Главные вкладки

    Система работы в МДОАУ " Детский сад № 29"
    статья (старшая группа) на тему

    Чумакова Светлана Викторовна

    Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении. Данный материал раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_rabotv_v_mdoau_-_kopiya.docx34.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система работы по правовому воспитанию в МДОАУ « Детский сад    № 29»

                                                           Старший воспитатель: Чумакова С.В.

    Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

    Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

    В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

    Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

    Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.  Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

    Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

    Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    В нашем детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы воспитателя: 

    • Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
    • Правовое воспитание и образование дошкольников.
    • Повышение уровня правовой культуры родителей.

    Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.

    Задачи: 

    • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
    • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
    • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
    • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
    • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
    • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
    • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

    Система взаимодействия - это:

    - организованное обучение;

    -совместную деятельность взрослого и ребенка;

    - самостоятельную деятельность детей.

    Организованная форма обучения включает в себя:

    • Знакомство с правами человека.
    • Беседы на этические темы.
    • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
    • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
    • Изобразительная, трудовая деятельность.
    • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
    • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

    Самостоятельная деятельность детей включает:

    • Работу с литературой.
    • Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
    • Разные виды игр.
    • Продуктивные виды деятельности.
    • Двигательную активность.

    В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:

    1. Работа с детьми.
    2. Работа с воспитателями.
    3. Работа с родителями.

    Работа с детьми.

    Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

    Формы и методы правового воспитания детей.

    Формы работы с детьми: 

    1. Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
    2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
    3. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
    4. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
    5. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

    Методы работы с детьми: 

    1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
    2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
    3. Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
    4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
    5. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
    6. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
    7. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

    Работа с воспитателями

    Большая работа была проведена с воспитателями ДОУ по их подготовке   к работе с детьми в данном направлении: проводились консультации "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи", семинары-практикумы, круглые столы.

    Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

    Работа с родителями.

    Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились консультации для родителей "Права ребенка – соблюдение их в семье" 

    Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

    Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

    Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

    Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

    От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

    В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

    - активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность; 

    - формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  

    - позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; 

    - обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;  

    - пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по преемственности детского сада и школы

    Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

    Система оздоровительной работы в МДОАУ "Детский сад №20"

    Данные материалы могут быть использованы для организации работы в дошкольных учреждениях....

    «Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

    Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребенка, активно формируются музы...

    «Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

    Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности ...

    Обзор системы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

    Познакомить дошкольников с правилами и нормам безопасного поведения для приобретения социального опыта.Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения...

    «Система работы структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах».

    Статья поможет правильно организовать работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах....