Сценарий педагогического совета «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
статья на тему

Лузина Ирина Анатольевна

              Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось толерантное отношение к людям разной национальности. Следует отметить, что в последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В свете реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы детского сада коллективом проведена огромная работа по данному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий педсовета128.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крутинский детский сад «Светлячок»» Крутинского муниципального района Омской области

Сценарий

педагогического совета по проблеме

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

                                                        Разработала:

                                                                       старший воспитатель

                                                     Лузина И.А.

Реализация образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Познание»

Педсовет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Основание выбора темы педагогического совета.

В современном обществе особо остро стоит проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. По статистическим данным явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, проституция, суицид, наркомания – стали сегодня,  к великому сожалению привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой  главный ориентир – патриотизм, гражданственность, которые являются стержнем любой государственности. В основном законе нашей страны – Конституции - сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию РФ:

- чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитывать. Одними призывами любить свой поселок, свою  Родину ничего не сделать.

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и уважение к тому месту, где ребенок  живет. (Слайд № 2)

Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности, которую нужно поддерживать и поощрять, создавать условия для ее реализации. (Слайд № 3)

Социокультурная среда сегодняшнего дня выдвигает перед всеми специалистами дошкольного образования проблему поиска модернизации работы по воспитанию гражданственности и патриотизма в новых условиях.

  В связи с переходом дошкольного учреждения  на реализацию новых Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы детского сада, коллектив определил одним из приоритетных направлений работы - социально-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: развитие духовного потенциала ребенка, приобщение его к ценностям окружающего мира.  

   Так же, одной из задач годового плана работы педагогического коллектива является продолжение работы по приобщению детей к культурно-историческим ценностям, формирование элементарных представлений  об истории Отечества, воспитанию осознанного, бережного отношения к историческому наследию.

 

 Ведущие функции педагогического совета: (Слайд № 4)

 

1. Информационно-аналитическая – в ходе подготовки и проведения должны быть проанализированы средовые условия в группах по ознакомлению детей с историей родного поселка, выявлены особенности содержания работы с детьми разного возраста, изучена и подобрана  методическая и художественная литература.

2. Диагностическая – планируется при подготовке к педсовету:    

- выявить уровень готовности воспитателей к работе по заявленной теме;

- оценить средовые условия при работе с детьми и родителями, готовность совершенствовать и пополнять материал.

- запланировать тематическую проверку, в ходе которой должна быть дана оценка состоянию работы по данному направлению.

 3. Планово-прогностическая – в ходе проведения педагогического совета должны быть намечены конкретные мероприятия, способствующие позитивным изменениям среды и системности подхода к проблеме;

 - выработано решение, которое будет обязательным для исполнения всеми членами педагогического коллектива.

  4. Методическая педагоги получат конкретные методические рекомендации по организации ознакомительных мероприятий и приобщению детей к героическому прошлому страны, изучат новые формы работы с родителями по решению задач патриотического воспитания дошкольников.

5. Коммуникационная – предполагается обмен опытом между педагогами ДОУ, в районе, гостевой обмен,   конкурс методических разработок  на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в детском саду.

Цель педагогического совещания: обобщить опыт работы педагогов по нравственно -патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Распространить данный опыт среди воспитателей детского сада и района.

Задачи педагогического совещания:

  1. Проанализировать состояние работы в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию:

- готовность воспитателей к работе по проблеме;

- создание средовых условий;

- методическое обеспечение.

2. Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к героико-историческому прошлому Родины, привлечение родителей к совместной работе с детьми

Форма проведения: деловая игра

Описание хода педагогического совета:

1. Педагогический тренинг «Эффективные формы работы по формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств:

  • Что значит, по Вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
  • От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
  • В чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?
  • Почему, на Ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  • Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?
  • Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
  • Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств и приобщению дошкольников к русской народной культуре?
  • Какое влияние на  формирование душевных качеств оказывают занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ? (чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, аппликация, лепка,  рисование)
  1. Доклад старшего воспитателя Лузиной И.А. на тему «Проблемы воспитания гражданина» (тезисы к докладу)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.», утвержденной правительством РФ в феврале 2001 года. Вот, что в ней сказано: «Патриотическое воспитание граждан РФ направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

Наиболее сложной является воспитание любви к родному городу и родной стране.. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие  россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть страны, а дети – жители России, ее граждане, Гражданин – житель страны, который признает ее законы, потому, что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство детей с родным поселком, страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только в специально-организованной образовательной деятельности, но и в режимные моменты, в семье. В непосредственно-образовательной деятельности должны разбираться наиболее сложные темы, требующие объяснения, толкования.

