ФГОС дошкольного образования. Создание развивающей предметной среды в дошкольной организации.
методическая разработка на тему

Гусева Надежда Михайловна
Создание развивающей предметной среды в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                                   Untitled-1Untitled-1

         

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города  Москвы

средняя общеобразовательная школа  №1948

«Лингвист-М»

                  -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

                             ГБОУ СОШ  №1948 «Лингвист-М»

           

ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» ГБОУ

                                                             

Юридический адрес:

117420 г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д.64, к.2                                          

Тел/ Факс:8(495) 331-34-03        

e-mail: secretary1@sch1948.ru

ФГОС  дошкольного образования.

Создание развивающей предметной среды в дошкольной организации.

                                           Дошкольное отделение корп.6,7

Старший воспитатель

Гусева Надежда Михайловна

Москва, 2014г.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта  является сложным и многоплановым  процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения.

ФГОС ДО направлен на решение многих задач, в том числе создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, которые невозможно осуществить без хорошо организованной развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

В структуру ФГОС включены требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна:

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
  • создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивать открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДО ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М» создана так, что она дает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения.

Предметно-пространственная среда проектируется на основе:

  •  реализуемой    Образовательной программы;
  •  требований нормативных документов;
  •  материальных и архитектурно-пространственных условий;
  •  предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  •  общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

Цель: максимально реализовать образовательный потенциал пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

- реализацию основной и образовательной программ;

- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Она соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Образовательное пространство и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство организовано так, что предоставляет возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Предметно-пространственную среду в ДО можно изменять в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

В групповых комнатах, в физкультурных залах, а также на площадках (прогулочных и спортивных) есть возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д.  Предметно-пространственная среда открывает множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности (в том числе использование предметов и природных материалов в качестве предметов-заместителей в детской игре), обеспечивает все составляющие образовательного процесса.

Группы укомплектованы разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей; игровой материал периодически меняется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Все помещения, игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все основные виды детской активности, находятся в доступных для воспитанников местах.

Предметно-пространственная среда соответствует требованиям безопасности.

Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

В дошкольном отделении ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М» имеется в наличии игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы, а также разнообразные средства обучения, в том числе технические. В корпусе 7 оборудован и укомплектован всеми необходимыми техническими средствами обучения компьютерный класс.

Реализуя современные подходы к образованию дошкольников, развивающая предметно-пространственная среда дошкольного отделения  опирается на следующие принципы построения:

• содержательно-насыщенная, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

• здоровьесберегающая;

• эстетически-привлекательная.

Ведущая роль в воспитательно-образовательном процессе отводится игре, позволяющей ребёнку проявить свою активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого  и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей  игре средой  является та, которая даёт возможность двигаться, не ограничивает ребёнка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре

Пространство организовывается так, чтобы проводить много вариативных игр.  В группах создаётся сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребёнка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов.

Игровое пространство имеет свободно – определяемые элементы – своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые предоставляют возможность для изобретательства, открытий.

Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.