Сценарий образовательного действия с педагогами структурного подразделения дошкольного отделения.
методическая разработка на тему

АКИНИНА  НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Деловые игры широко применяются в методической работе. В свете новых требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, к профессионализации педагога, в ГБОУ СОШ №2097 (дошкольное отделение) города Москвы решили внести изменения в традиционное проведение деловой игры, используя опыт работы учителей начальной школы по МДП. Этот опыт помог максимально активизировать педагогов дошкольного отделения для достижения поставленной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №2097

Дошкольное отделение

(ул. Туристская  д.7, корп.2)

старший воспитатель

Акинина Наталия Александровна

Сценарий образовательного действия

с педагогами структурного подразделения дошкольного отделения

ГБОУ СОШ № 2097 (ул.Туристская, дом 7, корп. 2)

Раздел: Методический блок: развитие профессионального мастерства в соответствии с требованиями ФГОС.

В разделе «Организационно-методическая работа»  занятие № 3

Тема образовательного действия: Требования  к условиям реализации  основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС.

Какая технология используется:

Организационно-деятельностная игра с использованием техники  задачной формы организации учебного процесса  как методического приема.

Что будут осваивать педагоги:

Моделирование способа профессионального развития педагога, посредством анализа требований к дошкольному образованию в соответствии с вызовами времени и ФГОС.

Чем владеют педагоги и исходные знания.

- Владеют организацией образовательного процесса в рамках ФГТ и стандартом педагога в соответствии с ФГОС.

На каком материале будут осваивать:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.

2.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования  «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.

Система заданий, обеспечивающих освоение заявленного способа.

ЭТАП IАктуализация знаний(  9 мин).

Задание №1, (3мин) направленное на активизацию знаний педагогов о требованиях к образовательному процессу в рамках ФГОС.

- Педагогам необходимо выбрать правильный ответ в рамках темы «Образовательные области»;

Задание №2, (6мин) направленное на обозначение принципа интеграции образовательных областей по ФГОС.

- Педагогам необходимо определить, какие образовательные области ФГТ вошли в состав образовательных областей  ФГОС и обозначить принцип интеграции образовательных областей.

ЭТАП II Интеллектуальное затруднение (  5 мин).

Задание- ловушка  направленное на  моделирование способа профессионального развития педагога, посредством анализа требований к дошкольному образованию в соответствии с вызовами времени и ФГОС.

Задание №3. (3мин), направленное на  определение понятия профессионального развития педагога

Задание №4 ( 3  мин).

направленное на определение проблемного поля (образовательной области)  для моделирования способа профессионального развития педагога.

  Задание №5 (10 минут) направленное на деятельное осмысление модели простраивания способа  профессионального развития педагога в групповой коммуникации.

Точка рефлексии. (3мин)

Межгрупповая коммуникация по формулированию вывода на основе таблицы «Маршрута педагогического развития».

Задание № 6

Группам предлагается на листе формата А4 сделать вывод исходя из работы над всей таблицей.  

ЭТАП III Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности (  10  мин).

Задание №7 (3 мин)  направленное на профессиональное развитие педагога посредством определения педагогических компетентностей, обеспечивающих высокие результаты образования в соответствии с ФГОС.

Задание №8 , (5 мин)  направленное на определение вектора и точечное простраивание индивидуального маршрута  профессионального развития педагога.

Ход образовательного действия

Организационный момент.(  2  мин)

Педагоги будут работать и в группах, и индивидуально.

Условия работы в рамках образовательной ситуации:

- работа тремя командами (группами) №1, №2, №3. В каждой команде свой капитан;

- каждый член команды имеет право на высказывание личного мнения во время коммуникации, после чего формируется общее мнение членов всей команды;

- готовность команды к ответу выражает капитан с помощью  поднятой карточки с обозначением номера команды.

- мнение каждой команды высказывает тот, кого выбирает капитан;

- на выполнение каждого задания отводится определенное количество времени;

-балл получает та команда, которая первая дает правильный ответ;

- выигрывает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов;

- в случае отсутствия ответа с команды снимается балл;

- в случае нарушения установленного регламента  времени с команды снимается балл и вследствие чего у членов команды возникают проблемы в выполнении следующего задания;

- начало и конец выделенного на задания времени обозначается звуковым сигналом;

- каждой команде присваивается своя цветовая гамма: синяя, красная, зеленая.

Затем старший воспитатель предлагает в течение 30 сек выбрать капитанов.

Этап I Актуализация знаний (9 мин)

 Задание №1 ( 3 мин),  направленное на активизацию знаний педагогов о требованиях к образовательному процессу в рамках ФГОС.

Командам   предлагается на листе формата А3 в течение  3-х минут групповой коммуникации подчеркнуть правильный ответ цветным маркером (у каждой команды свой цвет). Приложение 1

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие  образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

-художественное творчество;
-
познавательное развитие;

- речевое развитие;

 - коммуникация;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие;

- социализация;

- чтение художественной литературы;

- здоровье;

- безопасность.

Варианты ответов  представители  команд вывешивают на магнитной доске.   Командам после 5 секундной  коммуникации предлагается показать карточкой номер команды, давшей правильный ответ.

Команда, представившая верный ответ, получает балл.

Задание №2 ( 6 мин),  направленное на обозначение принципа интеграции образовательных областей по ФГОС.

Командам  предлагается  в течение 3-х минутной коммуникации определить, какие образовательные области ФГТ вошли в состав образовательных областей  ФГОС и представить ответ в виде схемы цветка «Ромашка».

Каждая команда работает на своем флипчарте с   предложенным материалом. Цифра на флипчарте соответствует номеру команды. Образовательные области по ФГОС – сердцевина цветка, расположены на середине  флипчартов  одинаково  в определенной последовательности  и в соответствующей цветовой гамме. Образовательные области по ФГТ- лепестки цветка расположены справа на флипчпртах (Приложение 2 ). В результате выполнения задания получаются

Цветы-ромашки -интеграция образовательных  областей.

Далее,  командам  необходимо выбрать  принцип интеграции образовательных областей  в виде цветного квадрата –стикера и закрепить его по середине на оставленное пространство на флипчарте. Варианты принципов интеграции написаны на цветных стикерах и  вложены в конверты, размещенные внизу флипчарта каждой команды  (групповая коммуникация в течение 3-х  минут).  Правильный вариант ответа стикер – «Принцип деятельностного подхода» Приложение 2.

Педагоги, стоят у флипчартов.

Старший воспитатель предлагает представителю команд обозначить правильный ответ фишкой. В это время старший воспитатель убирает лепестки (образовательные области по ФГТ) и на флипчарте остаются образовательные области в соответствии с ФГОС и принцип их интеграции – цветной квадратный стикер с надписью «деятельностный подход».

 Педагоги проходят к своим столам.

Старший воспитатель отмечает, что задание выполнено быстро и профессионально.

А что же такое «профессионализм», «профессиональное развитие педагога»?

 Этап II Интеллектуальное затруднение 5 мин

Задание- ловушка,  направленное на  моделирование способа профессионального развития педагога, посредством анализа требований к дошкольному образованию в соответствии с вызовами времени и ФГОС.

Задание №3. (3мин), направленное на  определение понятия профессионального развития педагога.

В течение 3 мин  дать определение термина  «профессиональное  развитие педагога».  Педагоги работают в группе   на цветных карточках формат А4, соответствующей цветовой гаммы (в верхнем левом углу карточки проставлена цифра с соответствующая номеру команды).

По окончании 3 минут команды дают определение термина «профессиональное развитие педагога» и варианты ответов вывешивают на информационном пространстве (магнитной доске). Предполагается, что в определении будет назван пункт «повышение профессиональной компетентности педагога».