Начиная работу по воспитанию любви к родному поселку педагог должен сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особенно выделить то, что характерно именно для нашего поселка.

Условно работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить как работу в трех направлениях:

- с педагогами;

- с детьми;

- с родителями.

Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат.

Проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна для нашего детского сада и является одной из приоритетных задач, над которой работают и педагоги и все социальные институты нашего поселка. Проблеме нравственного воспитания дошкольников придавалось большое значение и при реализации раздела «Ребенок входит в мир социальных отношений» в  программе «Детство», В.И.Логиновой.

В течение года в нашем детском саду проводилась работа по реализации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.   С этой целью были проведены семинары и консультации для педагогов, родительские собрания, встречи с ветеранами ВОВ, была заложена рябиновая аллея памяти с участием ветеранов ВОВ (слайд № 5), были проведены ряд экскурсий в музей боевой Славы, в краеведческий музей и к памятникам поселка, (слайд № 6) встречи с людьми, прославившими поселок, (слайд № 7) была апробирована и реализована Программа педагогического коллектива по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе в форме проекта.

  1. Защита проекта по нравственно-патриотическому воспитанию                                               – Величко Н.В.; (презентация) ( Слайды № 8-12)
  2. Итоги тематической проверки по проблеме «Планирование и проведение работы по формированию у детей устойчивых нравственных качеств»                                         -     Лузина И.А.;
  3. Деловая игра 

5.1. Сегодня существует множество концепций, технологий,  парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, назовите их:

•    «Наследие» М.Ю.Новицкой

•    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

•   система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной

•    «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

•    «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой  и т.д.

5.2.  Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете? (Предполагаемые ответы: праздник урожая, святки, Рождество, масленица, пасха, праздник Ивана Купалы, вербное воскресенье). (слайд № 13)

5.3.  Опишите одно из достопримечательностей         поселка, используя художественное слово поэтов Крутинского  района; (слайд №14)

5.4.  Домашнее задание – народные игры родного края (педагоги рассказывают правила игры и проводят игру с педагогами;

5.5.  В зале организован мини-музей, (слайд № 13) где представлены предметы русского быта. Ведущий предлагает воспитателям ответить на вопросы:

Знаете ли Вы значение следующих слов:

  • оратай - ПАХАРЬ
  • сыть - КОРМ, ЕДА  
  • тоня, тонька - РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, СЕТЬ
  • аршин - МЕРА ДЛИНЫ, ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ, 0,711 МЕТРА
  • завар - ЗАВАРНОЙ КОТЕЛ, УШАТ  
  • жменя - ГОРСТЬ
  • овин - СТРОЕНИЕ С ТОПКОЙ ДЛЯ СУШКИ СНОПОВ
  • поветь - КРЫТОЕ МЕСТО, КРОВЛЯ НАД ДВОРОМ
  • сажень - МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ ТРЕМ АРШИНАМ или 2,13  метра
  • посадские люди - ТОРГОВЫЕ.

5.6 Представление генеалогического древа семей воспитанников старших и подготовительных групп

  1. Обобщение опыта работы по проблеме «Народная кукла, как средство формирования нравственных качеств у детей» (приложение № , слайд № 15)                                                        - Миронова Н.С.;
  2. Обсуждение решения педагогического совета

Разработка решения педагогического совета.

Констатирующая часть.

Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось толерантное отношение к людям разной национальности.

Следует отметить, что в последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

В свете реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы детского сада коллективом проведена огромная работа по данному направлению:

- проанализировано планирование работы по данному направлению, состояние работы в группах;

- проанализирована практическая работа с детьми;

- проведены семинары-практикумы по данной проблеме;

- организованы конкурсы уголков поселка и мини-музеев в группах;

- проведены ряд консультаций по планированию работы данного направления.

