем операционно-техническая сторона (Д.Б. Эльконин).

    Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийных действий будут:

    - совместная деятельность ребенка и взрослого;

    - обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;

    - комплексирование предметно-игровой деятельности;

    - развитие игровых замещений;

    - развитие целенаправленности действий ребенка;

    - развитие образа «Я», признание достижений ребенка в предметной деятельности;

    - развитие самостоятельности стремления к достижению результата.

    • Работа педагога-психолога играет приоритетную роль в работе в ГКП с детьми раннего возраста, она направлена на создание опыта общения, познания, радости открытия, эмоционально-положительного переживания детей. Для этого психологу необходимо решить четыре основные задачи:
    1. развитие познавательных эмоций;
    2. развитие эмоционального общения;
    3. развитие сенсорной сферы;
    4. воспитание положительного отношения к сверстникам и взрослым.

    Педагог-психолог в своей работе с детьми использует методы и приемы организации занятий:

    - привлечение детей неожиданной радостью восприятия игрушек, звуков, предметов;

    - обозначение игрушки теми же словами, что и действия, которые они производят;

    - поддерживание любых действий ребенка с игрушками;

    - сопоставление предметов по форме, величине, цвету, использование приемов наложения.

    Педагог-психолог в первую очередь в своих занятиях с детьми ориентируется на уровень развития детей, условия в которых они воспитываются, степень заинтересованности, умение общаться.

    Практически все занятия проходят комплексно во взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.

    Педагогом-психологом в начале года (по приходу детей в течение года) отслеживается процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы, для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняются протоколы наблюдения.

    Психолог ГКП большую роль играет в организации сотрудничества с семьей, особое внимание уделяется постоянному совершенствованию собственного мастерства, поиску новых подходов в работе с детьми и их родителями, мониторингу развития каждого ребенка, учета его особенностей, индивидуализации развития личностных качеств.

    • Работа музыкального руководителя ведется по 2-м традиционным направлениям:
    1. музыкально - эстетическое развитие детей раннего возраста;
    2. культурно - досуговая деятельность.

    Музыкальные занятия проходят 2-ва раза в неделю в форме музыкально - игрового сеанса включающего в себя различные виды деятельности (слушание, пение, музыкально - ритмические движения, театрализация, творчество, игра на детских музыкальных инструментах), а так же разнообразные здоровосберегающие технологии (логоритмика. музыкотерапия и т.д.). Такая форма позволяет увеличить время занятия с 10 до 20 минут, что в значительной степени способствует созданию эмоционально-положительного климата в адаптационной группе, в обеспечении у детей чувства комфорта и защищенности.

    Культурно - досуговая деятельность включает в себя тематические праздники и развлечения, централизованные представления, забавы и т.п.

    В течение учебного года проводятся 4 так называемых контрольных праздника:

    1. В момент первичной адаптации детей к группе – праздник Осени;
    2. В середине учебного года – Новогодний праздник;
    3. Во второй половине года – праздник Весны;
    4. Итоговый праздник – торжественная церемония посвященная Выпуску детей.

    Выше перечисленные праздники являются итогом тесного взаимодействия всех специалистов работающих в адаптационной группе, они проводятся с обязательным, активным участием взрослых (родителей). Вследствие чего данные мероприятия так же могут быть одной из эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями).

    • Работа инструктора по физической культуре.

    Работа инструктора по ФИЗО направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие.

    В процессе работы решаются следующие специфические задачи:

    1. развитие физических качеств;
    2. накопление и обогащение двигательного опыта детей;
    3. формирование у воспитанников двигательной активности и физическом совершенствовании;

    Занятия по ФИЗО проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале и 2 раза в неделю в бассейне.

    К концу года дети показывают стабильные промежуточные результаты освоения программы адаптационной группы.

    К сожалению, за три года существования ГКП сменилось большое количество педагогов, не у всех получалось работать с таким специфическим контингентом детей, требовалось от педагогов не только желание, но и определенные личностные качества, знания, умения, огромное терпение и любовь к детям.

    Также не было условий, для создания этой группы, пришлось переоборудовать помещения совсем не подходящие для этой цели.

    Были выбраны, оборудованы и оснащены всем необходимым два  небольших помещения, бывшие кабинеты специалистов.

    Безусловно, в раннем возрасте требуются, специально созданные условия, не ограничивающие познавательную активность ребенка, особенно тогда, когда группа многочисленная. Но, даже имея маленькие помещения, педагоги смогли организовать систему работы группы.

    В данном случае педагоги смогли организовать деятельность детей, с учетом основополагающих принципов:

    1. Учет ведущей (предметной) деятельности, которая видоизменяется на разных возрастных этапах. На втором году она предметно - манипулятивная, на третьем – предметно - процессуальная, когда рождается сюжетно-ролевая игра.
    2. Взаимосвязь сенсорно-познавательного, художественно-творческого и физического развития детей. Ведь маленькие дети выполняют только то, что им известно, интересно, что их волнует и эмоционально значимо для них. Педагоги знакомят детей с цветом, формой, звуками и сенсорными качествами, закрепляют данные знания в детской деятельности.
    3. Партисипативность (разновключенность) всех участников образовательного процесса: воспитателя, помощника воспитателя, специалистов и родителей.
    4. Взаимосвязь родителей и педагогов в едином пространстве группы. При этом родителям отводится роль ассистента. Психолог наблюдает, анкетирует, проводит опрос и консультирует родителей.

    Для работы в такой группе необходимо было также грамотное методическое сопровождение, для этого потребовалось:

    - уточнение диагностических методик отслеживания развития детей;

    - систематизированный содержательный материал работы с детьми с учетом всех принципов дидактики;

    - определение разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

    Самое основное и сложное в работе педагогов группы кратковременного пребывания было правильная организация сотрудничества с семьями детей, так как многие родители постоянно находились с малышами. Следует подчеркнуть, что в условиях групп кратковременного пребывания сотрудничество с семьей является решающим фактором для педагогов, от этого зависит эффективность всей педагогической работы с детьми.