Вариант определения термина (предложенный Мудрой Совой): Профессиональное развитие педагога  - это непрерывный процесс расширения и совершенствования  ЗУН по своей специальности,  в результате которого повышается уровень профессиональных компетентностей педагога и  достигается более высокий результат в образовательной деятельности). Ответ вывешивается на фиксирующем пространстве.

После 5-и секундной групповой коммуникации члены команд карточкой голосуют за ответ наиболее близкий к представленному варианту.

Наиболее точный ответ  оценивается баллом.

Задание №4 (3 мин),   направленное на определение проблемного поля (образовательной области) для моделирования способа профессионального развития педагога.

Каждый член команды ,  в течение 2 –х  минут выбирает образовательную область , которая вызывает у него затруднение и отмечает её  цветным стикером-звездочкой.   В процессе групповой и межгрупповой коммуникации заполняются ячейки таблицы. Результатом заполнения таблицы  является определение образовательной области, которая вызывает у педагогов наибольшее затруднение (предположительно -  это область речевого развития.)

Таблица формат А3

№ команды

1

2

        

3

Старший воспитатель подводит итог диагностики по определению проблемной области и определяет задачу дальнейшей работы.

Задание №5 (10 минут) направленное на деятельное осмысление модели простраивания способа  профессионального развития педагога, в групповой коммуникации.

Старший воспитатель каждой команде предлагает в течение 10-ми минутной коммуникации  заполнить таблицу «Маршрут профессионального развития» (предположительно «Речевое развитие»).

Приложение №3 таблица.

В групповой коммуникации в течение 10-минут  педагоги выбирают вариант ответа из конвертов,  вырезают и  наклеивают их в соответствующие столбцы  таблицы. (№1,2,3). Затем сравнивают с предложенным вариантом ответа Мудрой Совы.

В течение 5 сек. коммуникации   решают, какая из команд заполнила таблицу более точно.

Наиболее точный ответ  оценивается баллом.

  Столбец №4 закрыт. (Приложение  №3.)   Для его заполнения педагоги получают конверт с раздаточным материалом.  

 

Точка рефлексии ( 3 мин)

Межгрупповая коммуникация по формулированию вывода на основе таблицы «Маршрута педагогического развития».

Задание № 6

Группам предлагается в течение 2 минут на листе формата А4 сделать вывод исходя из работы над всей таблицей. Выбранный № варианта необходимо обвести в кружочек.

Возможные варианты ответов:

  1.  Необходимо уметь обнаружить свою проблему и уметь находить способы ее решения (правильный ответ).
  2. Для решения проблемы необходимо дополнительное образование.
  3. Необходимо проконсультироваться с руководителем.
  4. Для решения проблемы необходим совет коллег.
  5. Для решения проблемы необходимо создать условия.

Межгрупповая коммуникация – 1 минута. Группы, верно выполнившие задание получают балл.

Этап  III Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа действия. (10 мин)

Задание №7 (3 мин)  направленное на профессиональное развитие педагога посредством определения педагогических компетентностей, обеспечивающих высокие результаты образования в соответствии с ФГОС.

Групповое задание

Используя столбец №4 таблицы «Маршрут профессионального развития» и карточки с  перечислением  педагогических компетентности  в течение 3-х минут командам   определить, к какой педагогической компетентности относятся перечисленные пункты и представителю команды  закрепить её  магнитом на доске (ответ – коммуникативная ).

Правильный ответ оценивается баллом.  

Задание №8 , (5 мин)   направленное на определение вектора и точечное простраивание индивидуального маршрута  профессионального развития педагога.

 Педагогам предлагается маркетом выделить в каждом столбце таблицы №3(лист формат А4) , используя данные заполненной ранее  таблицы №3 на флипчартах,   индивидуальный маршрут своего профессионального развития и опустить его в ящик Мудрой Совы. Приложение№3 (индивидуальное задание).