В детском саду накоплен определенный опыт по реализации данного направления в работе с детьми:

1. Приобщение детей к народно-игровому творчеству;

2. Работа фольклорного кружка;

3. Участие детей в конкурсах патриотической песни и чтения стихотворений на патриотическую тему;

4. Проведение встреч с ветеранами ВОВ и создание аллеи «Славы» в честь памяти погибших во время войны односельчан

Интерес педагогов к данной проблеме подтверждается результатами опроса педагогов, самоанализом средовых условий групп, результатом проведенной тематической проверки.

Работа находится на стадии активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.

Постановляющая часть:

  1. Разработать систему занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героями, имена которых носят улицы поселка.

Ответственные – воспитатели групп

Срок – 15 апреля 2013 года

  1. Разработать схему планирования специально-организованной совместной деятельности по проблеме нравственно-патриотического воспитания в разных возрастных группах.

Ответственные – творческая группа, старший воспитатель.

Срок – к новому учебному году.

  1. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Ответственные – старший воспитатель, музыкальный руководитель

Срок – 15 апреля 2013 года

  1. Организовать на базе детского сада клуб для родителей и детей «Патриот»

Ответственные – старший воспитатель, воспитатели старших групп

Срок – к новому учебному году.

  1. Реализовать программу по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанную творческой группой педагогов детского сада в группах старшего дошкольного возраста.

Срок – в течение учебного года

Приложения

Приложение № 1

Вопросы для самоанализа воспитателями средовых условий групп по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Цель: провести самоанализ содержания и рациональности развивающей среды группы для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

  1. Наличие игр и пособий для организации с детьми работы по нравственно-патриотическому воспитанию вне специально организованной образовательной деятельности.

-  дидактические игры  ___________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

- настольно-печатные игры _______________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм ______________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

- иллюстративный материал ______________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

- рукописные книги______________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

  1. Логика размещения материала:

- наличие картотеки на имеющийся материал________________

_______________________________________________________

- целесообразность месторасположения материала____________

_______________________________________________________

- соответствие содержания возрасту детей___________________

_______________________________________________________

- доступность свободного пользования _____________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

- эстетичность оформления________________________________

_______________________________________________________

- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр ________________________________________________

  1. Наличие уголка поселка в групповой комнате:

- разнообразие экспонатов_________________________________

_______________________________________________________

- реальные предметы в экспозиции_________________________

_______________________________________________________

- использование в оформлении продуктов детской деятельности_____________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 3

Тематическая проверка по проблеме

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: изучение состояния работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в разных возрастных группах детского сада.

        Методы контроля:

- наблюдение педпроцесса;

- анализ предметно-развивающей среды в группах;

- анализ календарных планов;

- анализ форм работы с родителями по проблеме.

        План контроля:

  1. Наличие перспективного планирования работы;
  2. Система работы в специально организованных занятиях и в совместной деятельности воспитателей и детей.
  3. Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию. Формы работы;
  4. Средовые условия группы для патриотического воспитания детей.

Приложение № 4

Анкета для воспитателей.

«Моя система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Вопрос

Да

нет

1. Актуальна ли в наше время проблема нравственно-патриотического воспитания?

2. Правомерно ли говорить о нравственно - патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6. Достаточно ли у Вас знаний о поселке, в котором вы живете?

7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме нравственно-патриотического воспитания?

8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно - развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11. Востребована ли тема нравственно-патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Приложение № 5

Анкета для родителей.

«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ________________________________________________________________________________________________________________________

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду ________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? ________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? ____________________________________________________________

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?_____________________________________________________

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?___________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 6

Обобщение опыта работы по проблеме ««Народная кукла, как средство формирования нравственных качеств у детей»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.

О необходимости художественно-эстетического развития дошкольников через приобщение  к родной культуре, говорится давно. Возрождение давно забытых  народных традиций, духовных ценностей, родной культуры - самый благодатный путь воспитания нравственности, духовности, творчества, путь естественного развития каждого человека. А детство-то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Среди множества факторов, обуславливающих эстетическое развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура.

В процессе продуктивной творческой деятельности, познания ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. Одной из проблем современного общества является незаинтересованность народной культурой. Мы считаем, что приобщение детей и родителей к народной культуре актуально в наше время, и поэтому мы заинтересовались данной проблемой и обозначили цель нашей работы: способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество. В соответствии с целью мы определили следующие задачи: привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинство, развивать фантазию, вкус,  творческое воображение, знакомить с элементарными приемами рукоделия.  

