Развитие творческой активности ребенка в малокомплектном детском саду
материал на тему

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности ребенка в малокомплектном детском саду.

В Федеральной программе развития образования в РФ говорится о функционировании и развитии системы образования в интересах личности, общества и государства, что возможно при создании условий для наиболее полного развития интересов и способностей детей дошкольного возраста. Особенно это касается развития языковой способности как комплексной способности, обеспечивающей приобщение к национальной культуре и вхождение в социум. Решения проблем параллельного становления языковой и других способностей дошкольников в условиях индивидуализации и дифференциации образования как ориентира на формирование равных стартовых возможностей для поступления детей в школу.

Основным средством для комплексного решения данных проблем выступают введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, разработка стандартов качества образовательного процесса.

Приоритетная задача ДОУ – совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта работы с детьми.

Работа нашего МБДОУ направлена на формирование общей культуры дошкольников, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, творческой активности у дошкольников.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

Задачи нашей работы:

  1.  Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.
  2. Развивать художественно-речевые способности, эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребёнка как основу развития творческой личности.
  3. Создавать благоприятные условия для развития активной творческой личности ребенка.
  4. Воспитывать у дошкольников качества необходимые для творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Проблема развития творческой активности личности ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Все сферы духовного и материального производства, требуют талантливых, творчески развитых специалистов. От адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности ребенка. Таким образом, постановка и решение задач ориентирует нас на реализацию приоритетного направления педагогики - развитие у каждого ребенка способности к творчеству, воспитание у него качеств необходимых для творческой самореализации личности в различных видах деятельности. 

Модель интегрированного образовательного процесса не нужно перегружать теоретической информацией. Она должна быть информативной. В основу такой модели, ориентируясь на принцип интеграции, можно положить:

- соотношение режимных моментов с особенностями организации предметно-пространственной среды, самостоятельной и совместной деятельности детей и воспитателя;

- при определении содержательной части необходимо ориентироваться на педагогические ситуации как основу для формирования детско-взрослой общности в контексте организации режимных моментов;

- отражение совместно-образовательной и самостоятельной деятельности детей в  режимных моментах.

Процесс развития ребенка и та предметно-развивающая  среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Игровой и дидактический материал размещен так, что дети имеют возможность свободно двигаться и заниматься любыми видами деятельности, как в групповой комнате, так и в других помещениях детского сада.

 Пространство, организованное для детей является  мощным стимулом их развития, помогает проявить индивидуальность, творческие способности. Именно в игре закладываются основы будущей личности. Для этого в группе оформлены соответствующие центры развития: «Салон красоты», «Уголок доктора», «Супермаркет», «Юный мастер», «Автодорога», «Кухня», «Почта» и пр, где дети занимаются тем, что им интересно на данный момент. Все игры в уголках эстетически оформлены, имеют занимательный характер и хорошо воспринимаются дошкольниками. Дети с увлечением решают головоломки, кроссворды, шарады, ребусы, складывают пазлы. При оформлении центров развития в нашем ДОУ учитывается гендерное развитие.

В процессе режимных моментов в совместно-образовательной деятельности воспитатель использует различные формы и методы интеграции разных видов деятельности. Это  физкультминутки, метод аналогий и соревновательных ситуаций, сюрпризные моменты, чтение перед сном и беседа о пользе сна, психогимнастика, социально-ориентированные игры, игры-путешествия, которые увлекают детей, делают их любознательными.

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Поэтому, приоритетным направлением МБДОУ является создание условий для формирования духовно-богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

А это возможно только через активное включение ребенка в художественно-творческую деятельность, погружение его в мир настоящего искусства.

Основное внимание в системе эстетического воспитания уделено художественной деятельности.

В детском саду ведется работа по развитию художественно-творческих способностей у детей. Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности обеспечивает ребенку возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей.

Дети учатся владеть карандашом, акварелью, гуашью, фломастером, с удовольствием выполняют свои работы нетрадиционными способами изображения. В результате планомерной, целенаправленной работы дети стали духовно богаче, у них сформированы хорошие навыки изобразительной деятельности. В детском саду постоянно устраиваются красочные художественные детские вернисажи и экспозиции на тему: «Красота вокруг нас», «Мир глазами детей» и т.д.

Любимая деятельность дошкольников   – игровая и продуктивная. Дети с удовольствием принимают участие в создании и реализации проектов, творческой мастерской по изготовлению различных продуктов детского творчества: аппликации, рисунков, лепки, конструирования; приобретают навыки работы с разнообразными материалами и инструментами, а детские работы украшают интерьер  и способствуют воспитанию у каждого ребенка чувства самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель ДОУ обеспечивает разностороннее развитие всех и каждого, творчески подходит к музыкально-образовательному процессу, внося в работу с детьми интересные находки. В процессе режимных моментов воспитатель использует музыкальное сопровождение при выполнении утренней гимнастики, физкультминуток, релаксации.

Дети в процессе обучения непринужденно учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцами  или игрой на детских музыкальных инструментах.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе приобщения к театральному искусству и предполагает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра. Для приобщения детей к национальной культуре имеется мини-музей русского быта, где дети знакомятся с атрибутами русской избы.

  Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

Мы очень рады, что наша работа помогает раскрыться таланту многих ребят. Каждый год появляются все новые и новые «звездочки».

В ДОУ стало традицией организация совместных праздников и досугов: «Осенины», Новогодний утренник, День защитника отечества, «Масленица», 8 марта, «Пасха» т.д. Мы не только любим наблюдать искусство, но мы и сами любим творить. Уже стало традицией проведение в детском саду творческих конкурсов, которые не оставляют равнодушными и наших родителей.

С первых дней открытия детского сада воспитатель вместе воспитанниками демонстрируют свое творчество, выступая на различных сельских мероприятиях, в  школе, в доме культуры.