Обсуждение с педагогами процесса освоения способа деятельности (4 мин) после 5 секундной коммуникации отвечает та команда, которая первая поднимет сигнальную карточку группы.

1. Каким  способом профессионального развития мы сегодня овладели?

(ответ: «Способ моделирования точечного маршрута профессионального роста педагога» ) .

2. Какой принцип интеграции образовательных областей мы сегодня обозначили?   (ответ: принцип деятельностного подхода).

3. Без чего невозможно профессиональное развитие педагога (ответ: без повышения уровня профессиональных компетентностей).  

4.Что вызвало у Вашей группы наибольшую трудность? Общий вопрос к каждой группе.

Подведение итогов образовательного действия.(2мин)

Подсчитать баллы и выбрать победителя.

Награждение участников игры.

Приложение 1

Подчеркните  правильный ответ

- социально-коммуникативное развитие;

-художественное творчество;
- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- коммуникация;
-
художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;

- социализация;

- чтение художественной литературы;

- здоровье;

- безопасность.


Приложение №3                  Таблица «Маршрут профессионального развития»                                   РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ФГОС  

ТРУДНОСТИ

ВЫХОД

ЧЕРЕЗ ЧТО

1

2

3

4

-учет интересов детей;

-создание условий для развития личности ребенка;

-  выполнение основных движений

-  сохранение уникальности и самоценности детства в общем развитии;

- овладение  родным языком и основными формами речи 

-формирование основ безопасного поведения в быту , социуме, природе

- обогащение активного словаря;

-- знакомство с книжной культурой

-  приобретение опыта в двигательной деятельности;

-

-

-

-

- Непроизвольное отторжение нововведений;

-непонимание процесса изменений в целом;

- отсутствие опыта работы с детьми, имеющих особенности в физическом и психическом развитии;

- Создание условий для апосредованного обучения (дети сами решают когда и что делать);

- большое количество детей в группе;

- недостаточное обеспече6ние  образовательного процесса

-

-

-

-Создание условий для детей;

-Опираться на базисные потребности самого ребенка в общении;

-серьезно поговорить с родителями

-формирование универсальных качеств ребенка (воображения, образного мышления);

-деятельностный подход

-положительное отношение к учению,

  -познавательной деятельности

 –подготовить консультацию

-

-

-

- курсы ПК;

- посещение вебинаров  

- трансляция своего педагогического опыта;

- обмен опытом;

- сохранить  уникальность и самоценность  детства;

-- участие в семинарах;

- использование интернетресурсов;

 - использование методического кабинета;

- использование знаний инновационных технологий.

- работа в информационном пространстве школы ;

- П-П

- П-Родители

- П-Ребенок

- усилить дисциплину в группе

- создание условий для развития личности ребенка;

- ДО –ДО

- ДО- школа

-  посещение конференций

- тема самообразования

-

-

-

ВЫВОД: Уметь обнаружить свою проблему и умение- ее решить


Приложение 2

Цветы-ромашка с указанием принципа интеграции образовательных  областей

Приложение2

Принципы интеграции

           Варианты ответов:


Приложение 4

Педагогические компетентности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио старшего воспитателя структурного подразделения дошкольного образования МАОУ СОШ №22 Ярцевой Елены Николаевны г. Балаково Саратовской области.

Ярцева Елена Николаевна. Высшее образование. В 2000 году окончила Саратовский Государственный Университет. С 2002 года работала по специальности воспитатель группы продленного дня. В 2007 году б...

Анкета для педагогов структурного подразделения «Профессиональный портрет»

Анкета для педагогов структурного подразделения МБОУ "Искитимская СОШ" «Профессиональный портрет».Заранее спасибо)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)

В пособии представлена модель рабочей  программы  деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...

Дорожная карта развития молодого педагога структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2016 - 2019 гг.

Дорожная карта развития молодого педагога структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2016 - 2019 гг....

«Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»

laquo;Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»...