Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: Дежурство в детском саду.
    консультация на тему

    Комалова Наталья Львовна

    Основные принципы организации дежурства и оформления уголка дежурных

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dezhurstvo_v_detskom_sadu.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дежурство в детском саду

    консультация для воспитателей

    (октябрь, 2014) Комалова Н.Л.

     

    Образовательная область Социально коммуникативное развитие:

    Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы.

    На выходе  (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО):

    Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…

    Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе…
    ребенок…. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

     

    У ребенка развита крупная и мелкая моторика…. Способен к волевым усилиям…

    К социальным навыкам приучаем с первого дня пребывания в д/с. В яслях – обучаем навыкам самообслуживания, гигиене, опрятности

    Чем старше, тем задач больше. Они есть в программе, в ФГТ – тематике недель  - это раздел:…..

     

    Чтобы дети учились трудиться – необходимо создать условия. Сегодня мы поговорим о создании условий для дежурства

    Задачи дежурства:

    Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя

    Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива

    Умение работать с знаково-символьной системой обозначения трудовых операций. (пояснить)

    Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня. (например помощь в накрывании на обед)

    На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку (пояснить)

     

    Роль ребенка: помощник взрослого, его полноценный заменитель

    Количество детей: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.

    Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю

    В дежурстве есть три формы объединения детей:

    -это объединение в парах;

    -дружеские взаимосимпатии;

    -избирательные взаимоотношения.

    Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.

    по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:

    -дежурство в столовой;

    -подготовка к занятиям;

    -дежурство в уголке природы.

    Содержание работы с детьми по возрастным группам:

    1 млашая группа: особенности: совместно со взрослым, воспитатель обращается с просьбой помочь ему протереть стол. Рассказывает и показывает как. Дети очень любят быть значимыми. С гордостью выполняют поручения. Могут расставить салфетницы (без салфеток), хлебницы (без хлеба).

    2 младшая группа:

    Так же простейшие поручения, отдельные дейстия. Должны почувствовать что всякий труд связан с преодолением трудностей. Важно – работа завершалась наглядным результатом.

    Со второй половины года – дежурство по столовой.: салфетницы, хлебницы, ложки, тарелки. Неделю – салф, следующ неделю – хлебницы, след – ложки и т.д. постепенно.

    Не важно, что количество ложек не совпадает с количеством детей. Нельзя ругать.

    Со второй младшей группы вводятся дидактические игры типа «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки»

    Средняя группа: занимает значительное место в ж гр. Основная форма – трудовые поручения. 1-3 ребенка, контролируя процесс, направляя и корректируя. Обязательно хвалить, даже если выполнил не совсем аккуратно.  Хвалим при всех, ругаем наедине.. чаще даем поручения, которые другим детям не видны: сходи, принеси, попроси, узнай…

    В средней группе труд – это не отдельные операции – а целый процесс, состоящий из нескольких этапов. Ребенок сервирует стол пока один, т.к. ему еще тудно согласовать свои действия со сверстником, не умеет договариваться и распределять операции между собой, убирать посуду со стола в средней группе должен взрослый, а не дежурный. Чашки дети сами относят  в раковину.

    Самостоятельно готовить и убирать рабочее место дети уже могут, действуя по образцу. (схема или пример, приготовленный взрослым)

    Старшая группа: коллективный труд, дети сами распределяют роли-обязанности, пролумывают план работы, учатся не мешать товарищам, быть аккуратным, не стесняться, просить помощи. Внимание – на завершение дела. Есть место различным поручениям: сходи, принеси, разовые, и долговременные – эту неледю ты следишь за порядком в уголке природы….

    Требования воспитателя – более высокие. Приветствуется творчество. «Сделай сам», Сделай, как у меня но подругому, сделай как хочешь.

    Обязательна похвала – тимул на следующее задание, будет стараться еще лучше

    Нельзя переделывать работу за ребенка взрослым на глазах этого ребенка

    Помощь при подготовке к занятиям и порядку на рабочем месте.

    Подготовительная группа: сегодня будем поливать цветы на участке. Подумайте как это можно сделать. Какие у вас предложения.

    Вася, возьми себе помощников, сколько тебе нужно и приберитесь в песочнице младшей группы.

    Каждые 3 дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурства. Дети самостоятельно внутри звена договорятся, кто за что будет отвечать.

     

    Оборудование и внешний вид уголка:

    Уголок дежурства

    Плакат с кармашками, где есть тематическая картинка – хорошо. Кармашки заполняет воспитатель картинками детей: картинка с именем – в старших группах. У малышей – это фото ребенка или знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.

    Форма: для накрывания столов – фартук, можно головной убор,

    Для хозяйственно-бытового труда – клеенчатые фартуки.

    Все висит рядом, компактно, на удобной ребенку высоте. Учатся завязывать друг другу фартуки (старшая, подг гр)

    Схема накрывания – иллюстрация со средней группы (вторая половина года)

    Количество схем единовременно висящих перед глазами детей – не больше трех


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей: "Прогулка в детском саду"

    Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей....

    Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"

    Использование элементов кукольного театра        в театрализованных развлечениях старших дошкольников....

    Консультация для воспитателей. "Плавание в детском саду".

    Рассказать  воспитателям  о  значении  плавания  в  детском  саду....

    Консультация для воспитателей «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

    «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения  детей дошкольного возраста». Плавание, как средство передвижения в воде человек использует с давних времён. Плавание не только поле...

    Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

    Консультация для воспитателей "Праздники в детском саду"

    Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. К...

    Консультация для воспитателей "Огород в детском саду"

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Он начинает ориентироваться в окружающем мире. В этот период закладывается любовь и позитивное отношение к природе, к «рукотвор...