    День малыша в нашей группе кратковременного пребывания начинается с ритуала приветствия, приходящего ребенка встречает сказочный персонаж, затем все дети садятся в кружок. Педагог проводит занятие, которое способствует установлению теплых доверительных отношений между взрослыми и детьми. Педагоги, работающие в группе, создают благоприятный психологический микроклимат, атмосферу эмоционального благополучия. Все занятия проводятся с учетом составленного расписания по основной  программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

    Занятия с детьми носят открытый характер, каждый педагог в своей работе проявляет творческий подход. Специально подобранные игрушки и пособия побуждают детей к ориентировано-исследовательским действиям и сенсорной активности, тренируют ручные умения: притягивание, захват, схватывание, манипулирование. В данном случае предмет-игрушка как бы учит руку ребенка совершать действие с учетом формы, величины, массы, и положение предмета в пространстве. Именно игрушка создает множественность «степеней свободы» для действий руки ребенка, что особенно важно в ранний период детства, т.к. рука учит глаз, а глаз учит руку.

    Педагоги используют в игровой деятельности с детьми музыкальные игрушки-забавы для установления взаимосвязей между силой звука и воздействия на предмет.

    Для накопления у детей раннего возраста сенсорного опыта в действиях с игрушками, овладения простейшими обобщенными способами действий, представлениями об их свойствах (цвете, величине и форме) педагоги в своей работе используют дидактические игры: кубики, пирамидки, матрешки, коробки форм, лабиринты и т.д.

    В работе с детьми раннего возраста педагоги обязательно используют сюжетные игрушки, способствующие возникновению отобразительных действий: кормление, уход, купание, одевание-раздевание куклы.

    В предметно-развивающей среде маленьких детей педагоги в работе также используют игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно-действенного мышления (совочки с формочками для песка, молоточек с втулочками, лейка для полива и т.д.).

    Педагог-психолог вместе с воспитателем  в своей работе с детьми часто используют ширму-театр для ознакомления с окружающим миром, развития речи, инсценировки знакомых сюжетов, сказок с использованием кукольного театра, «Скотный двор», «Домик с куклами», Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.

    В своей практике педагоги применяют пособия и материалы итальянского педагога Марии Монтесори для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка (различные шнуровки, застежки, комплексные игрушки «Божья коровка», «Дом животного», прищепки, игры с крупами и водой и .т.).

    Для развития сенсорномоторной активности детей педагоги применяют шары, мячи, качели, дорожки, «следочки», коляски, машины.

    В группе кратковременного пребывания наиболее важным аспектом в работе с детьми является изобразительная деятельность, она важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Педагогу главное, необходимо предоставить малышу возможность опробовать материал, так как он хочет, идти навстречу его желаниям, продлить и закрепить интерес, поддержать его познавательные действия. Когда педагог лепит и рисует на глазах у ребенка, он тем самым показывает назначение предметов, которыми он пользуется, и ребенок, таким образом, начинает подражать.

    С какими основными трудностями сталкиваются педагоги в своей работе с детьми раннего возраста?

    У педагогов ГКП работающих с детьми раннего возраста часто возникают проблемы адаптации. Педагоги также как и родители детей волнуются и тревожатся о том, насколько ребенку будет хорошо и комфортно в группе, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими. Эти волнения закономерны, так как поступление ребенка в детский сад – сложный период, это своеобразный экзамен для его психики.

    В условиях семьи ребенок привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

    В большинстве своем основные трудности возникают у детей, привыкших общаться только с родителями, где семьи ведут замкнутый образ жизни, сами родители недоброжелательно относятся к окружающим людям. Эти причины вызывают в первую очередь у малыша проблемы контакта с незнакомыми взрослыми, что зачатую осложняет работу педагога по взаимодействию с таким ребенком. Период адаптации такого ребенка может затянуться надолго.

    Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношения, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.

    Итак, общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском учреждении. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а в проведении режимных моментов поощрять и развивать детскую самостоятельность.

    Хочется заметить, что выработка единых требований к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

    В заключении, можно отметить, что благодаря  слаженной работе всех педагогов ГКП мы смогли преодолеть многие трудности в работе с детьми и их родителями. Мы смогли создать хорошо организованную, благополучную, комфортную психологически-эмоциональную среду.

    Практически все дети ГКП в последствие перешли в группы постоянного контингента и успешно продолжили свой образовательный маршрут.

    Нельзя сказать, что посещение группы кратковременного пребывания решает все проблемы адаптации ребёнка к детскому саду, но эта форма работы положительно оценена нашим коллективом и родителями. Хочется отметить, что данная работа приучает родителей к участию в жизни ДОУ и сегодня те, кто прошёл через группу кратковременного пребывания - наиболее активные наши партнёры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ГБОУ СОШ №904 (ЗДАНИЕ №3) «В ГОСТИ К ЗАЙКЕ»

    С рождения у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными - задача не толь...

    Перспективный план работы по здоровьесбережению в структурном подразделении "Детский сад" МБОУ "СОШ № 36"

    Перспективный план работы по здоровьесбережению для двух групп - группы раннего возраста (1,5-4 лет) и группы дошкольного возраста(4-7 лет)....

    Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

    Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

    Рабочая образовательная программа группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе

      Рабочая  образовательная  программа  разработана  для   построения  системы   педагогической  деятельности  ГКП, обеспечения  гарантии ...

    Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе средствами игры (из опыта работы педагога-психолога).

    Как отмечал А.И. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. ...