Консультация для воспитателей детского сада "Система работы со сказкой"
консультация на тему

Елена Викторовна Жигулова

В консультации "Система работы со сказкой" представлен материал о том, как же читать или рассказывать сказку, для того чтобы детям было интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_so_skazkoy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из важных условий рассказа сказки – это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Здесь педагог берёт на себя функцию образца. При рассказе от взрослого требуется выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения  или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

        При пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Педагогу, прежде чем преподнести текст детям, необходимо заранее подготовить и воспроизвести его для себя.

        При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами должны быть также предварительно отработаны, чтобы во время показа не фиксировать на этом внимания. Действуя с куклой, надо следить за тем, чтобы её движения соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.

        Особенный всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В этой ситуации педагог берёт на себя функцию советника. От лица героя сказки педагог преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводит к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ними или соглашаются, предлагают свои решения.

        В процессе рассказа и показа сказки важно не увлечься описанием второстепенных моментов, игрой кукольных персонажей, а донести до ребёнка идею сказки, основное её содержание, выделив при этом основные моменты нужной интонацией голоса, громкостью или паузой. В этом выражается следующая функция педагога в работе со сказкой – функция инструктора. 

         При чтении педагог следит не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребёнка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Рассказывая сказку и выполняя вышеназванные функции, педагог параллельно выполняет функцию наблюдателя. Наблюдая за ребёнком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребёнка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребёнка в данный момент его жизни.

        По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Здесь педагог берёт на себя функцию партнёра, которая проявляется в его реакции на эмоциональную активность детей. Не следует делать детям замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений.

        Сказка рассказана. После чтения необходимо побеседовать с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. На этом этапе педагог берёт на себя функцию фасилитатора. Планируя вопросы для беседы, педагог стремится помочь ребёнку разобраться в образе и высказать своё отношение к нему.

         Вместе с детьми он обсуждает героев, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта.

        Это так называемое традиционное направление работы со сказкой, но  в своей практике мы подходим к сказочному материалу нетрадиционно, используя разработанную нестандартную методику Л.Б. Фесюковой  ( Приложение №1).

        Завершающим моментом работы со сказками, является их драматизация. При этом рассматриваем драматизацию как один из видов театрализованной (театрально-игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью, которой является раскрепощение каждого вовлечённого в неё ребёнка как актёра. Драматизация проявляется  в самых разнообразных формах: как импровизация сценок по содержанию сказки, как инсценирование готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, т. е. театральная постановка сказки. В любом случае, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных персонажей, действуют в их образе.

        Организация театрализованной деятельности детей на основе сказок – дело непростое. Основными условиями успеха являются:

        -  учёт психофизиологических основ осуществления детьми  театрализованной деятельности. Вовлекая детей в театрализованную деятельность, педагог должен учитывать возрастные возможности психофизиологического развития своих воспитанников.  Эти возможности обусловлены  возрастными особенностями созревания нервной системы, прежде всего головного мозга, особенностями механизмов порождения и развития речи.

        Дети старшей группы способны овладеть следующими умениями и навыками, необходимыми для осуществления театрализованной деятельности: уметь исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров, находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа; стремится оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации.

        Психофизиологические возможности детей подготовительной группы к осуществлению театрализованной деятельности сводятся к следующему: уметь использовать по ролям законченные сценки и небольшие сценки, используя интонационную выразительность персонажей, голосовые изменения соответственно образу персонажа, характерные его действия и движения, найти целесообразные действия персонажей на игровом пространстве, место их положения на сценической площадке; видеть и слышать своего партнёра, не растягивать действия  и не ускорять до суетливости, вовремя вступать в общий ход действия; стремится заранее обдумывать оформление места действия и подготовить всё необходимое для этого; организоваться в группе, распределить между собой роли и другие обязанности, связанные с подготовкой и показом театрализованного представления (спектакля). В подготовительной группе дети в основном овладевают правильным звуковым оформление слов, имеют достаточный словарный запас, грамматически правильную речь, свободно пользуются монологической речью.

        Важно учитывать эти психофизиологические основы осуществления детьми театрализованной деятельности, подбирая то или иное произведение для театральной постановки, предлагая те или иные творческие задания в процессе подготовки к ним.  В противном случае, пытаясь «бежать впереди паровоза», мы, педагоги, можем только навредить ребёнку, который ещё просто физически не готов к выполнению наших завышенных требований.

        В старшей группе при работе над драматизацией сказок основой является задача развития у каждого ребёнка интонационной и мимической выразительности. В подготовительной группе необходимо углублять работу по использованию в речи детей синонимов, антонимов, сравнений и эпитетов.

        При разучивании с детьми текста драматизации уделять внимание развитию у них речевого дыхания, учить детей правильно использовать возможности своего голосового аппарата (высота, сила, тембр голоса); постараться сформировать у них хорошую дикцию, темп и ритм речи, средства выразительности образа на сцене (пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.).

        Этому способствуют использование в работе с детьми разнообразных игр, упражнений и этюдов (Приложение № 2).

Своеобразным итогом всей работы с детьми по сказкам является создание спектакля – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки спектакля мы стараемся соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
  4. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в

разных ролях.

        При соблюдении этих основных условий дети ждут каждой репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.

        Выбирая материал для инсценировки,  как было сказано выше, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний умений детей, но в тоже время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

        Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над спектаклем:

        Первый этап работы над сказкой связан с её выбором. Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, можно провести беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений, знакомые фильмы помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.

        Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывает каждый эпизод, дополняя друг друга , и придумывают им название.

        Третий этап – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев.

        Четвертый этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

        Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь в какой - либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

        Одновременно на занятиях по изодеятельности дети могут делать рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

        Пятый этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы каждого действующего лица. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

        Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребёнок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

        Нельзя приказать ребёнку: «Испугайся» - или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребёнку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным.

        Не следует предлагать заранее придуманные педагогам мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникнуть по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Добиваясь выразительности  и чёткости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой – очень быстро, эмоционально, третий – медленно, уверенно, четвёртый – сердито и т.д.

        Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять.

        Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. В этот период проходит репетиция всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, а также элементы костюмов.

        Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля (затянутость или излишняя торопливость отдельных сцен).

        Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах.

        Премьера -  это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

        Последний, заключительный, этап – это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если всё в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссёра.

        Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый по-разному, то это уже элемент творческой импровизации.

        Таким образом, для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения навыки. Использование сказок в качестве основы театрализованной деятельности детей старшего дошкольного позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Лечебно-профилактическая работа в детском саду"

Закаливание составляет важное  звено в системе физического воспитания детей, Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма , повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющи...

Консультация для воспитателей "Основные направления работы с детьми с детским церебральным параличом"

Статья раскрывает как подготовительный этап работы: изучение анамнеза, проведение обследования детей с д.ц.п, так и основные разделы работы с данной категорией детей....

Консультация для воспитателей «Детский сад-семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»

Все многообразие форм работы условно разделим на две большие подгруппы:1) Работа с семьей внутри детского сада2) Работа с семьей за пределами детского сада.Всем хорошо известна первая группа, но мало ...

Консультация для воспитателей детского сада: «А я советую читать сказки так!»

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателем, т.е. дословная передача текста....

Консультация для воспитателей детского сада «А я советую читать сказки так!"

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с...

Консультация для воспитателей детского сада: «А я советую читать сказки так!»

Консультация для воспитателей детского сада: «А я советую читать сказки так!»...

Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма" консультация по обж

Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"...