Нами был составлен план работы с родителями и детьми по приобщению к народной культуре. Прежде чем приступить к работе в данном направлении  была проведена диагностика по этнокультурному образованию, включающая обследование воспитанников и их родителей. Результатом явился низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к русской народной культуре, но многие не знают, как это сделать. 

Вся работа включает в себя поэтапное, постепенное  воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

Наша работа ориентирована на то, чтобы дать детям  представления об истории народной куклы, литературе (стихи, сказки, загадки о куклах); музыке (русские народные обрядовые песенки, частушки),  познакомить с элементарными приемами рукоделия (скручивание ткани, обматывание ткани нитками, завязывание лент, тесемок, подбор ткани сочетающейся по цвету) без чего невозможно приобщение детей к народной культуре. Для реализации данного направления педагоги совместно с родителями создали развивающую среду в групповой комнате. Так возник мини-музей народной куклы.

      Приобщение дошкольников к  русской народной  культуре  проходит  через все  виды  деятельности детей:  

речевое  развитие -    потешки, песенки,  поговорки,  пословицы,  загадки;

музыкальное  развитие - народные песни,  заклички,  колыбельные, частушки,  хороводные игры,   праздники;

физическое  развитие - народные игры;

изобразительная деятельность (ручной труд) -  изготовление народных кукол;

 художественная  литература  - стихи, сказки.

 Мы выделили следующие формы работы с детьми и родителями:

досуги, игры, творческие проекты, экскурсии, тематические дни, мастер-класс, анкетирование, беседы, тематические встречи, выставки, дискуссии.

Дошкольники совместно с родителями знакомятся с народной игрушкой, педагоги проводят мастер-класс по изготовлению кукол, по завершению  обыгрываются все работы, под музыкальное сопровождение водят хороводы, используют разнообразный речевой материал: песенки, приговорки, заклички.

Для приобщения родителей к решению вопросов инновационной деятельности используются семейные творческие проекты по изготовлению русской народной куклы. Через совместное творчество  происходит связь между поколениями, что способствует возрождению русских народных традиций, объединению семьи.  

Систематизированы русские народные игры  (подобраны народные календарные игры,  проводимые в дни православных праздников). На материале народного фольклора разработаны  сценарии праздников, тематических дней, посиделок для детей и родителей.

  Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей во все виды деятельности. Один раз в месяц проводятся тематические дни. В эти дни дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав.  Родители активно присоединяются к детям и участвуют в  народных играх, разучивают приговорки, песенки, вместе с детьми узнают о  народных куклах их истории, о значении кукол в жизни людей.

   Незабываемое впечатление на детей оказывает проведение таких календарных праздников, как Рождество, Святки, Масленица, Кузьминки которым предшествовала, предварительна работа: изготовление обрядовых кукол (Коляда, Масленица, Крупеничка), разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием поют песни, водят хороводы, рассказывают пословицы. Работа  по приобщению семей к народной культуре благотворно влияет на родителей,  развивает у детей интеллект, творческое воображение,  эстетический вкус, конструктивные навыки. Способствует единению семьи. Взаимодействуя с родителями, мы проводим тематические встречи, беседы, дискуссии. Так на одной из встреч педагоги и родители сравнили народную куклу с современной:

 народная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла,  каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость.  Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию. Она изготавливается и продается с соответствующими аксессуарами.

 У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Большинство родителей считает, что необходимо приобщать детей к народной культуре через изготовление народных кукол, а также не следует  отвергать  и современную куклу.

Обучая детей  и родителей изготавливать русских народных  кукол, мы убедились, что это увлекает всех. Способствует единению семьи. Приобщает к русским народным традициям.

 Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления — с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат праздничный кукольный хоровод. Таким образом, в настоящее время традиционная народная игрушка способствует развитию у ребенка мышления, памяти, воображения. Мы считаем, что необходимо возрождать изготовление традиционной русской народной куклы, и убеждены, что она поможет воспитать искренние чувства любви к родине, семье, природе склонность к труду, уважение к родной культуре и своей земле и способна дарить  детям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста".

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является духовно - нравственное воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива....

Презентация к педагогическому совету "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста".

Презентация подготовлена к деловой игре "Духовно – нравственное воспитание дошкольников"....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Выступление на педагогическом совете "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Духовно-нравственное воспитание – это многогранный целенаправленный процесс приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям, идеалам, эмоционально-чувственное и нравственно-познавательн...