Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг
статья на тему

В статье раскрыты основные функции маркетинга образовательных услуг, особенности специфики маркетинга в различных образовательных организациях, а так же определены проблемы при формировании продуктовой стратегии образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_i_spetsifika_marketinga_obrazovatelnykh_uslug.doc35.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

Статья на тему:

«Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг»

                                               

Сотникова Наталья Вячеславовна

Заведующий МБДОУ детским садом №34

комбинированного вида ,

студентка 2 курса магистратуры

АННО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет»

Одинцово  2014 год

 Аннотация: в статье раскрыты основные функции маркетинга образовательных услуг, особенности специфики маркетинга в различных образовательных организациях, а также определены проблемы при формировании продуктовой стратегии образовательной организации.

Ключевые понятия - маркетинг образовательных услуг, рынок образовательных услуг, продуктовая стратегия.

Основным видом деятельности образовательных организаций является создание образовательных услуг.

Маркетинг образовательных услуг – это сущность определяющих моментов и процессов формирования системы управления и качественной модернизации.

Маркетинг образовательных услуг в отношении сущности понятия маркетинга в целом определяется интересами в долгосрочном понимании всех субъектов рынка образовательных услуг и общественных отношений в сфере организаций и системы управления в образовании, а также возможностью создания широкого социального статуса в виде определения интеллектуального потенциала.

В функции маркетинга образовательных услуг входит анализ структур маркетинговых основ и прогнозирование особенности рынка образовательных услуг, выявление перспективных образовательных услуг и необходимости модернизации. Маркетинг образовательных услуг должен обеспечивать и собственное развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании.

Можно определить, что образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Выделим проблемы, решение которых прямо определяет свойства и параметры образовательных услуг:

1.   Цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными знаниями.

2.    Тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения.

3.    Характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги.

Чтобы определить сущность маркетинга в сфере образования и определить, как она проявляется на рынке образовательных услуг необходимо проанализировать обширный комплекс его элементов и аспектов.

Реальными участниками маркетинговых отношений в сфере образования являются не только образовательные организации, но и потребители, широкие круги посредников, а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.

Продуктовая стратегия образовательной организации – это деятельность по формированию ассортимента образовательных услуг и программ и оптимизация ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности образовательной организации в целом [3].

 При разработке продуктовой стратегии образовательной организации основными задачами являются:

- формирование портфеля (ассортимента услуг, состоящего из основных и дополнительных образовательных услуг;

- обеспечение качества и конкурентоспособности образовательных услуг;

- постоянные образовательные инновации (создание новых образовательных услуг или обновление существующих, внедрение инновационных технологий обучения и т.п.);

- анализ жизненного цикла образовательных услуг и управление им [1].

Таким образом, формирование продуктовой стратегии образовательной организации является важной составляющей маркетинговой стратегии образовательной организации на рынке услуг.

Специфика маркетинга в сфере образования частично проявляется как специфика услуг как таковых, частично – как специфика научных, интеллектуальных услуг. Но есть и особенности, вытекающие из самой сущности образовательных услуг и прежде всего – исключительности "исходного материала" сферы образования – личности обучающегося, которая играет фактически определяющую роль в рыночном выборе образовательных услуг, в т. ч. технологий и условий их оказания, активно участвует в самом процессе оказания образовательных услуг.

Ясно, что маркетинг в средней, высшей школе и в последипломном и дополнительном образовании действует в разных условиях и обладает определенной спецификой.

Для средней школы, как и для дошкольных образовательных организаций роль и активность по предложению образовательных услуг ограничена географическим (прилегающая территория) и возрастным факторами. Решающим субъектом – заказчиком образовательных услуг выступают личности не столько самих учащихся, сколько родителей: вместе с тем их выбор часто достаточно ограничен (опять же в силу территориального фактора), выше степень монополизации каждого конкретного территориального сегмента рынка образовательных услуг. Вместе с тем важна связка этих организаций с организациями более высоких ступеней образования.

Организации высшей школы и дополнительного образования не только чувствуют себя свободнее от этих факторов, но и имеют ряд серьезных дополнительных резервов и стимулов для развития маркетинга. Это прежде всего их кадровый потенциал – преподаватели и научные сотрудники, особенно экономисты и маркетологи, а также связи и возможности в отношении кооперации с другими образовательными организациями, в т. ч. – зарубежными. Целевые установки организаций этого уровня образования неизбежно сильнее ориентированы на запросы предприятий, организаций и учреждений, которые будут в дальнейшем использовать выпускников.

Вместе с тем нельзя утверждать, что в дошкольном, среднем, высшем и дополнительном образовании уместен какой-то особый, "свой" маркетинг. Его основные элементы, связи между ними и направленность весьма родственны во всех этих сферах, да и решает он одни и те же проблемы. Основополагающий принцип маркетинга образовательных услуг сфокусирован в его философии и ставит в центр внимания не нужды производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя.

Таким образом, маркетинговая деятельность образовательной организации состоит в создании более высокой по сравнению с конкурентами ценности образовательных услуг для потребителя, способной максимально удовлетворить его потребности. Применение указанных элементов комплекса маркетинга является необходимым условием эффективной маркетинговой деятельности в образовательных организациях.

Список использованной литературы:

  • Абабкова М.Ю. Маркетинг образовательных услуг. Маркетинговые технологии в управлении международным образованием : учеб. пособие / М.Ю. Абабкова. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 150 с.
  • Куркин Е. Б. Управление образованием в условиях рынка : учеб. пособие / Е. Б. Куркина. – 3 – е изд., испр. и доп. - М. : Новая школа, 2007. – 153 с.
  • Формирование продуктовой стратегии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bussines-gid.ru/marketing-v-turizme/formirovanie-produktovoy-strategii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг

В статье раскрыты основные функции маркетинга образовательных услуг, особенности специфики маркетинга в различных образовательных организациях, а так же определены проблемы при формировании продуктово...

Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг

В статье раскрыты основные функции маркетинга образовательных услуг, особенности специфики маркетинга в различных образовательных организациях, а так же определены проблемы при формировании продуктово...

Доклад на тему: Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»

Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»Все програ...

Маркетинг платной дополнительной образовательной услуги "Звуковичок"

Буклет (англ. booklet) — это сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация. Традиционно буклеты изготавливаются на бумаге ...

Особенности организации платной образовательной услуги по хореографии в Частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации имеют право оказывать дополнительные платные образовательные ...

Особенности организации платной образовательной услуги по хореографии в Частном дошкольном образовательном учреждении

Это материал пригодиться тем, образовательным дошкольным учреждениям,которые хотят организовать платные образовательные услуги....